EN | BY
Поиск по сайту
КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Дневная форма получения образования
тел. 311-23-43

Заочная форма получения образования
тел. 311-23-44

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намНаш канал в TelegramГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Баннер базы данных научной периодики - Scopus Баннер Fontys University of Applied Sciences Баннер NORD University Альманах ИКП Баннер абитуриент.by
События
Мои шаги в науку

Мои шаги в науку

Гахович Виктория Алексеевна, студентка 4 курса Института инклюзивного образования
Специальность «Логопедия»

Научно-исследовательская деятельность – это не только поиск и анализ источников информации, это погружение в интересный мир гипотез и фактов. Это умение формулировать и доносить собственные мысли, участвовать в преобразовании сегодняшней реальности специального образования.

В профессиональной сфере мне интересна научная деятельность, прежде всего со стороны подготовки и участия в различных конференциях, посещения лекций и семинаров учёных и методистов в сфере логопедии, психологии, педагогики. Я также получаю дополнительное образование по разным направлениям специальной педагогики («Жестовый язык»; «Дискалькулия» и др.) в ресурсном центре Института инклюзивного образования БГПУ.

В 2020 году я вошла в программу академического обмена с Московским городским педагогическим университетом, успешно, с самыми высокими баллами, завершила образовательный курс. На данный момент продолжаю образование в МГПУ.

Мое активное занятие научно-исследовательской деятельностью началось на 2-м курсе, когда я стала участником СНИЛ «Лого-мастер» кафедры логопедии под руководством заведующего кафедрой логопедии, кандидата педагогических наук, доцента Н.Н. Баль. В 2020/2021 учебном году я стала заместителем председателя, а с 2021/2022 учебного года являюсь председателем СНИЛ кафедры логопедии.

В рамках моего первого опыта  научно-исследовательской деятельности – курсовой работы под руководством Наталии Николаевны Баль – мною была освещена проблема формирования осознанного чтения у детей с тяжёлыми нарушениями речи. В дальнейшем эта тема, где в том числе, раскрывалась роль консультирования родителей, была значительно расширена.

На протяжении двух лет тема моей научной работы «Консультативная работа учителя-логопеда в условиях удаленного обучения» реализовывалась в курсовой и дипломной работах, научно-исследовательском проекте «Разработать методическое обеспечение консультативной работы учителя-логопеда с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии в условиях удаленного обучения». Проект осуществлялся с 01.01.2021 по 30.12.2021 года при финансировании Министерства образования Республики Беларусь (номер государственной регистрации 20211289). Моим вкладом в этот проект были теоретические обоснования удаленного консультировании, разработка методологии: подходов, принципов, правил и условий его реализации.

В декабре 2021 года данный проект занял 1-ое место в «III Международной студенческой олимпиаде по специальному и инклюзивному образованию, посвящённой 125-летию со дня рождения Л.С. Выготского» за научно-исследовательский проект по специальной педагогике.

По теме удаленного консультирования были написаны 10 публикаций, сделаны два доклада на конференциях, одно выступление на методическом семинаре педагогических работников ГОУ «Специальный ясли-сад №304 г. Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи»». В этих выступлениях были отражены все нововведения и предложения, полученные в результате научного поиска и касающиеся преобразования консультативной работы учителя-логопеда в условиях удаленного обучения.

Определение направления научной деятельности, обучение методам исследовательской работы, передача опыта, помощь при внедрении полученных результатов создают условия и желание двигаться вперед. Мой путь в науку начался благодаря моему научному руководителю, кандидату педагогических наук, доценту Инне Владимировне Филипович, которая является для меня примером и по сей день помогает мне развиваться в профессиональной сфере.

Благодаря моим наставникам: И.В. Филипович, Н.Н. Баль, я смогла достичь высокого уровня теоретической и практической подготовки по специальности «Логопедия» и определить свои приоритеты в изучении проблем в области образования детей с нарушениями речи.

Эта деятельность помогла определиться с дальнейшими направлениями моего профессионального и личностного развития: я и дальше буду участвовать в научно-практических конференциях, различных мероприятиях и конкурсах. Сейчас я участвую в конкурсе БГПУ «Студент года- 2022». Очень хочу поступить в магистратуру, чтобы в дальнейшем заниматься как наукой, так и практической деятельностью. Это безусловно мотивирует меня двигаться только вперед, ведь я знаю, что мой путь в науку только начинается!


Мой путь в науку

Багдасарова Диана Эдуардовна, магистрант Института инклюзивного образования
Специальность «Инклюзивное образование. Профилизация: Коррекционная педагогика»

«Наука есть наилучший путь для того,

чтобы сделать человеческий дух героическим».

Д. Бруно

 

Найти свой путь в жизни – непростая задача. В 2017 году череда случайностей познакомила меня с Институтом инклюзивного образования, где в приёмной комиссии я узнала о специальности «Олигофренопедагогика» и поняла, что выбранная специальность особо актуальна и интересна мне.

Путь в науку у меня начался ещё с первого курса, когда я посетила выставку студенческих научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ). Так я познакомилась со СНИЛ «Расширяем возможности» под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики Мамонько Ольги Владимировны. С того времени началось активное участие в жизни Института, научных конференциях, подготовка курсовых и дипломной работ.

Тема магистерской диссертации, которая является продолжением дипломной работы, связана с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями.

За период обучения в Институте приняла участие в 11 научных конференциях и олимпиадах. Была награждена дипломом I степени в номинации «Лучший научно-исследовательский проект» по специальной педагогике на III Международной студенческой олимпиаде по инклюзивному и специальному образованию, посвящённой 125-летию со дня рождения Л. С. Выготского (14-15 декабря 2021 года), а также дипломом за «Актуальность и новизну темы исследования» на IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Молодёжь XXI века: образование, наука, инновации» (2-4 декабря 2020 г.).

Являюсь председателем студенческого научного общества (СНО) Института инклюзивного образования, деятельность которого направлена на информирование студенческого сообщества о возможностях научно-исследовательской деятельности студентов, о реализации полученных результатов в последующем в профессиональной деятельности.

На данный момент заканчиваю обучение в магистратуре и готовлюсь к работе преподавателем-стажёром в Институте инклюзивного образования на кафедре специальной педагогики.


Я и наука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журун Ю. А., студентка 4 курса Института инклюзивного образования
Специальность «Олигофренопедагогика»

«Наука - полководец, и практика  - солдаты»

Леонардо да Винчи

 

Ещё Леонардо да Винчи считал, что подлинную истинность результатам чувственного опыта, или эксперимента как целенаправленного опыта, способна придать лишь теория, что всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории.

Научно-исследовательскими проектами я начала заниматься еще в школе, всё неизведанное и интересное меня всегда привлекало. Да и профессию я себе выбрала, потому что она, на мой взгляд, уникальна и никогда не наскучит, так как специальная педагогика сравнима своей многогранностью с творческой деятельностью.

Свой научный путь я начала со второго курса, поучаствовав во ІІ Международной студенческой олимпиаде по инклюзивному и специальному образованию, заняв при этом 1 место за тест по специальной психологии.

Моя первая научная статья была написана весной 2020 года, по теме «Различия в развитии ощущений и восприятия у детей с нормативным развитием и особенностями психофизического развития в раннем возрасте» в рамках ІІ Международной студенческой научно-практической конференции «Вместе за инклюзию!» и была опубликована в сборнике «Вестник» КГУ им. И. Арабаева. На 3-ем курсе мне предстояло написать курсовую работу по теме «Сформированность пространственных представлений у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью». Тема достаточно интересная, и чтобы ее более полно раскрыть, нами был проведен констатирующий эксперимент, особенностями проведения которого со мной поделилась мой научный руководитель Скивицкая Мария Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент. Следующий научный проект «Определение уровня сформированности пространственных представлений у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью» был связан с участием в XXVIII Международной студенческой научно-практической конференции «От идеи - к инновации».

И вот уже 4-ый курс. Казалось бы, осталось совсем немного, но мне еще предстояла подготовка научного проекта по теме “Сформированность ориентировки на плоскости у учащихся с интеллектуальной недостаточностью”, дипломной работы, научным руководителем которой является Забелич Диана Николаевна, заведующий кафедрой специальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.

Сейчас и учусь на 4-ом курсе, но с уверенностью могу сказать, что мой научный путь только начинается!


Мои шаги в науку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрейток А.А.

 

Современному, постоянно развивающемуся обществу нужна активная личность с творческими идеями, широким кругозором, умеющая ставить цели и решать нестандартные задачи. Мои попытки следовать вышеупомянутому стали осуществляться с поступления в БГПУ на факультет специального образования (с 2016 года Институт инклюзивного образования) по специальности «Тифлопедагогика». Выбор профессии, по окончанию школы, дался мне нелегко. В школьные годы меня сопровождали ежедневные профессиональные занятия танцами длиною в четырнадцать лет, с одной стороны, и непреодолимое желание получить новые впечатления, узнать что-то новое, перенять практический опыт, выступить в совершенно новом для меня амплуа, с другой. На выбор будущей профессии повлиял мой первый учитель Данилович Инесса Михайловна, которая окончила Институт Инклюзивного образования БГПУ. Инесса Михайловна показала прекрасный пример, внесла вклад в моё самоопределение. Ведь глядя на неё, я увидела, как много зависит от учителей.

Впервые более подробно о тифлопедагогике я узнала при подаче документов в приёмную комиссию. Уже на тот момент времени, я, бесспорно, поняла для себя, что выбранная мною специальность неслучайна, особенно актуальна и привлекательна для меня. Мои первые шаги в научную деятельность поддержал мой научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий Гайдукевич Светлана Евгеньевна. И в последующем помощь и поддержка Светланы Евгеньевны помогли мне добиться определенных результатов. Ведь во многом успех ученика зависит от учителя. За период моей учебной деятельности результаты исследований были рассмотрены в 14-ти научных публикациях, представлены в рамках международных и республиканских студенческих олимпиад и конференций, конкурса научно-исследовательских и международных проектов. Результаты исследования отмечены грамотой за актуальность исследования I Международной студенческой олимпиады по инклюзивному и специальному образованию (БГПУ, декабрь 2017), дипломами 1-й степени II и III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (БГПУ, апрель 2018, апрель 2019), дипломом 3-й степени Международного форума студенческой науки «Студенческая наука – инновационный потенциал будущего» (БГПУ, апрель 2018), дипломом 1-й категории Республиканского конкурса научных работ студентов (2020), дипломом 3-й степени Китайско-Белорусского молодежного конкурса научно-исследовательских и инновационных проектов (БНТУ, октябрь 2021), 3-й премией специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов (2021).

В рамках первой научной работы областью интересов выступала проблема охраны и развития зрительных функциональных возможностей детей с нарушениями зрения на разных возрастных этапах дошкольного возраста. Исследование было обращено к теме применения зрительной гимнастики с использованием дидактических офтальмотренажеров в образовательном процессе и повседневной жизнедеятельности детей с нарушениями зрения дошкольного возраста. По итогам работы были представлены и разработаны дидактические офтальмотренажеры, а также комплексы упражнений, обеспечивающие поддержку и развитие зрительной фиксации, зрительного прослеживания, анализа и синтеза.

В 2019 году я с отличием окончила Институт Инклюзивного образования БГПУ. Не останавливаясь на достигнутом, мой путь в науке продолжился в магистратуре по специальности «Инклюзивное образование», профилизация «Коррекционная педагогика». Во время учебы на второй ступени получения высшего образования научная деятельность была связана с решением проблемы развития зрительно-пространственных представлений в рамках формирования жизненных компетенций детей с нарушениями зрения дошкольного возраста.  Но, самое ценное –  приятно видеть результаты своей теоретической и практической подготовки в работе с детьми с особенностями психофизического развития, что, безусловно, мотивирует меня двигаться вперед!

   

 


Мои шаги в науку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апанасевич М.К., магистрант Института инклюзивного образования
Специальность «Коррекционная педагогика» с профилизацией «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии 
и психолого-медико-педагогического консилиума»

 

Активно заниматься научно-исследовательской деятельностью я начала во время обучения на 2 курсе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Благодаря преподавателям Института инклюзивного образования я смогла достичь высокого уровня теоретической и практической подготовки по специальности «Тифлопедагогика» и обратить внимание на ряд важных проблем в области образования детей с нарушениями зрения, которые требовали проработки.

За время учебы я являлась многократным обладателем дипломов
1 степени в рамках международных и республиканских студенческих олимпиад и конференций (2016 г., 2017 г., 2018 г.), приняла участие в работе 9 конференций и Форумов. За период обучения в университете имею
9 научных публикаций.

В рамках первого научного исследования – курсовой работы – мною была освещена проблема становления системы школьного образования детей с нарушениями зрения на территории Беларуси в 1920-1990 гг. и подготовлен научно-методический проект «И.У. Зданович – основатель первой школы для незрячих на территории Беларуси». При подготовке дипломной работы началось изучение вопроса создания программы педагогической диагностики состояния умений зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста на компетентностной основе. Были осуществлены научные разработки – «Проект программы педагогической диагностики состояния зрительного восприятия детей с нарушениями зрения дошкольного возраста» и «Комплексные диагностические задания для детей с нарушениями зрения 6-7 лет».

Необходимо отметить, что успехи студентов в науке невозможны без наставников. Определение направления поиска, обучение методам исследовательской деятельности, передача опыта, помощь при внедрении полученных результатов создают условия и желание двигаться вперед.  Мой путь в науку начался благодаря моему научному руководителю, кандидату педагогических наук, доценту Гайдукевич Светлане Евгеньевне, которая и по сей день помогает мне в моем профессиональном развитии.

В 2018 году я с отличием окончила Институт Инклюзивного образования БГПУ. В данный момент являюсь магистрантом кафедры коррекционно-развивающих технологий по специальности Коррекционная педагогика с профилизацией «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума» и продолжаю работу над проблемой развития умений зрительного восприятия детей с нарушениями зрения дошкольного возраста.


 

Наука и я

Шепелева А.А., магистрант Института инклюзивного образования

 

Только наука изменит мир.

Наука в широком смысле: и как расщеплять атом,

и как воспитывать людей. И взрослых тоже.

Н. М. Амосов

 

Сейчас, являясь счастливым студентом первого курса магистратуры, я с удивлением вспоминаю то время, когда я была абсолютно уверена, что люди, занимающиеся наукой, – нудные и неинтересные. В школе я совершенно искренне не понимала, как можно находить радость в чтении лишённой иллюстраций и написанной сложным языком научной литературе. Наука представлялась мне ветхой, сухой и скучной старухой, к которой даже приблизиться страшно, не то, что общаться с ней.

Меняться мое мнение начало, когда я поступила в ВУЗ. Это были медленные, маленькие шажки. Но все же они были. Я понемногу стала приходить к мысли о том, что наука – основа наших знаний. Здорово мне в этом помогло участие в олимпиаде по педагогике для первых и вторых курсов: подготовка к олимпиаде дала пищу для размышлений, было над чем задуматься. Так мало-помалу изменялось мое мировоззрение.

А потом произошел резкий рывок, скачок. Случилось это, когда пришла пора писать первую курсовую работу. Мой уважаемый и бессменный научный руководитель, Демиденко Светлана Алексеевна, доцент кафедры логопедии, предложила взять какую-нибудь интересную тему, чтобы процесс работы над курсовой приносил мне не только пользу, но и удовольствие. И с того дня началось мое вхождение в науку.

Наш выбор остановился на теме «Обучение решению простых задач детей с тяжелыми нарушениями речи». В результате выполнения курсовой работы мною был адаптирован и представлен наглядно классический алгоритм обучения решению простых задач учеников 1-2 классов с тяжелыми нарушениями речи. Во время написания курсовой рабой я приняла участие в Международной студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют» (БГПУ), приобретя первый опыт написания статьи.

В общем, мой первый опыт научной деятельности мне понравился. Оказалось, что это весьма даже интересно, несмотря на то, что сложно. Я в полной мере осознала: ученые, исследователи и просто неравнодушные к науке – это начитанные, эрудированные и чрезвычайно любознательные люди. Они стремятся познать окружающий мир, изменить нашу жизнь. Так почему бы и мне не стать одной из них?

Не успела я сдать курсовую, как оказалось, что лето уже пролетело, и пора браться за более сложную, но и более интересную работу – диплом. Тему подсказала Светлана Алексеевна: «Вокальное музицирование как средство преодоления общего недоразвития речи у детей среднего дошкольного возраста». Тема оказалась заслуживающей внимания, к тому же, что немаловажно, практически неизученной. Процесс написания диплома я бы сравнила с нырянием: я периодически «с головой» погружалась в работу, испытывая чувство удовлетворения от получения новых знаний и возможности реализации своего научного потенциала. Для меня в равной степени оказались интересными и процесс теоретического анализа методической и научной литературы, и подготовка и проведение научного исследования. Но, пожалуй, наиболее захватывающим был этап работы над разработкой комплекса упражнений. Нельзя сказать, что это был лёгкий труд: определить цель работы, разработать структуру, подобрать музыкальный и речевой материал, адаптировать упражнения под возраст и речевые  особенности детей. Однако, не смотря на это, в результате ты испытываешь радость, когда ты понимаешь, что тоже смог внести свой вклад в развитие педагогики. Пусть небольшой, но ведь это только начало.

Конечно же, в промежутках между работой над главами диплома было участие в международных и зарубежных конференциях. К ним можно отнести ІІ Международную студенческую научно-практическую конференцию «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Минск) и XII Международную научно-образовательную конференцию «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань).

Также одной из важных вех моего профессионального становления является участие во Всероссийской интернет-олимпиаде по логопедии по теме «Заикание». По итогам олимпиады наша команда получила диплом победителей в абсолютном первенстве ІІІ степени.

Свое обучение на первой ступени получения высшего образования я закончила на высокой ноте, с отличием защитив диплом. К тому времени я уже твердо знала, что пойду дальше, ведь мой путь в науку только начинается…



Мой первый научный опыт

Марченя У. М., магистрант Института инклюзивного образования

Когда ты выпускаешься из школы – ты стоишь на перепутье. Что делать дальше? Куда поступать, и поступать ли вообще? Так волнительно делать выбор, ведь он определит твою дальнейшую судьбу. Так хочется не ошибиться! Многие в этот ответственный момент полагаются на мнение старших. Так было и со мной: все члены моей семьи посвятили себя педагогике, так что вопрос о том, какой путь выбрать мне, собственно говоря, и не стоял. Мой выбор пал на профессию, считавшуюся среди педагогов престижной – профессию логопеда. Правда, когда я поступала, я слабо представляла себе, чем занимаются логопеды помимо постановки звуков – даже забавно вспоминать себя в начале первого курса. И лишь позже, к третьему курсу, пройдя несколько практик, я в полной мере осознала, что же такое педагогика, в общем, и её отрасль - логопедия. А после этого осознания я поняла, что мне интересна не только практическая сторона, но и научная. С этих пор и начались мои первые «шаги в науку».

Осознание того, как много знаний открыто, и как много ещё предстоит открыть, наделяет невероятным желанием – желанием творить, узнавать, создавать что-то новое. Хочется проявить себя, внести свой вклад, придумать новое, непохожее, и помочь тому, кто в этой помощи нуждается…

С третьего курса я участвовала в научной жизни нашего Института. Первый опыт произошёл на I Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют», по результатам которой я получила диплом 1 степени, а также на международном форуме студенческой науки «Студенческая наука – инновационный потенциал будущего». Затем я участвовала в международной олимпиаде по логопедии, и в составе команды заняла 3 место.

Поначалу было сложно определиться с направлением своей деятельности, ведь столько интересных и актуальных тем для исследовательской работы предлагает логопедическая практика. На помощи мне пришла Демиденко Светлана Алексеевна, доцент кафедры логопедии ИИО, и мой научный руководитель с третьего курса. Вместе мы выбрали направление: решили объединить музыку, с которой я была близко знакома по музыкальной школе, и логопедию. В итоге мы остановились на инструментальном музицировании как средстве преодоления общего недоразвития речи. Собственно, эта тема и легла в основу сначала курсовой, затем дипломной работы, и на данном этапе я продолжаю работу над ней в рамках магистерской диссертации.

По данной теме я выступала на II Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют», а также участвовала в заочной форме на международной конференции «Проблемы современного непрерывного образования: инновация и перспективы» (г. Ташкент).

На данный момент я продолжаю свой путь в науке, обучаясь на 2 ступени высшего образования по специальности «Коррекционная педагогика» с профилизацией «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».


Мои первые шаги в науку

 

 

 

 

 

 

 

 

Платоненко Д.С., магистрант Института инклюзивного образования

С детства мне были интересны 2 профессии: учителя и врача. Я выросла в семье медиков, но с самого детства меня привлекала профессия учителя. Поэтому, когда наступило время выбирать, я долгое время не знала, какой из двух профессий отдать предпочтение. В итоге я нашла специальность на стыке педагогики и медицины – учитель-дефектолог.

В сурдопедагогику я пришла сознательно и очень рада тому, что не разочаровалась в выбранной мной профессии. Эта профессия очень современна и очень динамично меняется. А это требует постоянного профессионального совершенствования самого специалиста.

Например, за последнее десятилетие произошли существенные изменения в медицине и технике, которые повлияли на содержание работы сурдопедагогов и  потребовали начала новых научных исследований. Уже стало возможным практически полное восстановление слуха с помощью уникальной операции кохлеарной имплантации. Однако для того, чтобы ребенок с кохлеарным имплнатом овладел речью, нужна длительная работа сурдопедагога, причем по особым методикам и технологиям. Это стимулирует специалиста к постоянному самосовершенствованию и поиску новых путей помощи «особым» детям.

 
Очень приятно видеть, как после проведенных тобой занятий с использованием современных педагогических технологий речь детей с нарушением слуха становится лучше, увереннее, а их общении – более живым. У меня была возможность наблюдать за уровнем слухоречевого развития детей с нарушением слуха в разных учреждениях образования. И я могу с уверенностью сказать, что идея использования аудиовизуальных средств работает!

Приятно знать, что результаты твоей научной работы являются полезными. Я принимала участие в международной олимпиаде по инклюзивному и специальному образованию (заняла 3 место), представляла разработанные в процессе НИР продукты в на  секции «Молодежь и новые горизонты науки» во время II Съезда ученых Республики Беларусь, на конкурсе БГПУ «Студент года» в номинации «Научно-исследовательская деятельность» (заняла 3 место).

В 2018 году я получила грант Министерства образования на разработку темы «Электронный учебно-методический комплекс как средство развития связной речи детей с нарушением слуха дошкольного возраста».  Это позволит значительно совершенствовать наши разработки.

В этом году я поступила в магистратуру БГПУ и очень рада, что продолжу обучение в моей Alma mater. Чтобы стать настоящим педагогом, необходимо постоянно развивать свои умения и не останавливаться на достигнутом. Поэтому в своей будущей профессиональной деятельности я вижу себя практикующим сурдопедагогом, использующим в своей деятельности научно обоснованные, наиболее эффективные методы и приёмы работы с детьми с нарушением слуха.

 

 

 


Мои шаги в науку

Железная Д., магистрант Института инклюзивного образования
Специальность «Коррекционная педагогика»

Студенческая жизнь включает много компонентов. Одним из важных направлений в моей жизни стало участие в научно-исследовательской работе. Часто у людей возникает стереотип, что заниматься наукой – дело не прибыльное, что наука – это скучно. Мой опыт показал, что это совсем не так! Студенчество – это прекрасное время для того, чтобы сделать старт для своей научной и профессиональной карьеры. В это время есть множество возможностей для того, чтобы самореализоваться, а самое главное – понять, что жетебе действительно нравится.

В Институте инклюзивного образования уже около 10 лет действует студенческое научное общество (СНО), целью деятельности которого является популяризация науки среди студентов. И мы стараемся сделать это неформально, очень тщательно обдумываем формат мероприятий, которые стали бы интересны, особенно для студентов младших курсов.

В этом году, например, в рамках мероприятий, посвященных 120-летию Л.С. Выготского, мы организовали квест «Тайны ученого», посвященный жизни и деятельности ученого, чьи работы составляют методологическую базу все исследований по специальной педагогике. Итак, 25 ноября 2016 года, мы пригласили к участию команду факультета философии и социальных наук БГУ. Мероприятия было очень напряженным, ведь время для выполнения заданий было очень ограничено. А 8 декабря 2016 года студенты БГУ пригласили нас на «ответный квест», также посвященный деятельности Л.С. Выготского. Использование таких современных форм работы, как квест, вызывают большой интерес и активизируют студентов. А ведь это и является нашей задачей!

Важным для нас является и мнение экспертов – наших наставников. В этом году нами были организованы презентации двух научных школ, занимающихся разработкой проблем обучения и воспитания детей с ОПФР. Сверхзадачей этих мероприятий была активизация интереса к профессиональной и научной деятельности. Важно, когда такие мероприятия становятся личностно-ориентированными. Так, например, на презентации школы Обуховой Тамары Исаковны выяснилось, что папа одной из студенток (он имеет нарушение слуха) был ее воспитанником в детском доме для глухих детей много лет назад. Так архив нашего Института пополнился новыми материалами.

СНИЛ «Методическое обеспечение процесса обучения и воспитания детей с кохлеарными имплантами»

Немаловажная составляющая научной работы – студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ). Я являюсь членом одной из них – «Методическое обеспечение процесса обучения и воспитания детей с кохлеарными имплантами». Работа в составе лаборатории позволила мне раскрыть новые грани в профессии. Так, наш научный руководитель – Феклистова Светлана Николаевна – очень плотно «свела» нас с педагогами филиала кафедры сурдопедагогики (которым она много лет руководит). Работа «бок о бок» с теми, кто является «асом» в профессии – это возможность наблюдать за изменениями «здесь и сейчас», пробовать разные методы и подходы в работе с этой новой группой глухих детей, которым с помощью операции вернули слух. При поддержке научного руководителя мы подали 2 заявки на гранты Министерства образования и обе выиграли! Так мы получили возможность не только заниматься любимым делом, но и немного заработать. Я разработала мобильное приложение для родителей детей с кохлеарными имплантами, надеюсь, что оно будет полезным людям.

Безграничные возможности, мне кажется, связаны и с открытием в нашем Институте Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования.

В этом году в нашем Институте планируется открытие новых программ сетевой магистратуры. И я обязательно буду пробовать поступить на эту программу, ведь тогда у меня будет возможность проводить сравнительное исследование совместно с магистрантами Московского городского педагогического университета, обсуждать результаты и строить новые предположения!

На мой взгляд, нет рецепта, как стать успешным. Важно заниматься тем, что нравится, не сидеть на месте, искать новые контакты и новые интересы.

26.06.2017


​​Мой путь в науку

Рубченя С.Л.

Мой путь в науку начался с поступления в БГПУ на факультет специального образования по специальности «Тифлопедагогика. Дошкольное образование».  Именно в БГПУ я получила возможность реализовать себя в деятельности студенческого научного общества, волонтёрского объединения факультета, в межфакультетских и университетских олимпиадах, конференциях, многочисленных проектах.

Знаковыми фигурами для меня стали сотрудники кафедры тифлопедагогики. Мой первый научный руководитель Миненкова Инна Николаевна вдохновляла и направляла мою научно-исследовательскую работу, задавая вектор личностного развития. Инна Николаевна разожгла во мне интерес к организации коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС. Переломным моментом для меня был курс статистики, где Владимир Викторович Гордейко не только рассказал о возможностях анализа результатов эмпирических исследований, но и научил нас читать современные отечественные и зарубежные статьи и не испытывать раздражения от таблиц с цифрами, непонятными знаками. Под руководством Ольги Вячеславовны Даливеля я защитила дипломную работу на тему «Педагогические условия формирования умений самоорганизации у младших школьников с нарушениями зрения в учебно-познавательной деятельности», получив наивысшую оценку и сохранив желание продолжать научно-исследовательскую работу в магистратуре. 

Светлана Евгеньевна Гайдукевич поддержала мое решение попробовать свои силы при поступлении в магистратуру в МГППУ. Полученная в alma mater теоретическая база позволила мне без труда поступить на бюджетное место магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с РАС». Углубив свои профессиональные знания, получив бесценный практический опыт использования передовых методов и приёмов КРР с детьми с РАС, также получив диплом магистра с отличием, я имею честь работать в Институте Инклюзивного Образования. Под вдохновляющим меня руководством Хитрюк Веры Валерьевны, у меня также есть возможность реализовывать полученный знания в области оказания коррекционно-разевающей помощи детям с РАС в Республиканском ресурсном центре инклюзивного образования и готовиться к поступлению в аспирантуру.

​Опыт:

  • 2012 -2014 г. - Педагог, Семейный центр Катерины Ковровой, г. Минск,
  • 2014 г. - Воспитатель ГПД, Специальная средняя школа №188 для детей с нарушениями зрения, г.Минска;
  • 2015 -2016 гг. - Тьютор в ресурсной группе ДУО, «Центр проблем аутизма», г. Москва, РФ;
  • 2016 -2017 гг. - АВА-инструктор, куратор АВА программ, «Белая ворона», г. Москва, РФ.
Обучение:
  1. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, РБ, г. Минск. Специальность «Тифлопедагогика. Дошкольное образование». Тема диплома: «Педагогические условия формирования умений самоорганизации у младших школьников с нарушениями зрения в учебно-познавательной деятельности».

  2. Московский городской психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва. Магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с РАС». Тема магистерской работы: «Влияние особенностей взаимодействия в диаде «родитель-ребенок» на развитие коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра».

  3. Московский институт психоанализа, РФ, г. Москва. 1 и 2 модуль «Прикладной анализ поведения» (сертифицированный курс подготовки ВСВА).

  4. Московский центр педагогики и психологии, РФ, г. Москва. «Прикладной анализ поведения» (полный сертифицированный курс подготовки уровня ВСВА).

  5. Курс “Расстройства аутистического спектра” (University of Carolina, Davis and offered through Coursera);

  6. Тренинги по использованию PECS (Picture Exchange Communication System) – 2 уровня, Sibill Bajorat, Clinical Director Pyramid Educational Consultants of Germany;

  7. Тренинг по управлению кризисным поведением (Ontario Education Services Corporation);

  8. Семинар «Использование тестирования ABLLS-R для составления и реализации эффективной программы обучения» (James W. Partington, Ph. D., BCBA-D);

  9. Семинар «Критически важные составляющие эффективных образовательных программ, направленных на обучение речевым навыкам» (James W. Partington, Ph. D., BCBA-D);

  10. Стажировка по программе «Социализация людей с ОПФР. Организация помощи детям, находящимся в тяжелом социальном положении» в Adoptions centrum, Швеция, г. Стокгольм;

  11. Тренинг “Точное обучение” (Olga Shapovalova, M.S., BCBA).


Мой научный путь

Ладейко В.Д., аспирант Института инклюзивного образования
Специальность «Коррекционная педагогика (логопедия)»

Я, Ладейко Виктория Дмитриевна,  в 2008 году поступила в УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» на факультет специального образования на специальность «Логопедия. Специальная психология». На третьем курсе написала и защитила первую курсовую работу под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента Баль Наталии Николаевны. Работа над курсовым исследованием оказалась очень интересной и увлекательной. Это стало началом моей научной деятельности. Я принимала участие в олимпиаде по коррекционной педагогике и специальной психологии, студенческих научно-практических конференциях «Теоретические и прикладные проблемы современной психологии» и «Специальное образование. Профессиональный дебют», где была награждена грамотой за четкость научной аргументации. Публиковалась в журнале «Корекцiйна педагогiка та спецiальна психологiя». В 2013 году успешно защитила дипломную работу на тему «Формирование понятий у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами мультимедийных презентаций» под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента Дроздовой Нины Викторовны.

В 2013 году решила продолжить научную деятельность и поступила в магистратуру УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» на специальность «Коррекционная педагогика». Во время обучения приняла участие в студенческой научно-практической конференции «Специальное образование. Профессиональный дебют», а также заочно участвовала в международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики» (г. Казань). Опубликовала статью в журнале «Корекцiйна педагогiка та спецiальна психологiя». В 2014 году успешно защитила магистерскую диссертацию на тему «Формирование пространственных понятий у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами мультимедийных презентаций» под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента Дроздовой Нины Викторовны. Разработанные комплексы заданий по формированию пространственных понятий у детей с ОНР средствами мультимедийных презентаций внедрены в работу учителей-логопедов ГУО «Специальный ясли-сад № 304 г. Минска» и нашли отражение в пособии Баль Н.Н., Дроздовой Н.В. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях.

С 2014 года работаю на кафедре логопедии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», участвую в научно-практических конференциях, публикуюсь в журналах, в том числе и зарубежных. Принимаю участие в работе над темой НИР кафедры логопедии «Научное обоснование и разработка средств диагностики профессиональных компетенций будущих логопедов». Мною разработаны и внедрены в образовательный процесс комплексы практико-ориентированных заданий по логопсихологии. В настоящее время готовлюсь к поступлению в аспирантуру на специальность «Коррекционная педагогика (логопедия)». При написании кандидатской диссертации планируется продолжать тему дипломной работы и магистерской диссертации с некоторым изменением аспекта изучения.

Список публикаций:
  1. Ладейко, В. Д. Роль мультимедийной презентации в логопедической работе по формированию обобщающих понятий у детей 6-7 лет с ОНР / В. Д. Ладейко // Специальное образование. Профессиональный дебют : материалы IV студенч. науч.-практ. конф., Минск, 14 марта 2013 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: С. Е. Гайдукевич [и др.]. – Минск, 2013. – С. 89–90.

  2. Ладейко, В. Д. Формирование обобщающих понятий у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами мультимедийных презентаций / В. Д. Ладейко, Н. В. Дроздова // Наук. часоп. НПУ iм. М. П. Драгоманова. Сер. 19, Корекцiйна педагогiка та спецiальна психологiя. – 2013. – № 23. – С. 72-75.

  3. Ладейко, В. Д. Проблема изучения обобщающих понятий у детей 6-7 лет / В. Д. Ладейко, Ю. А. Ховрина // Теоретические и прикладные проблемы современной психологии : материалы XIII студенч. науч.-практ. конф., Минск, 11 апр. 2013 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: Л. А. Пергаменщик [и др.]. – Минск, 2013. – С. 307–310.

  4. Ладейко, В. Д. Концептуальные аспекты формирования пространственных понятий у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи / В. Д. Ладейко // Специальное образование. Профессиональный дебют : материалы IV студеч. науч.-практ. конф., Минск, 13 марта 2014 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: С. Е. Гайдукевич [и др.]. – Минск, 2014. – С. 64-66.

  5. Ладейко, В. Д. Формирование пространственных понятий у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами мультимедийных презентаций / В. Д. Ладейко // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, Казань, 14 апр. 2014 г. / Казан. Федерал. ун-т ; редкол.: Т. В. Артемьева [и др.]. – Казань, 2014. – С. 112–116.

  6. Ладейко, В. Д. Методический аспект формирования пространственных понятий у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами мультимедийной презентации / В. Д. Ладейко, Н. В. Дроздова // Наук. часоп. НПУ iм. М. П. Драгоманова. Сер. 19, Корекцiйна педагогiка та спецiальна психологiя. – 2014. – № 28. – С. 71–76.

  7. Ладейко, В. Д. Мультимедийная презентация как средство формирования пространственных понятий у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи / В. Д. Ладейко // Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в XXI веке : материалы науч.-практ. конф., Минск, 23 окт. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол. С. Е. Гайдукевич [и др.]. – Минск, 2015. – С. 155–158.

  8. Ладейко, В. Д. Практико-ориентированные задания как средство формирования профессиональных компетенций учителей-логопедов [Электронный ресурс] / В. Д. Ладейко, О. Л. Сапогова // Специальное образование: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч.- практ. конф., Минск, 14-15 апр. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: С. Е. Гайдукевич [и др.]. – Минск, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

  9. Ладейко, В. Д. Роль семьи в профилактике и коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста / В. Д. Ладейко, О. Л. Сапогова // Сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. / Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – Москва, 2016. - №7 (52). – С. 55– 59.

  10. Ладейко, В. Д. К вопросу подготовки выпускников педагогических специальностей для реализации инклюзии / В. Д. Ладейко, О. Л. Сапогова // Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 2 нояб. 2016 г. / Бирский филиал Башкир. гос. ун-та; редкол.: С. А. Бронникова [и др.]. – Бирск, 2016. – С. 307–309.

 

06.10.2017


Мои шаги в науку

Карзей А.А., магистрант Института инклюзивного образования
Специальность «Коррекционная педагогика»

В Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка я поступила в 2012 году. Уже на первом курсе моё внимание привлекали студенты старших курсов, участвующие в работе студенческих научно-исследовательских лабораторий, выступающие на научных конференциях, имеющие публикации. Однако тогда мне не хватило уверенности, чтобы попробовать свои силы в студенческой науке. Свои первые шаги к науке я сделала на третьем курсе. Они были связаны с выполнением исследования по теме курсовой работы. Его проведение позволило мне понять, что научно-исследовательская работа – не только необходимое, но и увлекательное занятие. Огромную помощь и поддержку мне оказал научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики Елена Анатольевна Лемех.

В 2016 году я приняла участие в VIІ Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют». В материалах этой конференции появилась моя первая публикация – «Особенности психологической защиты старших подростков с лёгкой интеллектуальной недостаточностью».

На пятом курсе под руководством Елены Анатольевны Лемех я подготовила и защитила дипломную работу по теме «Социально-педагогическая характеристика семьи, воспитывающей рёбенка с тяжёлыми множественными нарушениями». Материалы дипломной работы докладывались на студенческих научных конференциях и на заседании кафедры олигофренопедагогики, использованы при подготовке научной статьи, принятой к печати в журнале «Адукацыя і выхаванне».

Интерес к научно-исследовательской работе побудил меня к обучению в сетевой магистратуре по специальности «Коррекционная педагогика». Сегодня я готова пройти сложный, но невероятно интересный путь – путь в науку.

06.10.2017


Как я пришла в науку

Головач Татьяна Викторовна 

Головач Т.В., магистрант Института инклюзивного образования
Специальность «Коррекционная педагогика»

Впервые о тифлопедагогике я услышала на дне открытых дверей «Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка». Данная специальность заинтересовала меня, и я приняла решение связать свое профессиональное будущее именно с ней. Летом 2012 года я поступила на факультет специального образования БГПУ на специальность «Тифлопедагогика. Дошкольное образование».

Несмотря на то, что мной была выбрана специальность «Тифлопедагогика», другие направления меня привлекали не меньше. В рамках повышения своего профессионального уровня на 2 и 3 курсах я освоила начальный и базовый уровни жестового языка, как средства коммуникации.

С 2013 года я начала активно заниматься научно-исследовательской деятельностью, принимала участие в студенческих олимпиадах и конференциях. В 2013 г. участвовала в V Республиканской студенческой олимпиаде по коррекционной педагогике и специальной психологии. В 2015 году я приняла участие в VI Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», в 2016 году учувствовала в VII Республиканской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Специальное образование: профессиональный дебют» и в Республиканской студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука – инновационный потенциал будущего».

В рамках 7-го этапа Фестиваля молодежной вузовской науки в БГПУ приняла участие в интерактивной выставке достижений в научно-исследовательской деятельности субъектов учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования со своей учебно-методической разработкой «Интерактивные упражнения для обучения решению задач с условием в косвенной форме для детей с нарушениями зрения».

Я являлась участником волонтерского отряда, выезжавшего в летний лагерь «Пасака», в рамках проекта трансграничного сотрудничества Литва-Латвия-Беларусь «Улучшение качества жизни людей с недугом через тесное сотрудничество» (Литва, 2014 г.), где я получила огромный практический опыт работы с людьми с особенностями психофизического развития и определила для себя дальнейшие направления развития в этой сфере.

Так как в круге моих интересов было использование информационных технологий в процессе обучения и воспитания детей с ОПФР, я участвовала в СНИЛ «Информационно-образовательные ресурсы в коррекционно-педагогической работе и обучении детей с особенностями психофизического развития» под руководством Гордейко Владимира Викторовича. Проводя исследования по данному направлению 3 года, в 2016 году я защитила дипломную работу на тему «Интерактивные электронные средства обучения младших школьников с нарушениями зрения решению арифметических задач». В рамках написания дипломной работы активно взаимодействовала с учебной лабораторией по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ». По совместительству выполняла обязанности лаборанта в рамках которых разработала электронный каталог специализированных программных средств для детей с ОПФР.

Несмотря на то, что цель, которую я ставила перед собой в начале своего профессионального становления была достигнута, я понимаю, что на этом не стоит останавливаться и есть еще много направлений для развития. Поэтому в 2017 году я поступила в сетевую магистратуру. Благодаря этому выбору у меня есть уникальная возможность изучения опыта не только Беларуси, но и России, в вопросах организации ранней комплексной помощи детям с особенностями в развитии. Все это открывает для меня новые дороги, по которым я пойду в науку дальше!