Поиск по сайту
220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Дневная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-43
Заочная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-44
E-mail: iio@bspu.by
Республиканский инновационный проект «Внедрение технологии формирования инклюзивной культуры в условиях инклюзивного оздоровления в учреждениях образования»
Научный руководитель: Светлакова Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики.
Сроки реализации экспериментального проекта: 2021 – 2024 гг.
Цель инновационной деятельности: внедрить в образовательный процесс учреждений образования технологию формирования инклюзивной культуры педагогов, работающих в условиях инклюзивного оздоровления.
Задачи проекта:
1. Организовать изучение теоретических основ формирования инклюзивной культуры.
2. Выделить и реализовать организационно-методические условия по внедрению технологии формирования инклюзивной культуры педагогов в учреждениях образования.
3. Разработать научно-методическое обеспечение реализации технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.
4. Организовать психолого-педагогическую поддержку участников инновационного проекта.
5. Оценить эффективность внедрения технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.
6. Обобщить результаты инновационной деятельности, представить инновационный педагогический опыт в форме методических рекомендаций по использованию технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.
Планируемые результаты:
- Подтверждение эффективности разработанной технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.
- Создание в учреждениях образования организационно-методических условий для реализации технологии формирования инклюзивной культуры педагогов.
- Позитивный опыт практической реализации инклюзивных оздоровительных смен в учреждениях образования.
- Обеспечение учреждений образования базой локальных методических материалов для формирования инклюзивной культуры педагогов.
- Разработка методических рекомендаций по реализации технологии формирования инклюзивной культуры педагогов в учреждениях образования.
Базы инновационной деятельности
1. Государственное учреждение образования «Детский оздоровительный лагерь «Дружба» пос. Энергетиков» Дзержинского района Минской области.
2. Государственное учреждение дополнительного образования «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка».
3. Государственное учреждение образования "Оздоровительный лагерь "Россь" Волковысского района Гродненской области.
4. Государственное учреждение образования «Слонимский районный центр дополнительного образования детей и молодёжи» Гродненской области.
5. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Волковыска» Гродненской области.
6. Государственное учреждение образования «Докурнишский учебно-педагогический комплекс ясли-сад - средняя школа» Ошмянского района Гродненской области.
7. Государственное учреждение образования «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Минской области.
Республиканский экспериментальный проект «Апробация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования»
Научный руководитель: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат психологических наук, доцент.
Сроки реализации экспериментального проекта: 2019 – 2020 гг.
Цель экспериментальной деятельности: выявить эффективность экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования и обосновать целесообразность ее внедрения в воспитательно-оздоровительную практику страны.
Задачи проекта:
- Апробировать модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении.
- Проанализировать возможные трудности реализации экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования и выявить пути их преодоления на всех уровнях (организационном, содержательном, методическом).
- Уточнить условия эффективного внедрения организационно-содержательной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительные учреждения образования.
- Доработать проект методических рекомендаций по организации инклюзивной смены в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.
Планируемые результаты:
- Создание алгоритма организации инклюзивных смен; описание направлений, содержания, форм, методов, приемов, технологии работы в инклюзивной смене; определение критериев и уровней сформированности инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования.
- Определение стратегии и тактики внедрения результатов эксперимента в воспитательно-оздоровительных учреждениях страны.
- Подготовка методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности.
База экспериментальной деятельности
Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок»
Руководитель экспериментального проекта: Баль Н.Н., канд. пед. наук, доцент.
Экспериментальный проект направлен на проверку результатов прикладного научного исследования по теме «Разработать психолого-педагогический инструментарий для обеспечения деятельности психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (№ госрегистрации 20201104). Определяется эффективность и целесообразность массового использования диагностического инструментария для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с учетом их разных ограничений и возможностей в психолого-медико-педагогической комиссии.
Впервые в Республике Беларусь апробируется диагностический инструментарий, разработанный для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с учетом их разных ограничений (сенсорных, двигательных, речевых, когнитивных, эмоциональных, сочетанных) и возможностей, а также специфики социального окружения и личностного развития. В качестве проектного продукта выступает диагностический инструментарий, обеспечивающий решение задач каждого этапа обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития: этапа оценки запроса, жалобы законными представителями ребенка и сбора анамнеза; этапа изучения особенностей развития ребенка и условий этого развития в семье и учреждении дошкольного образования; этапа изучения ребенка в специально организованных условиях; этапа «диагностической супервизии» процесса сопровождения ребенка.
Научный руководитель: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат психологических наук, доцент
Сроки реализации экспериментального проекта: 2021 – 2024 гг.
Цель инновационной деятельности: внедрить в образовательный процесс центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации систему работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями.
Задачи проекта:
- Организовать деятельность центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) по внедрению системы оценки качества образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями, включающей самооценку учреждения образования администрацией центра (оценка организационного, кадрового, материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового обеспечения), самооценку педагогами результатов деятельности, оценку родителями результатов обучения их детей.
- Сформировать базу локальных документов по оценке качества дошкольного образования в ЦКРОиР, учитывающих все направления внутренней экспертизы и мониторинга качества образования, позволяющих на уровне учреждения образования упорядочить систему оценки качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями и эффективно организовать коррекционно-педагогический процесс.
- Создать методическое обеспечение системы оценки качества дошкольного образования в центре путем накопления методического инструментария проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольных группах ЦКРОиР, экспертизы практической деятельности педагогических и руководящих работников ЦКРОиР.
- Совершенствовать информационно-аналитическую составляющую системы оценки качества дошкольного образования в ЦКРОиР через информационное обеспечение субъектов образовательного процесса, обновление образовательной статистики, сбор достоверной информации об элементах качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР по определенной заданной системе показателей, анализ их эффективности.
- Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через консультирование, практико-ориентированные методы, направленные на обучение фиксации динамики уровня функционирования воспитанника с ТМН путем проведения мониторинговых наблюдений.
- Вовлекать родителей (законных представителей) воспитанников с ТМН в образовательный процесс и его оценку через активные формы взаимодействия.
Планируемые результаты:
- Подтверждение эффективности предлагаемой системы оценки качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР.
- Введение в образовательный процесс ЦКРОиР единой педагогической стратегии и тактики организации работы по определению качества дошкольного образования воспитанников с ТМН.
- Обеспечение центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации базой локальных документов по оценке качества дошкольного образования воспитанников с ТМН.
- Создание коллекции ресурсов по оценке качества образования воспитанников с ТМН.
Базы инновационной деятельности
- Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района» Брестской области
- Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ляховичского района» Брестской области
- Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда» г. Бреста»
- Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района» Витебской области
- Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района» Витебской области
- Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Гомельской области
- Государственное учреждение образования «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Гомельской области
- Государственное учреждение образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
- Учреждение образования «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Гродненской области
- Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Молодечно» Минской области
- Государственное учреждение образования «Быховский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
- Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Горки» Могилевской области
- Государственное учреждение образования «Костюковичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
- Государственное учреждение образования «Краснопольский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
- Государственное учреждение образования «Мстиславский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
- Государственное учреждение образования «Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
- Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Шклова» Могилевской области
- Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Центрального района г. Минска»
Научные руководители: Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора по научной работе Института инклюзивного образования БГПУ, доктор педагогических наук, доцент;
Былино Марина Владимировна, доцент кафедры логопедии Института инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент.
Сроки реализации экспериментального проекта: 2021 – 2022 гг.
Цель экспериментального проекта – определить эффективность использования разноуровневого содержания образования в образовательном процессе с воспитанниками с ОПФР в условиях реализации принципа инклюзии.
Задачи:
- провести педагогическую диагностику актуального состояния и определить уровень сформированности представлений и умений воспитанников с ОПФР по образовательным областям «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте» (в соответствии с возрастом);
- разработать перспективно-календарное планирование воспитания и обучения воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования с учетом результатов педагогической диагностики;
- апробировать разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования;
- определить условия продуктивной реализации разноуровневого содержания с учетом принципа инклюзии в образовании воспитанников с ОПФР.
Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну
Экспериментальный проект предусматривает проверку результатов научно-исследовательской работы, направленной на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь, по теме «Разработать разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности на основе междисциплинарного подхода» (№ госрегистрации 20191004). Новизна выполненной НИР определяется научным обоснованием и разработкой новых оснований дифференциации содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в условиях реализации принципа инклюзии.
Впервые в Республике Беларусь будет апробировано разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по следующим образовательным областям: «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте».
Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 6 г. Волковыска».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 79 г. Витебска».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 28 г. Орши».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 1 г. Глубокое».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 10 г. Пинска».
- Государственное учреждение дошкольного образования «Ясли-сад № 8 г. Барановичи».
- Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка № 4 г. Могилева».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 83 г. Бобруйска».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3. г. Могилева».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 51 г. Гродно».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 24 г. Лида».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 4 г. Щучина».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 6 г. Иваново».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 20 г. Кобрина».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г. Мозыря».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 7 г. Рогачева».
- Государственное учреждение образования «Довский ясли-сад Рогачевского района».
- Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка «Медуница» г. Гомеля».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 19 г. Борисова».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 2 агрогородка Лесной» Минского района.
- Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Дзержинска».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 541 г. Минска».
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 321 г. Минска».

Научный консультант: Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка, доктор педагогических наук, доцент, контактный телефон: +375 (29) 3577058,
e-mail: hvv64@tut.by
Срок реализации: 2017 – 2020 годы
Цель инновационного проекта ‒ внедрение в деятельность учреждений общего среднего образования модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства.
Задачи инновационного проекта
- организовать деятельность педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по внедрению модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
- обеспечить работу постоянно действующего научно-методического семинара для педагогов по изучению социально-психологической и педагогической структуры тренинговой технологии работы с родителями с привлечением ресурса педагогов-экспериментаторов;
- обогатить педагогический опыт педагогов компетенциями работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
- обеспечить активную позицию родителей в формировании инклюзивного образовательного пространства;
- внедрить научно-методическое и организационное обеспечение взаимодействия учреждения общего среднего образования и семьи в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
- обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов посредством приобретения компетенций разработки и использования тренингов в работе с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства.
Ожидаемые результаты
- Обеспечение эффективности инклюзивного образования для всех его участников и удовлетворенности родителей условиями и содержанием образовательного процесса.
- Изменение характера взаимодействия семьи и учреждения образования посредством повышения родительской инициативы.
- Изменение отношений в детском коллективе.
- Развитие инклюзивной культуры родителей посредством изменения отношения к ценностям инклюзивного образования и совместному обучению всех детей.
- Обновление системы работы педагогов с родителями, обеспечение технологичности этого процесса посредством разработки его научно-методического обеспечения;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов учреждений общего среднего образования в части овладения ими тренингами в работе с родителями.
- Достаточный уровень психолого-педагогической компетентности родителей, правильное понимание ими целей и задач инклюзивного образования и практической готовности родителей к целенаправленному непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.
- Сформированность у педагогов и родителей достаточных знаний и установок на необходимость постоянного сотрудничества для улучшения взаимопонимания, здоровья и психологического комфорта всех учащихся в условиях формирования инклюзивного образования.
- Углубление и расширение знаний учащихся, учителей и законных представителей обучающихся об инклюзивном образовании.
- Готовность педагогов, законных представителей обучающихся и учащихся к принятию и поддержке различных категорий обучающихся (одарённых, детей группы «риска», детей из неблагополучных семей, в т.ч. с особенностями психофизического развития – далее с ОПФР) по запросу.
- Активное использование ИКТ-ресурсов и современных образовательных технологий в работе педагогов с родителям.
- Повышение имиджа учреждения общего среднего образования и семьи в обществе; укрепление внутрисемейных связей.
Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
- ГУО «Средняя школа №13 г. Барановичи»
- ГУО «Средняя школа №15 г. Барановичи»
- ГУО «Средняя школа №17 г. Барановичи»
- ГУО «Средняя школа №20 г. Барановичи»
- ГУО «Средняя школа №21 г. Барановичи»

Научный руководитель: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат психологических наук, доцент
Цель проекта
Подготовка выпускника к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской, методической) в области организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума с учетом особенностей национальных и международных систем специального образования.
Задачи проекта
- Разработать и апробировать структуру и содержание образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума».
- Сформировать перечень требований к результатам освоения сетевой формы образовательной программы магистратуры.
- Отработать условия и технологии организации образовательного процесса при реализации сетевой формы образовательной программы магистратуры.
- Апробировать формы и условия взаимодействия всех участников образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума».
Планируемые результаты
- Апробация учебного плана, учебных программ сетевой магистерской практико-ориентированной программы.
- Отработка форм взаимодействия университетов-партнеров.
- Апробация подготовки и защиты магистерских диссертаций, реализации форм взаимодействия магистрантов в условиях дистанционного обучения.
- Подготовка методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности.
Базы экспериментальной / инновационной деятельности
- Институт инклюзивного образования Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее – БГПУ).
- Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее – МГПУ)

Научный руководитель: Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора по научной работе Института инклюзивного образования БГПУ, доктор педагогических наук, доцент
Сроки реализации экспериментального проекта: 2017 – 2021 гг.
Цель экспериментального проекта – подготовка выпускника к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской, экспертно-методической) в области организации ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития с учетом особенностей национальных и международных систем специального образования.
Задачи:
- разработать и апробировать структуру и содержание образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии»;
- сформировать перечень требований к результатам освоения образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии»;
- определить условия и технологию организации образовательного процесса при реализации сетевой формы образовательной программы магистратуры;
- апробировать формы и условия взаимодействия всех участников образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности:
- Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Институт инклюзивного образования (далее – БГПУ)
- Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Институт специального образования и комплексной реабилитации (далее – МГПУ)
Ожидаемые результаты:
- Разработка учебного плана образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 79 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
- Разработка учебных программ образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
- Разработка учебно-методического обеспечения образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
- Определение перечня компетенций выпускника магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».