EN | BY
Поиск по сайту
КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Дневная форма получения образования
тел. 267-92-57

Заочная форма получения образования
тел. 267-97-73

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намНаш канал в TelegramГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ
События
Экспериментальная и инновационная деятельность

Республиканский инновационный проект «Внедрение технологии формирования инклюзивной культуры в условиях инклюзивного оздоровления в учреждениях образования»

 

Научный руководитель: Светлакова Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики.

Сроки реализации экспериментального проекта: 2021 – 2024 гг.

Цель инновационной деятельности: внедрить в образовательный процесс учреждений образования технологию формирования инклюзивной культуры педагогов, работающих в условиях инклюзивного оздоровления.

Задачи проекта:

1. Организовать изучение теоретических основ формирования инклюзивной культуры.

2. Выделить и реализовать организационно-методические условия по внедрению технологии формирования инклюзивной культуры педагогов в учреждениях образования.

3. Разработать научно-методическое обеспечение реализации технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.

4. Организовать психолого-педагогическую поддержку участников инновационного проекта.

5. Оценить эффективность внедрения технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.

6. Обобщить результаты инновационной деятельности, представить инновационный педагогический опыт в форме методических рекомендаций по использованию технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.

Планируемые результаты:

  1. Подтверждение эффективности разработанной технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.
  2. Создание в учреждениях образования организационно-методических условий для реализации технологии формирования инклюзивной культуры педагогов.
  3. Позитивный опыт практической реализации инклюзивных оздоровительных смен в учреждениях образования.
  4. Обеспечение учреждений образования базой локальных методических материалов для формирования инклюзивной культуры педагогов.
  5. Разработка методических рекомендаций по реализации технологии формирования инклюзивной культуры педагогов в учреждениях образования.

Базы инновационной деятельности

1. Государственное учреждение образования «Детский оздоровительный лагерь «Дружба» пос. Энергетиков» Дзержинского района Минской области.

2. Государственное учреждение дополнительного образования «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка».

3. Государственное учреждение образования "Оздоровительный лагерь "Россь" Волковысского района Гродненской области.

4. Государственное учреждение образования «Слонимский районный центр дополнительного образования детей и молодёжи» Гродненской области.

5. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Волковыска» Гродненской области.

6. Государственное учреждение образования «Докурнишский учебно-педагогический комплекс ясли-сад - средняя школа» Ошмянского района Гродненской области.

7. Государственное учреждение образования «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Минской области.

Республиканский экспериментальный проект «Апробация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования»

 

Научный руководитель: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат психологических наук, доцент.

Сроки реализации экспериментального проекта: 2019 – 2020 гг.

Цель экспериментальной деятельности: выявить эффективность экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования и обосновать целесообразность ее внедрения в воспитательно-оздоровительную практику страны.

Задачи проекта:

  1. Апробировать модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении.
  2. Проанализировать возможные трудности реализации экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования и выявить пути их преодоления на всех уровнях (организационном, содержательном, методическом).
  3.  Уточнить условия эффективного внедрения организационно-содержательной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительные учреждения образования.
  4. Доработать проект методических рекомендаций по организации инклюзивной смены в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

Планируемые результаты:

  1. Создание алгоритма организации инклюзивных смен; описание направлений, содержания, форм, методов, приемов, технологии работы в инклюзивной смене; определение критериев и уровней сформированности инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования.
  2. Определение стратегии и тактики внедрения результатов эксперимента в воспитательно-оздоровительных учреждениях страны.
  3. Подготовка методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности.

База экспериментальной деятельности

Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок»

 

 

Руководитель экспериментального проекта:  Баль Н.Н., канд. пед. наук, доцент.

Экспериментальный проект направлен на проверку результатов прикладного научного исследования по теме «Разработать психолого-педагогический инструментарий для обеспечения деятельности психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (№ госрегистрации 20201104). Определяется эффективность и целесообразность массового использования диагностического инструментария для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с учетом их разных ограничений и возможностей в психолого-медико-педагогической комиссии.

Впервые в Республике Беларусь апробируется диагностический инструментарий, разработанный для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с учетом их разных ограничений (сенсорных, двигательных, речевых, когнитивных, эмоциональных, сочетанных) и возможностей, а также специфики социального окружения и личностного развития. В качестве проектного продукта выступает диагностический инструментарий, обеспечивающий решение задач каждого этапа обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития: этапа оценки запроса, жалобы законными представителями ребенка и сбора анамнеза; этапа изучения особенностей развития ребенка и условий этого развития в семье и учреждении дошкольного образования; этапа изучения ребенка в специально организованных условиях; этапа «диагностической супервизии» процесса сопровождения ребенка.

 

 

Научный руководитель: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат психологических наук, доцент

Сроки реализации экспериментального проекта: 2021 – 2024 гг.

Цель инновационной деятельности: внедрить в образовательный процесс центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации систему работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями.

Задачи проекта:

  1. Организовать деятельность центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) по внедрению системы оценки качества образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями, включающей самооценку учреждения образования администрацией центра (оценка организационного, кадрового, материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового обеспечения), самооценку педагогами результатов деятельности, оценку родителями результатов обучения их детей.
  2. Сформировать базу локальных документов по оценке качества дошкольного образования в ЦКРОиР, учитывающих все направления внутренней экспертизы и мониторинга качества образования, позволяющих на уровне учреждения образования упорядочить систему оценки качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями и эффективно организовать коррекционно-педагогический процесс.
  3. Создать методическое обеспечение системы оценки качества дошкольного образования в центре путем накопления методического инструментария проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольных группах ЦКРОиР, экспертизы практической деятельности педагогических и руководящих работников ЦКРОиР.
  4. Совершенствовать информационно-аналитическую составляющую системы оценки качества дошкольного образования в ЦКРОиР через информационное обеспечение субъектов образовательного процесса, обновление образовательной статистики, сбор достоверной информации об элементах качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР по определенной заданной системе показателей, анализ их эффективности.
  5. Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через консультирование, практико-ориентированные методы, направленные на обучение фиксации динамики уровня функционирования воспитанника с ТМН путем проведения мониторинговых наблюдений.
  6. Вовлекать родителей (законных представителей) воспитанников с ТМН в образовательный процесс и его оценку через активные формы взаимодействия.

Планируемые результаты:

  1. Подтверждение эффективности предлагаемой системы оценки качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР.
  2. Введение в образовательный процесс ЦКРОиР единой педагогической стратегии и тактики организации работы по определению качества дошкольного образования воспитанников с ТМН.
  3. Обеспечение центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации базой локальных документов по оценке качества дошкольного образования воспитанников с ТМН.
  4. Создание коллекции ресурсов по оценке качества образования воспитанников с ТМН.

Базы инновационной деятельности

  1. Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района» Брестской области
  2. Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ляховичского района» Брестской области
  3. Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда» г. Бреста»
  4. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района» Витебской области
  5. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района» Витебской области
  6. Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Гомельской области
  7. Государственное учреждение образования «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Гомельской области
  8. Государственное учреждение образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
  9. Учреждение образования «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Гродненской области
  10. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Молодечно» Минской области
  11. Государственное учреждение образования «Быховский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
  12. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Горки» Могилевской области
  13. Государственное учреждение образования «Костюковичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
  14. Государственное учреждение образования «Краснопольский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
  15. Государственное учреждение образования «Мстиславский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
  16. Государственное учреждение образования «Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
  17. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Шклова» Могилевской области
  18. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Центрального района г. Минска»

   

Научные руководители: Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора по научной работе Института инклюзивного образования БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;

Былино Марина Владимировна, доцент кафедры логопедии Института инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Сроки реализации экспериментального проекта: 2021 – 2022 гг.

Цель экспериментального проекта – определить эффективность использования разноуровневого содержания образования в образовательном процессе с воспитанниками с ОПФР в условиях реализации принципа инклюзии.

Задачи:

  • провести педагогическую диагностику актуального состояния и определить уровень сформированности представлений и умений воспитанников с ОПФР по образовательным областям «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте» (в соответствии с возрастом);
  • разработать перспективно-календарное планирование воспитания и обучения воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования с учетом результатов педагогической диагностики;
  • апробировать разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования;
  • определить условия продуктивной реализации разноуровневого содержания с учетом принципа инклюзии в образовании воспитанников с ОПФР. 

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

Экспериментальный проект предусматривает проверку результатов научно-исследовательской работы, направленной на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь, по теме «Разработать разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности на основе междисциплинарного подхода» (№ госрегистрации 20191004). Новизна выполненной НИР определяется научным обоснованием и разработкой новых оснований дифференциации содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в условиях реализации принципа инклюзии.

Впервые в Республике Беларусь будет апробировано разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по следующим образовательным областям: «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте».

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности

  1. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 6 г. Волковыска».
  2.  Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 79 г. Витебска».
  3. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 28 г. Орши».
  4. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 1 г. Глубокое».
  5. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 10 г. Пинска».
  6. Государственное учреждение дошкольного образования «Ясли-сад № 8 г. Барановичи».
  7. Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка № 4 г. Могилева».
  8. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 83 г. Бобруйска».
  9. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3. г. Могилева».
  10. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 51 г. Гродно».
  11. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 24 г. Лида».
  12. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 4 г. Щучина».
  13. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 6 г. Иваново».
  14. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 20 г. Кобрина».
  15. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г. Мозыря».
  16. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 7 г. Рогачева».
  17. Государственное учреждение образования «Довский ясли-сад Рогачевского района».
  18. Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка «Медуница» г. Гомеля».
  19. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 19 г. Борисова».
  20. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 2 агрогородка Лесной» Минского района.
  21. Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Дзержинска».
  22. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 541 г. Минска».
  23. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 321 г. Минска».
Хитрюк Вера Валерьевна

Научный консультант: Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка, доктор педагогических наук, доцент, контактный телефон: +375 (29) 3577058

e-mail: hvv64@tut.by

Срок реализации: 2017 – 2020 годы

Цель инновационного проекта ‒ внедрение в деятельность учреждений общего среднего образования модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства.

Задачи инновационного проекта

  • организовать деятельность педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по внедрению модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить работу постоянно действующего научно-методического семинара для педагогов по изучению социально-психологической и педагогической структуры тренинговой технологии работы с родителями с привлечением ресурса педагогов-экспериментаторов;
  • обогатить педагогический опыт педагогов компетенциями работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить активную позицию родителей в формировании инклюзивного образовательного пространства;
  • внедрить научно-методическое и организационное обеспечение взаимодействия учреждения общего среднего образования и семьи в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов посредством приобретения компетенций разработки и использования тренингов в работе с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства.

Ожидаемые результаты

  1. Обеспечение эффективности инклюзивного образования для всех его участников и удовлетворенности родителей условиями и содержанием образовательного процесса.
  2. Изменение характера взаимодействия семьи и учреждения образования посредством повышения родительской инициативы.
  3. Изменение отношений в детском коллективе.
  4. Развитие инклюзивной культуры родителей посредством изменения отношения к ценностям инклюзивного образования и совместному обучению всех детей.
  5. Обновление системы работы педагогов с родителями, обеспечение технологичности этого процесса посредством разработки его научно-методического обеспечения;
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов учреждений общего среднего образования в части овладения ими тренингами в работе с родителями.
  7. Достаточный уровень психолого-педагогической компетентности родителей, правильное понимание ими целей и задач инклюзивного образования и практической готовности родителей к целенаправленному непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.
  8. Сформированность у педагогов и родителей достаточных знаний и установок на необходимость постоянного сотрудничества для улучшения взаимопонимания, здоровья и психологического комфорта всех учащихся в условиях формирования инклюзивного образования.
  9. Углубление и расширение знаний учащихся, учителей и законных представителей обучающихся об инклюзивном образовании.
  10. Готовность педагогов, законных представителей обучающихся и учащихся к принятию и поддержке различных категорий обучающихся (одарённых, детей группы «риска», детей из неблагополучных семей, в т.ч. с особенностями психофизического развития – далее с ОПФР) по запросу.
  11. Активное использование ИКТ-ресурсов и современных образовательных технологий в работе педагогов с родителям.
  12. Повышение имиджа учреждения общего среднего образования и семьи в обществе; укрепление внутрисемейных связей.

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

  1. ГУО «Средняя школа №13 г. Барановичи»
  2. ГУО «Средняя школа №15 г. Барановичи»
  3. ГУО «Средняя школа №17 г. Барановичи»
  4. ГУО «Средняя школа №20 г. Барановичи»
  5. ГУО «Средняя школа №21 г. Барановичи»
Лемех Елена Анатольевна

Научный руководитель: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат психологических наук, доцент

Цель проекта

Подготовка выпускника к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской, методической) в области организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума с учетом особенностей национальных и международных систем специального образования.

Задачи проекта

  1. Разработать и апробировать структуру и содержание образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума».
  2. Сформировать перечень требований к результатам освоения сетевой формы образовательной программы магистратуры.
  3. Отработать условия и технологии организации образовательного процесса при реализации сетевой формы образовательной программы магистратуры.
  4. Апробировать формы и условия взаимодействия всех участников образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума».

Планируемые результаты

  1. Апробация учебного плана, учебных программ сетевой магистерской практико-ориентированной программы.
  2. Отработка форм взаимодействия университетов-партнеров.
  3. Апробация подготовки и защиты магистерских диссертаций, реализации форм взаимодействия магистрантов в условиях дистанционного обучения.
  4. Подготовка методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности.

Базы экспериментальной / инновационной деятельности

  1. Институт инклюзивного образования Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее – БГПУ).
  2. Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее – МГПУ) 
Феклистова Светлана Николаевна

Научный руководитель: Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора по научной работе Института инклюзивного образования БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент

Сроки реализации экспериментального проекта: 2017 – 2021 гг.

Цель экспериментального проекта – подготовка выпускника к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской, экспертно-методической) в области организации ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития с учетом особенностей национальных и международных систем специального образования.

Задачи:

  1. разработать и апробировать структуру и содержание образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии»;
  2. сформировать перечень требований к результатам освоения образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии»;
  3. определить условия и технологию организации образовательного процесса при реализации сетевой формы образовательной программы магистратуры;
  4. апробировать формы и условия взаимодействия всех участников образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности:

  • Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Институт инклюзивного образования (далее – БГПУ)
  • Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Институт специального образования и комплексной реабилитации (далее – МГПУ)

Ожидаемые результаты:

  1. Разработка учебного плана образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 79 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  2. Разработка учебных программ образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  3. Разработка учебно-методического обеспечения образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  4. Определение перечня компетенций выпускника магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».