Поиск по сайту
220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Дневная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-43
Заочная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-44
E-mail: iio@bspu.by
Выбрать язык / Change language
Институт инклюзивного образования сегодня
ОБ ИНСТИТУТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 сентября 2016 года в соответствии с приказом ректора БГПУ от 04.07.2016 № 67 на базе факультета специального образования открыт Институт инклюзивного образования.
Актуальность создания Института инклюзивного образования обусловлена, в первую очередь, присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году и ратифицированной в нашей стране в 2016 году. Данная конвенция определяет обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Инклюзивное образование – мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития) в единый образовательный процесс. Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка.
В Республике Беларусь принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития и разработан план ее реализации на 2016 – 2020 гг. Однако, в международной практике инклюзивное образование рассматривается шире, так как организуется для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающимися с разными образовательными потребностями (одаренными и талантливыми детьми; детьми с нарушениями поведения, девиантным поведением; детьми, представляющими национальные меньшинства и детьми из семей мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детьми, находящимися в социально опасном положении; детьми с особенностями психофизического развития и др.) Такой подход обусловливает необходимость расширения спектра задач, требующих решения.
Институт инклюзивного образования осуществляет подготовку специалистов на I ступени высшего образования дневной и заочной форм получения образования по специальностям «Олигофренопедагогика», « Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», на II ступени высшего образования (магистратура) по следующим направлениям: 1-08 80 05 Коррекционная педагогика; 1-08 80 05 Коррекционная педагогика с профилизацией «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» (в сетевой форме); 1-08 80 05 Коррекционная педагогика с профилизацией «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико педагогического консилиума» (в сетевой форме).
Реализация образовательных программ магистратуры в сетевой форме в Институте инклюзивного образования осуществляется в режиме экспериментальной деятельности. Набор студентов по укрупненной специальности 1-08 80 09 Инклюзивное образование был открыт в 2019 году, в том числе по специальности «Коррекционная педагогика».
Структура Института инклюзивного образования включает следующие подразделения:
- кафедра коррекционно-развивающих технологий;
- кафедра логопедии;
- кафедра педагогики и психологии инклюзивного образования;
- кафедра специальной педагогики;
- учебно-организационный отдел;
- учебная лаборатория по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ»;
- Республиканский центр развития инклюзивного образования, созданный по инициативе и при поддержке ЮНИСЕФ.
Приоритетными направлениями деятельности Института инклюзивного образования являются:
- развитие системы подготовки педагогов, способных к реализации вариативных форм образования лиц с особыми образовательными потребностями на разных уровнях образования (организация образовательного процесса на первой ступени высшего профессионального образования, разработка и реализация магистерских программ, подготовка кадров высшей квалификации);
- организация научных исследований в области инклюзивного и специального образования, апробация и внедрение результатов в процессе экспериментальной и инновационной деятельности;
- разработка и внедрение научно-методического обеспечения инклюзивного и специального образования, современных образовательных технологий;
- создание и поддержка профессионального консультативного сайта для специалистов и родителей по прикладным вопросам модернизации системы образования;
- усиление взаимодействия с родителями лиц с особыми образовательными потребностями;
- расширение связей с общественными организациями, представляющими интересы лиц с особыми образовательными потребностями;
- развитие международного сотрудничества;
- организация и проведение национальных и международных научно-практических конференций, конкурсов, выставок по актуальным проблемам инклюзивного и специального образования.
Таким образом, Институт инклюзивного образования выступает учебно-научно-производственным центром, обеспечивающим разработку концептуальных основ и осуществление образовательной, научной, учебно-методической и практической деятельности в области инклюзивного и специального образования в Республике Беларусь.
Приказом ректора БГПУ назначена администрация Института инклюзивного образования:
Хитрюк Вера Валерьевна – директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук, доцент;
Волченков Владимир Степанович – заместитель директора по учебной работе, кандидат психологических наук;
Феклистова Светлана Николаевна – заместитель директора по научно-методической работе, доктор педагогических наук, доцент;
Волкова Любовь Михайловна – заместитель директора по воспитательной работе;
Турский Болеслав Тадеушевич – начальник учебно-организационного отдела.
Приоритетные направления, цель и задачи Института инклюзивного образования в 2022/2023 учебном году
Приоритетные направления развития Института:
- обеспечение разработки содержания подготовки педагогических работников по непрерывной образовательной программе высшего образования по специальности «Специальное и инклюзивное образование»;
- подготовка учителей-дефектологов на I ступени высшего образования, способных обеспечить качество образовательного процесса, формирование жизненных и академических компетенций, психологического благополучия обучающихся с особенностями психофизического развития в условиях диверсификации их образования;
- обеспечение содержания подготовки педагогических работников на I ступени высшего образования к профессиональной деятельности в контексте реализации принципа инклюзии в образовании посредством разработки типовых учебных и учебных программ учебных дисциплин образовательного стандарта поколения «3+»;
- обеспечение формирования у студентов педагогических специальностей профиля А на I ступени высшего образования профессиональных компетенций, обеспечивающих повышение качества образования лиц с расстройствами аутистического спектра;
- подготовка педагогических работников на II ступени высшего образования по укрупненной специальности «Инклюзивное образование» (с профилизацией «Коррекционная педагогика»);
- научно-методическое обеспечение образовательного процесса, внедрение современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов на I и II ступенях высшего образования в контексте реализации компетентностного подхода, в том числе на иностранном языке;
- выполнение научно-исследовательских работ в формате Государственной программы научных исследований, Государственной научно-технической программы; НИР, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь и др.;
- обеспечение деятельности, организация и участие в мероприятиях в соответствии с планом работы Общественного совета базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования;
- взаимодействие с зарубежными партнерами, университетами Республики Беларусь, участниками учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования, потребителями образовательной услуги;
- обеспечение воспитательной работы со студентами и ее идеологического сопровождения средствами учебных дисциплин, вовлечения студенческое самоуправление, мероприятий патриотической направленности, волонтерской деятельность;
- развитие дистанционной технологии обучения, реализуемой на различных образовательных платформах, в том числе при реализации образовательной программы с Ташкентским государственным педагогическим университетом имени Низами, реализуемой в рамках деятельности совместного факультета «Инновационная педагогика», и Джизакским государственным педагогическим институтом, реализуемой в рамках деятельности факультета «Совместных образовательных программ», по специальности «Логопедия»;
- развитие новых форм и направлений внебюджетной деятельности, обеспечение экспорта образовательных услуг посредством реализации образовательных программ первой и второй ступеней высшего образования, а также обучающих курсов РРЦИО;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- сопровождение и модерирование содержания страниц сайта БГПУ, отражающих деятельность ИИО, Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования, Общественного совета базовой организации государств–участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, виртуальной лаборатории учителя-дефектолога.
Цель Института: обеспечить качество подготовки педагогических работников, в том числе учителей-дефектологов, на I и II ступенях высшего образования в контексте реализации принципа инклюзии в образовании.
Задачи Института:
- Разработать образовательный стандарт и типовой учебный план непрерывной образовательной программы высшего образования по специальности «Специальное и инклюзивное образование» (с профилизациями);
- Разработать типовые учебные, учебные программы и учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин I-II семестров учебных планов образовательных стандартов непрерывной образовательной программы высшего образования по специальности «Специальное и инклюзивное образование» (с профилизациями);
- Разработать типовые учебные и учебные программы и учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин IV-V семестров учебных планов образовательных стандартов поколения «3+» в логике учета особых образовательных потребностей обучающихся.
- Продолжить работу по разработке практикоориентированных заданий и профессиональных задач на компетентностной основе по учебным дисциплинам цикла специальных дисциплин.
- Усилить работу по формированию у будущих учителей-дефектологов профессиональных компетенций, обеспечивающих психологическое благополучие обучающихся с ОПФР в условиях диверсификации их образования и учетом принципа инклюзии в образовании.
- Продолжить разработку учебно-методических материалов для обеспечения использования информационно-коммуникационных технологий обучения, в том числе дистанционных, в образовательном процессе на 1 и 2 ступенях высшего образования.
- Разработать стратегию и внедрить в образовательный процесс виртуальную лабораторию учителя-дефектолога.
- Обеспечить участие сотрудников Института в конкурсах на выполнение научно-исследовательских работ в рамках заданий ГПНИ, НИР, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь, а также соискание грантов Министерства образования и гранта Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре (образование).
- Обеспечить воспитательную работу по формированию профессиональной культуры студентов в рамках цикла специальных дисциплин.
- Продолжить работу по расширению экспорта образовательных услуг на основе реализации совместных образовательных программ первой ступени высшего образования с УВО Республики Узбекистан.
- Обеспечить качество образовательных и консультативных услуг, оказываемых в формате внебюджетной деятельности в рамках работы РРЦИО.
История Института инклюзивного образования
1960 открыто отделение дефектологии при физико-математическом факультете МГПИ им. А.М. Горького по специальности "Математик - сурдопедагог". Инициаторами организации отделения дефектологии были Г.З. Кругер (тогда главный врач Республиканского сурдологического диспансера), К.Г. Ермилова (тогда логопед Республиканского сурдологического диспансера), Т.Л. Лещинская (тогда инспектор специальных школ Министерства просвещения БССР), и кандидат медицинских наук А.Г. Третьякова
1961 первый набор студентов на дневное отделение факультета педагогики и методики начального обучения по специальности "Олигофренопедагогика и логопедия"
1964 первый набор студентов на дневное отделение факультета педагогики и методики начального обучения по специальности "Сурдопедагогика" (единственный до 1982 года)
1965 первый выпуск белорусских дефектологов
1968 открыто заочное отделение по специальностям "Олигофренопедагогика и логопедия", "Сурдопедагогика" (три года на базе высшего образования) и "Олигофренопедагогика и логопедия" (5 лет на базе среднего образования)
1968 создана кафедра дефектологии (заведующая – доцент А.Г. Троянова)
24.04.1976 создан дефектологический факультет (декан – доцент Г.Г. Турик) с двумя кафедрами: специальной педагогики (заведующая – доцент Т.Л. Лещинская) и психопатологии и логопедии (заведующие: доцент Н.Ф. Шило (1976-1979 гг.) и доцент Т.А. Григорьева (1979-1984 гг.)
1982 возобновлена подготовка по специальности "Сурдопедагогика" на дневном отделении
1984 первая реорганизация: образованы три кафедры: "Олигофренопедагогики и психопатологии" (заведующий – доцент Г.Г. Турик), "Сурдопедагогики и логопедии" (заведующая – доцент Т.А. Григорьева), "Специальных методик" (заведующий – доцент В.П. Гриханов)
1990-1991 начата подготовка по специальности "Тифлопедагогика" на заочном отделении (три года на базе высшего образования), с 1991 года – на дневном отделении
1993 МГПИ им. М. Горького преобразован в Белорусский государственный педагогический университет (БГПУ), в университете и на факультете началась реализация концепции многоуровневой модели университетского образования
1994 вторая реорганизация: образовано пять кафедр: основ дефектологии (заведующая – доцент Т.В. Варенова), тифлопедагогики (заведующая – доцент З.Г. Ермолович), сурдопедагогики (заведующая – профессор Т.А. Григорьева), логопедии (заведующая – доцент Л.А. Зайцева), олигофренопедагогики (заведующая – доцент З.А. Апацкая)
1994 первый набор студентов по специальности "Дефектология" с дальнейшей специализацией "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Сурдопедагогика", "Тифлопедагогика"
1996 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Логопедия и практическая психология" (дневное отделение)
1997 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Олигофренопедагогика и логопедия" (заочное отделение)
1997 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Логопедия. Практическая психология"
1998 на факультете открыта переподготовка дефектологических кадров для учреждений специального образования Республики Беларусь. В 2000 году переподготовка перешла в ведение ИПК и ПК БГПК
1998 открыт Ученый Совет по защите диссертаций на присвоение ученой степени кандидата психологических наук по специальности К.19.00.10 "Коррекционная психология"
01.12.2004 дефектологический факультет переименован в факультет специального образования
2005 начата подготовка по специальности "Логопедия. Специальная психология"
2006 - 2016 cтуденты факультета специального образования получают качественную подготовку по предметам медико-биологического, психолого-педагогического и методического циклов, овладевают практическими умениями работы с детьми, имеющими ограничения, обусловленные нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, синдромом нарушения внимания и гиперактивности. Подготовка на факультете специального образования включает в себя практику в разных типах учреждений образования, участие в волонтерской работе.
На факультете специального образования успешно работают студенческие учебно-научные проблемные группы. Ежегодно их участники представляют свои работы на республиканские, международные конкурсы научных работ и традиционно завоевывают призовые места. Лучшие выпускники факультета могут продолжать свое образование в магистратуре и аспирантуре.
1 сентября 2016 года в соответствии с приказом ректора БГПУ от 04.07.2016 №67 на базе факультета специального образования открыт Институт инклюзивного образования.
Актуальность создания Института инклюзивного образования обусловлена, в первую очередь, присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой в ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Инклюзивное образование – мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития), в единый образовательный процесс. Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка.
В Республике Беларусь принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, действует план по ее реализации в 2016 – 2020 гг. Однако в международной практике инклюзивное образование рассматривается шире и организуется для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др. Такой подход обусловливает необходимость расширения спектра задач, требующих решения.
Институт инклюзивного образования осуществляет подготовку специалистов в дневной и заочной формах получения образования I ступени высшего образования по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», на II ступени высшего образования по специальности «Коррекционная педагогика»; организует и проводит научные исследования в области специального и инклюзивного образования.
Структура Института инклюзивного образования включает следующие подразделения:
- кафедра коррекционно-развивающих технологий;
- кафедра логопедии;
- кафедра педагогики и психологии инклюзивного образования;
- кафедра специальной педагогики;
- учебно-организационный отдел;
- учебная лаборатория по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ»;
- Республиканский центр развития инклюзивного образования, созданный по инициативе и при поддержке ЮНИСЕФ.
По инициативе и при поддержке ЮНИСЕФ принято решение о создании в структуре Института Республиканского центра развития инклюзивного образования, а в перспективе – сети его филиалов по всей республике.
Приоритетными направлениями деятельности Института инклюзивного образования являются:
- развитие системы подготовки педагогов, способных к реализации вариативных форм образования лиц с особыми образовательными потребностями на разных уровнях образования (организация образовательного процесса на первой ступени высшего профессионального образования, разработка и реализация магистерских программ, подготовка кадров высшей квалификации);
- организация научных исследований в области инклюзивного и специального образования, апробация и внедрение результатов в процессе экспериментальной и инновационной деятельности;
- разработка и внедрение научно-методического обеспечения инклюзивного и специального образования, современных образовательных технологий;
- создание и поддержка профессионального консультативного сайта для специалистов и родителей по прикладным вопросам модернизации системы образования;
- усиление взаимодействия с родителями лиц с особыми образовательными потребностями;
- расширение связей с общественными организациями, представляющими интересы лиц с особыми образовательными потребностями;
- развитие международного сотрудничества;
- организация и проведение национальных и международных научно-практических конференций, конкурсов, выставок по актуальным проблемам инклюзивного и специального образования.
Таким образом, Институт инклюзивного образования выступит учебно-научно-производственным центром, обеспечивающим разработку концептуальных основ и осуществление образовательной, научной, учебно-методической и практической деятельности в области инклюзивного и специального образования в Республике Беларусь.