Контакты


220114, г. Минск,

ул. Ф. Скорины, 13

Учебно-организационный отдел:

дневная форма получения образования
тел. 267-92-57, каб. 516 (5 этаж)

заочная форма получения образования
тел. 267-97-73, каб. 518 (5 этаж)

тел/факс 369-80-36

E-mail: iio@bspu.by

Веб-сайт: https://iio.bspu.by

Группа ИИО в ВК Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ

Презентация ИИО

Презентация ИИО


Внебюджетная деятельность ИИО: результаты и перспективы

Внебюджетная деятельность ИИО результаты и перспективы

 


Видеоотчет учебной лаборатории


Электронное расписание института инклюзивного образования




Банер официального сайта Республики БеларусьБаннер Министерства образования Республики Беларусь Баннер на Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь Баннер базы данных научной периодики - ScopusБаннер государственной программы "Доступная среда" РоссииБаннер Национального правового интернет-портала Республики Беларусь Баннер Детского правового сайтаБаннер NORD UniversityБаннер САФУ имени М. В. ЛомоносоваБаннер Fontys University of Applied Sciences
Юнисеф
Центр поддержки детей с аутизмом
Распространим жест
События
Экспериментальная и инновационная деятельность
Хитрюк Вера Валерьевна

Научный консультант: Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка, доктор педагогических наук, доцент, контактный телефон: +375 (29) 3577058

e-mail: hvv64@tut.by

Срок реализации: 2017 – 2020 годы

Цель инновационного проекта ‒ внедрение в деятельность учреждений общего среднего образования модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства.

Задачи инновационного проекта

  • организовать деятельность педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по внедрению модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить работу постоянно действующего научно-методического семинара для педагогов по изучению социально-психологической и педагогической структуры тренинговой технологии работы с родителями с привлечением ресурса педагогов-экспериментаторов;
  • обогатить педагогический опыт педагогов компетенциями работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить активную позицию родителей в формировании инклюзивного образовательного пространства;
  • внедрить научно-методическое и организационное обеспечение взаимодействия учреждения общего среднего образования и семьи в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов посредством приобретения компетенций разработки и использования тренингов в работе с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства.

Ожидаемые результаты

  1. Обеспечение эффективности инклюзивного образования для всех его участников и удовлетворенности родителей условиями и содержанием образовательного процесса.
  2. Изменение характера взаимодействия семьи и учреждения образования посредством повышения родительской инициативы.
  3. Изменение отношений в детском коллективе.
  4. Развитие инклюзивной культуры родителей посредством изменения отношения к ценностям инклюзивного образования и совместному обучению всех детей.
  5. Обновление системы работы педагогов с родителями, обеспечение технологичности этого процесса посредством разработки его научно-методического обеспечения;
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов учреждений общего среднего образования в части овладения ими тренингами в работе с родителями.
  7. Достаточный уровень психолого-педагогической компетентности родителей, правильное понимание ими целей и задач инклюзивного образования и практической готовности родителей к целенаправленному непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.
  8. Сформированность у педагогов и родителей достаточных знаний и установок на необходимость постоянного сотрудничества для улучшения взаимопонимания, здоровья и психологического комфорта всех учащихся в условиях формирования инклюзивного образования.
  9. Углубление и расширение знаний учащихся, учителей и законных представителей обучающихся об инклюзивном образовании.
  10. Готовность педагогов, законных представителей обучающихся и учащихся к принятию и поддержке различных категорий обучающихся (одарённых, детей группы «риска», детей из неблагополучных семей, в т.ч. с особенностями психофизического развития – далее с ОПФР) по запросу.
  11. Активное использование ИКТ-ресурсов и современных образовательных технологий в работе педагогов с родителям.
  12. Повышение имиджа учреждения общего среднего образования и семьи в обществе; укрепление внутрисемейных связей.

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

  1. ГУО «Средняя школа №13 г. Барановичи»
  2. ГУО «Средняя школа №15 г. Барановичи»
  3. ГУО «Средняя школа №17 г. Барановичи»
  4. ГУО «Средняя школа №20 г. Барановичи»
  5. ГУО «Средняя школа №21 г. Барановичи»
Лемех Елена Анатольевна

Научный руководитель: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат психологических наук, доцент

Цель проекта

Подготовка выпускника к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской, методической) в области организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума с учетом особенностей национальных и международных систем специального образования.

Задачи проекта

  1. Разработать и апробировать структуру и содержание образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума».
  2. Сформировать перечень требований к результатам освоения сетевой формы образовательной программы магистратуры.
  3. Отработать условия и технологии организации образовательного процесса при реализации сетевой формы образовательной программы магистратуры.
  4. Апробировать формы и условия взаимодействия всех участников образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума».

Планируемые результаты

  1. Апробация учебного плана, учебных программ сетевой магистерской практико-ориентированной программы.
  2. Отработка форм взаимодействия университетов-партнеров.
  3. Апробация подготовки и защиты магистерских диссертаций, реализации форм взаимодействия магистрантов в условиях дистанционного обучения.
  4. Подготовка методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности.

Базы экспериментальной / инновационной деятельности

  1. Институт инклюзивного образования Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее – БГПУ).
  2. Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее – МГПУ) 
Феклистова Светлана Николаевна

Научный руководитель: Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора по научной работе Института инклюзивного образования БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент

Сроки реализации экспериментального проекта: 2017 – 2021 гг.

Цель экспериментального проекта – подготовка выпускника к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской, экспертно-методической) в области организации ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития с учетом особенностей национальных и международных систем специального образования.

Задачи:

  1. разработать и апробировать структуру и содержание образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии»;
  2. сформировать перечень требований к результатам освоения образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии»;
  3. определить условия и технологию организации образовательного процесса при реализации сетевой формы образовательной программы магистратуры;
  4. апробировать формы и условия взаимодействия всех участников образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности:

  • Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Институт инклюзивного образования (далее – БГПУ)
  • Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Институт специального образования и комплексной реабилитации (далее – МГПУ)

Ожидаемые результаты:

  1. Разработка учебного плана образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 79 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  2. Разработка учебных программ образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  3. Разработка учебно-методического обеспечения образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  4. Определение перечня компетенций выпускника магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
Гаманович Виктория Эдуардовна

Научный руководитель: Гаманович Виктория Эдуардовна, доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, кандидат педагогических наук.

Сроки реализации проекта: 2017 – 2018 гг.

Цель проекта: апробировать программно-методическое обеспечение коррекционных занятий по формированию у учащихся с нарушениями зрения компетенций пространственного ориентирования и мобильности с помощью технологии GPS-навигации в специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с нарушениями зрения.

Задачи проекта:

  1. Определить GPS-технологии, эффективные для формирования компетенций пространственного ориентирования и мобильности у учащихся с нарушениями зрения.
  2. Апробировать содержание коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность» для учащихся 7–11 классов по теме «Обучение приемам пространственного ориентирования и мобильности с помощью технологии GPS-навигации».
  3. Апробировать методическое обеспечение коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность» для учащихся 7–11 классов по теме «Обучение приемам пространственного ориентирования и мобильности с помощью технологии GPS-навигации».

Планируемые результаты:

  1. Разработка дополнения к программе коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность» для учащихся с нарушениями зрения по теме «Обучение приемам пространственного ориентирования и передвижения с помощью технологии GPS-навигации».
  2. Разработка методического обеспечения коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность» для учащихся с нарушениями зрения в соответствии с содержанием темы «Обучение приемам пространственного ориентирования и передвижения с помощью технологии GPS-навигации» (технологических карт коррекционных занятий, методических рекомендаций; содержания консультаций для специалистов и родителей).

Базы экспериментальной деятельности:

  • ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
  • УО «Шкловская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
 

Научный руководитель: Шинкаренко Владимир Анатольевич, заведующий кафедрой специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, кандидат педагогических наук, доцент.

Сроки реализации проекта: 2016 – 2018 гг.

Цель проекта – провести опытную проверку педагогической технологии подготовки учащихся первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) к выбору профессии.

Задачи проекта: 

  • апробировать содержание педагогической работы, направленной на подготовку учащихся первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) к выбору профессии;
  • апробировать модель взаимодействия педагогических работников вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с органами по труду, занятости и социальной защите, организациями здравоохранения, учреждениями   профессионально-технического и среднего специального образования, родителями (лицами, их заменяющими), общественными объединениями и организациями в области профессиональной ориентации учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью;
  • апробировать методику проведения педагогическими работниками профориентационных мероприятий в IX–X классах первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната).

Планируемые результаты: методические рекомендации «Профессиональное самоопределение учащихся первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)».

Базы экспериментальной деятельности: 

  • Государственное учреждение образования «Городейская вспомогательная школа-интернат»;
  • Государственное учреждение образования «Копыльская вспомогательная школа-интернат»;
  • Государственное учреждение образования «Руденская вспомогательная школа-интернат».  
Феклистова Светлана Николаевна

Научный руководитель: Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора по научной работе Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, кандидат педагогических наук, доцент.

Контактный телефон: +375 (44) 7463118 (Velcom).

E-mail: feklsv@mail.ru

Сроки реализации проекта: 2017 – 2018 гг.

Цель экспериментальной деятельности: разработать и апробировать аудиовизуальные комплексы как средство формирования и развития речи детей с нарушением слуха и методические рекомендации по их использованию на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования.

Задачи:

  • разработать содержание разноуровневых вариативных аудиовизуальных комплексов для формирования и развития связной диалогической и монологической речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования;
  • охарактеризовать методические пути реализации дифференцированного подхода, межпредметных связей в процессе формирования и развития речи детей с нарушением слуха с использованием аудиовизуальных комплексов;
  • апробировать разноуровневые аудиовизуальные комплексы в образовательном процессе с детьми с нарушением слуха на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования;
  • разработать методические рекомендации по формированию и развитию речи детей с нарушением слуха с использованием аудиовизуальных комплексов на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования.

Социальная значимость экспериментальной деятельности обусловлена тем, что внедрение аудиовизуальных комплексов в образовательный процесс с детьми с нарушением слуха позволит обеспечить условия для повышения качества их социализации.

Ожидаемые результаты:

Разработка учебно-методического обеспечения коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и первой ступени общего среднего образования, включающего:

  • разноуровневые вариативные тексты диалогов и тексты монологического характера;
  • наглядные средства к указанным текстам;
  • перечень видов заданий к текстам;
  • методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода в процессе развития речи детей с нарушением слуха на уровне дошкольного образования;
  • методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода в процессе развития речи детей с нарушением слуха на I ступени общего среднего образования.

 

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности

Для реализации программы экспериментальной деятельности целесообразно задействовать два учреждения специального образования для детей с нарушением слуха с целью обеспечения преемственности работы на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования.

Осуществление экспериментальной деятельности планируется на базе следующих учреждений образования:

  • ГСДУ «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха»;
  • ГУО «Ждановичская специальная общеобразовательная школа-интернат»;
  • ГУО «Ясли сад №541 г. Минска».

В эксперименте будут участвовать дети дошкольного возраста с нарушением слуха, а также учащиеся с нарушением слуха 1–4(5) классов.



30 Мая 2014 г. на заседании экспертного совета Национального института образования Республики Беларусь признана эффективность экспериментальной деятельности. Рекомендовано осуществление инновационной деятельности по реализованным экспериментальным проектам.

  • Проект «Апробация программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами» (2011 – 2014 гг.). Научный руководитель – Феклистова С.Н., заведующий кафедрой сурдопедагогики БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент ПОДРОБНЕЕ
  • Проект «Апробация программно-методического обеспечения процесса  обучения и воспитания слепоглухих детей» (2011 – 2014). Научный руководитель – Феклистова С.Н., заведующий кафедрой сурдопедагогики БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент

31 марта 2015 года на базе ГУО «Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат №2 для детей с нарушениями зрения» состоялась встреча научного консультанта инновационного проекта «Внедрение модели методического обеспечения процесса обучения и воспитания слепоглухих детей на базе ресурсного центра учреждения образования», доцента кафедры сурдопедагогики Феклистовой Светланы Николаевны с участниками проекта. Обсуждены пути распространения опыта организации адаптивной образовательной среды, внедрения разработанного методического обеспечения образовательного процесса слепоглухих детей, организации психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с глубокими нарушениями слуха и зрения.


15-16 апреля 2015 года доцент кафедры сурдопедагогики Феклистова Светлана Николаевна приняла участие в международной конференции «Проблемы слепоглухих: опыт, задачи, перспективы» (г. Москва). На конференции обсуждались современные подходы к определению критериев слепоглухоты, проблемы образования слепоглухих детей, подготовки специалистов для работы со слепоглухими, разработки современных средств реабилитации людей с нарушениями зрения и слуха. В своем докладе Феклистова С.Н. представила опыт обучения и воспитания слепоглухих детей в Республике Беларусь (в 2011 – 2014 гг. Феклистова С.Н. являлась научным руководителем экспериментального проекта «Апробация программно-методического обеспечения процесса обучения и воспитания слепоглухих детей», в 2014 – 2016 гг. выступает научным консультантом инновационного проекта «Внедрение модели  методического обеспечения процесса  обучения и воспитания слепоглухих детей на базе ресурсного центра ГУО «Молодечненская специальная общеобразовательная  школа-интернат №2 для детей с нарушениями зрения»).