EN | BY
Поиск по сайту
КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Дневная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-43

Заочная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-44

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намНаш канал в TelegramГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ

Республиканский центр развития инклюзивного образования

Электронное расписание Блоги преподавателей СДО Moodle

Виртуальная лаборатория

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

     

    

   

 
  
События
Об Институте инклюзивного образования

Выбрать язык / Change language

RU  EN  BY

Положение об Институте инклюзивного образования
Институт инклюзивного образования сегодня

ОБ ИНСТИТУТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 сентября 2016 года в соответствии с приказом ректора БГПУ от 04.07.2016 № 67 на базе факультета специального образования открыт Институт инклюзивного образования.

Актуальность создания Института инклюзивного образования обусловлена, в первую очередь, присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году и ратифицированной в нашей стране в 2016 году. Данная конвенция определяет обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

Инклюзивное образование – мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития) в единый образовательный процесс. Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка.

В Республике Беларусь принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития и разработан план ее реализации на 2016 – 2020 гг. Однако, в международной практике инклюзивное образование рассматривается шире, так как организуется для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающимися с разными образовательными потребностями (одаренными и талантливыми детьми; детьми с нарушениями поведения, девиантным поведением; детьми, представляющими национальные меньшинства и детьми из семей мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детьми, находящимися в социально опасном положении; детьми с особенностями психофизического развития и др.) Такой подход обусловливает необходимость расширения спектра задач, требующих решения.

Сегодня Институт инклюзивного образования осуществляет подготовку специалистов на уровне специального высшего образования по специальности «Специальное и инклюзивное образование» с профилизациями:

  • Дошкольная логопедия
  • Логопедческая помощь детям школьного возраста и взрослым
  • Образование лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Олигофренопедагогика
  • Сурдопедагогика
  • Тифлопедагогика

На уровне углубленного высшего образования (магистратура) по специальности «Инклюзивное образование» с профилизацией «Коррекционная педагогика» (дневная форма получения образования) и по специальности «Инклюзивное образование», в том числе с профилизациями «Модернизация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в современных условиях», «Ранняя комплексная помощь (РКП) детям с особыми образовательными потребностями», «Психолого-педагогическая поддержка обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)» (заочная форма получения образования).

Структура Института инклюзивного образования включает следующие подразделения:

  • кафедра коррекционно-развивающих технологий;
  • кафедра логопедии;
  • кафедра педагогики и психологии инклюзивного образования;
  • кафедра специальной педагогики;
  • учебно-организационный отдел;
  • учебная лаборатория по развитию информационно-коммуникационных технологий «Образование без границ»;
  • Республиканский центр развития инклюзивного образования, созданный по инициативе и при поддержке ЮНИСЕФ.

Приказом ректора БГПУ назначена администрация Института инклюзивного образования:

Хитрюк Вера Валерьевна – директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук, доцент;

Строгая Юлия Викторовна – заместитель директора по учебной работе

Лемех Елена Анатольевна – заместитель директора по научно-методической работе, кандидат психологических наук, доцент;

Сергушкина Ольга Александровна – заместитель директора по воспитательной работе;

Кутыш Александр Збысловавич– начальник учебно-организационного отдела.

Структура Института инклюзивного образования
Приоритетные направления, цель и задачи Института инклюзивного образования в 2024/2025 учебном году

Приоритетные направления развития Института:

- обеспечение реализации подготовки специальных педагогов по непрерывной образовательной программе высшего образования по специальности «Специальное и инклюзивное образование» (с профилизациями);

- подготовка учителей-дефектологов по образовательной программе общего высшего образования, способных обеспечить качество образовательного процесса, формирование жизненных и академических компетенций, психологического благополучия обучающихся с особенностями психофизического развития в условиях диверсификации их образовательных маршрутов;

- обеспечение содержания подготовки педагогических работников по образовательным программам общего, углубленного и специального высшего образования к профессиональной деятельности в контексте реализации принципа инклюзии в образовании;

- обеспечение формирования у студентов педагогических специальностей профиля 01 Педагогика по образовательным программам общего и углубленного высшего образования профессиональных компетенций, обеспечивающих повышение качества образования обучающихся с особенностями психофизического развития с учетом их особых образовательных потребностей;

- подготовка педагогических работников по образовательной программе углубленного высшего образования по специальности «Инклюзивное образование» (с профилизациями);

- научно-методическое обеспечение образовательного процесса, внедрение современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов по образовательным программам общего, специального и углубленного высшего образования в контексте реализации компетентностного подхода, в том числе на иностранном языке;

- выполнение научно-исследовательских работ в формате Государственной программы научных исследований, Государственной научно-технической программы; НИР, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь и др.;

- обеспечение деятельности, организация и участие в мероприятиях в соответствии с планом работы Общественного совета базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования;

- обеспечение выполнения проекта международной технической помощи «Инклюзивное образование6 благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», одобренного постановлением Совета Министров Республики беларусь от 21 марта 2022 г. №152;

- обеспечение выполнения протокола поручений Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, данных 16 марта 2023 г., в ходе заседания Консультативного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь  седьмого созыва по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития (п.п.2.1.4, 2.2), Плана мероприятий Министерства образования  по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на 2023-2025 годы; дорожной карты совершенствования взаимодействия при оказании помощи лицам с особенностями психофизического развития, инвалидностью и их семьям, подготовке и повышении квалификации кадров на 2022-2025 годы, дорожной карты и Плана мероприятий Дорожной карты создания в Республике Беларусь отечественной школы обучения и воспитания детей с РАС на 2021-2025 годы;

- взаимодействие с зарубежными партнерами, университетами Республики Беларусь, участниками учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования, потребителями образовательной услуги;

- обеспечение воспитательной работы со студентами и ее идеологического сопровождения средствами учебных дисциплин, вовлечения в студенческое самоуправление, проведения мероприятий патриотической направленности, волонтерской деятельности;

- обеспечение дистанционной технологии обучения, реализуемой на различных образовательных платформах, в том числе при реализации образовательной программы с Ташкентским государственным педагогическим университетом имени Низами, реализуемой в рамках деятельности совместного факультета «Инновационная педагогика», и Джизакским государственным педагогическим университетом, реализуемой в рамках деятельности факультета «Совместных образовательных программ», по специальности «Логопедия», а также при реализации образовательной программы углубленного высшего образования по специальности «Инклюзивное образование» с Ташкентским государственным педагогическим университетом имени Низами, реализуемой в рамках деятельности совместного факультета «Инновационная педагогика»;

- развитие новых форм и направлений внебюджетной деятельности, обеспечение экспорта образовательных услуг посредством реализации образовательных программ для специальностей общего, специального и углубленного высшего образования, а также обучающих курсов Республиканского центра развития инклюзивного образования (РЦРИО);

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- сопровождение и модерирование содержания страниц сайта БГПУ, отражающих деятельность ИИО, РЦРИО, Общественного совета базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации  педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, виртуальной лаборатории учителя-дефектолога.

Цель Института: обеспечить качество подготовки педагогических работников, в том числе учителей-дефектологов, по специальностям общего, специального и углубленного высшего образования в контексте реализации принципа инклюзии в образовании.

Задачи Института:

  1. Разработать примерные учебные, учебные программы и учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин II-III семестров учебных планов образовательных стандартов непрерывной образовательной программы высшего образования по специальности «Специальное и инклюзивное образование» (с профилизациями).
  2. Разработать примерные учебные и учебные программы и учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин VI-VII семестров учебных планов образовательных стандартов поколения «3+» в логике учета особых образовательных потребностей обучающихся.
  3. Продолжить работу по разработке практикоориентированных заданий и профессиональных задач на компетентностной основе по учебным дисциплинам цикла специальных дисциплин.
  4. Усилить работу по формированию у будущих учителей-дефектологов профессиональных компетенций, обеспечивающих психологическое благополучие обучающихся с ОПФР в условиях диверсификации их образования и учетом принципа инклюзии в образовании.
  5. Продолжить разработку учебно-методических материалов для обеспечения образовательной программы углубленного высшего образования по специальности «Специальное и инклюзивное образования (с профилизациями)».
  6. Продолжить практику внедрения в образовательный процесс виртуальной лаборатории учителя-дефектолога.
  7. Обеспечить участие сотрудников Института в конкурсах на выполнение научно-исследовательских работ в рамках заданий ГПНИ, НИР, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь, а также соискание грантов Министерства образования и гранта Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре (образование).
  8. Обеспечить воспитательную работу по патриотическому воспитанию будущих учителей-дефектологов / специальных педагогов, а также по формированию профессиональной культуры студентов в рамках цикла специальных дисциплин.
  9. Продолжить работу по расширению экспорта образовательных услуг на основе реализации совместных образовательных программ общего и углубленного высшего образования с УВО Республики Узбекистан.
  10. Обеспечить качество образовательных и консультативных услуг, оказываемых в формате внебюджетной деятельности в рамках работы Республиканского центра развития инклюзивного образования, в том числе для региональных учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку учителей-дефектологов, областных институтов развития образования, учреждений дошкольного, общего среднего, специального и профессионального образования.
Основные сведения о результатах деятельности Института инклюзивного образования за отчетный период
История Института инклюзивного образования

1960 открыто отделение дефектологии при физико-математическом факультете МГПИ им. А.М. Горького по специальности "Математик - сурдопедагог". Инициаторами организации отделения дефектологии были Г.З. Кругер (тогда главный врач Республиканского сурдологического диспансера), К.Г. Ермилова (тогда логопед Республиканского сурдологического диспансера), Т.Л. Лещинская (тогда инспектор специальных школ Министерства просвещения БССР), и кандидат медицинских наук А.Г. Третьякова

1961 первый набор студентов на дневное отделение факультета педагогики и методики начального обучения по специальности "Олигофренопедагогика и логопедия"

1964 первый набор студентов на дневное отделение факультета педагогики и методики начального обучения по специальности "Сурдопедагогика" (единственный до 1982 года)

1965 первый выпуск белорусских дефектологов

1968 открыто заочное отделение по специальностям "Олигофренопедагогика и логопедия", "Сурдопедагогика" (три года на базе высшего образования) и "Олигофренопедагогика и логопедия" (5 лет на базе среднего образования)

1968 создана кафедра дефектологии (заведующая – доцент А.Г. Троянова)

24.04.1976 создан дефектологический факультет (декан – доцент Г.Г. Турик) с двумя кафедрами: специальной педагогики (заведующая – доцент Т.Л. Лещинская) и психопатологии и логопедии (заведующие: доцент Н.Ф. Шило (1976-1979 гг.) и доцент Т.А. Григорьева (1979-1984 гг.)

1982 возобновлена подготовка по специальности "Сурдопедагогика" на дневном отделении

1984 первая реорганизация: образованы три кафедры: "Олигофренопедагогики и психопатологии" (заведующий – доцент Г.Г. Турик), "Сурдопедагогики и логопедии" (заведующая – доцент Т.А. Григорьева), "Специальных методик" (заведующий – доцент В.П. Гриханов)

1990-1991 начата подготовка по специальности "Тифлопедагогика" на заочном отделении (три года на базе высшего образования), с 1991 года – на дневном отделении

1993 МГПИ им. М. Горького преобразован в Белорусский государственный педагогический университет (БГПУ), в университете и на факультете началась реализация концепции многоуровневой модели университетского образования 

1994 вторая реорганизация: образовано пять кафедр: основ дефектологии (заведующая – доцент Т.В. Варенова), тифлопедагогики (заведующая – доцент З.Г. Ермолович), сурдопедагогики (заведующая – профессор Т.А. Григорьева), логопедии (заведующая – доцент Л.А. Зайцева), олигофренопедагогики (заведующая – доцент З.А. Апацкая)

1994 первый набор студентов по специальности "Дефектология" с дальнейшей специализацией "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Сурдопедагогика", "Тифлопедагогика"

1996 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Логопедия и практическая психология" (дневное отделение)

1997 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Олигофренопедагогика и логопедия" (заочное отделение)

1997 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Логопедия. Практическая психология"

1998 на факультете открыта переподготовка дефектологических кадров для учреждений специального образования Республики Беларусь. В 2000 году переподготовка перешла в ведение ИПК и ПК БГПК

1998 открыт Ученый Совет по защите диссертаций на присвоение ученой степени кандидата психологических наук по специальности К.19.00.10 "Коррекционная психология"

01.12.2004 дефектологический факультет переименован в факультет специального образования

2005 начата подготовка по специальности "Логопедия. Специальная психология" 

2006 - 2016 cтуденты факультета специального образования получают качественную подготовку по предметам медико-биологического, психолого-педагогического и методического циклов, овладевают практическими умениями работы с детьми, имеющими ограничения, обусловленные нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, синдромом нарушения внимания и гиперактивности. Подготовка на факультете специального образования включает в себя практику в разных типах учреждений образования, участие в волонтерской работе.

На факультете специального образования успешно работают студенческие учебно-научные проблемные группы. Ежегодно их участники представляют свои работы на республиканские, международные конкурсы научных работ и традиционно завоевывают призовые места. Лучшие выпускники факультета могут продолжать свое образование в магистратуре и аспирантуре.


1 сентября 2016 года в соответствии с приказом ректора БГПУ от 04.07.2016 №67 на базе факультета специального образования открыт Институт инклюзивного образования.

Актуальность создания Института инклюзивного образования обусловлена, в первую очередь, присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой в ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

Инклюзивное образование – мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития), в единый образовательный процесс. Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка.

В Республике Беларусь принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, действует план по ее реализации в 2016 – 2020 гг. Однако в международной практике инклюзивное образование рассматривается шире и организуется для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др. Такой подход обусловливает необходимость расширения спектра задач, требующих решения.

Институт инклюзивного образования осуществляет подготовку специалистов в дневной и заочной формах получения образования I ступени высшего образования по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», на II ступени высшего образования по специальности «Коррекционная педагогика»; организует и проводит научные исследования в области специального и инклюзивного образования.

Структура Института инклюзивного образования включает следующие подразделения:

По инициативе и при поддержке ЮНИСЕФ принято решение о создании в структуре Института Республиканского центра развития инклюзивного образования, а в перспективе – сети его филиалов по всей республике.

Приоритетными направлениями деятельности Института инклюзивного образования являются:

  • развитие системы подготовки педагогов, способных к реализации вариативных форм образования лиц с особыми образовательными потребностями на разных уровнях образования (организация образовательного процесса на первой ступени высшего профессионального образования, разработка и реализация магистерских программ, подготовка кадров высшей квалификации);
  • организация научных исследований в области инклюзивного и специального образования, апробация и внедрение результатов в процессе экспериментальной и инновационной деятельности;
  • разработка и внедрение научно-методического обеспечения инклюзивного и специального образования, современных образовательных технологий;
  • создание и поддержка профессионального консультативного сайта для специалистов и родителей по прикладным вопросам модернизации системы образования;
  • усиление взаимодействия с родителями лиц с особыми образовательными потребностями;
  • расширение связей с общественными организациями, представляющими интересы лиц с особыми образовательными потребностями;
  • развитие международного сотрудничества;
  • организация и проведение национальных и международных научно-практических конференций, конкурсов, выставок по актуальным проблемам инклюзивного и специального образования. 

Таким образом, Институт инклюзивного образования выступит учебно-научно-производственным центром, обеспечивающим разработку концептуальных основ и осуществление образовательной, научной, учебно-методической и практической деятельности в области инклюзивного и специального образования в Республике Беларусь.

Отличники образования