EN | BY
Поиск по сайту
КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Дневная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-43

Заочная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-44

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намНаш канал в TelegramГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ

Республиканский центр развития инклюзивного образования

Электронное расписание Блоги преподавателей СДО Moodle

Виртуальная лаборатория

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

     

    

   

 
  
События
Экспериментальная и инновационная деятельность
Экспериментальный проект «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности (2021-2024уч.г.)»

 

Научный руководитель: Лисовская Татьяна Викторовнапрофессор кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, доктор педагогических наук, профессор.

Сроки реализации экспериментального проекта: 2021 – 2024 гг.

Цель экспериментального проектв: определить эффективность использования разноуровневого содержания образования в образовательном процессе с воспитанниками с ОПФР в условиях реализации принципа инклюзии.

Задачи:

  • провести педагогическую диагностику актуального состояния и определить уровень сформированности представлений и умений воспитанников с ОПФР по образовательным областям «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте» (в соответствии с возрастом);​
  • разработать перспективно-календарное планирование воспитания и обучения воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования с учетом результатов педагогической диагностики;
  • апробировать разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования;
  • определить условия продуктивной реализации разноуровневого содержания с учетом принципа инклюзии в образовании воспитанников с ОПФР. 

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну
Экспериментальный проект предусматривает проверку результатов научно-исследовательской работы, направленной на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь, по теме «Разработать разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности на основе междисциплинарного подхода» (№ госрегистрации 20191004). Новизна выполненной НИР определяется научным обоснованием и разработкой новых оснований дифференциации содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в условиях реализации принципа инклюзии.

Впервые в Республике Беларусь будет апробировано разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по следующим образовательным областям: «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте».

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности

  1. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 6 г. Волковыска»
  2. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 79 г. Витебска»
  3. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 28 г. Орши»
  4. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 1 г. Глубокое»
  5. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 10 г. Пинска»
  6. Государственное учреждение дошкольного образования «Ясли-сад № 8 г. Барановичи»
  7. Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка № 4 г. Могилева»
  8. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 83 г. Бобруйска»
  9. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3. г. Могилева»
  10. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 51 г. Гродно»
  11. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 24 г. Лида»
  12. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 4 г. Щучина»
  13. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 6 г. Иваново»
  14. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 20 г. Кобрина»
  15. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г. Мозыря»
  16. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 7 г. Рогачева»
  17. Государственное учреждение образования «Довский ясли-сад Рогачевского района»
  18. Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка «Медуница» г. Гомеля»
  19. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 19 г. Борисова»
  20. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 2 агрогородка Лесной» Минского района
  21. Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Дзержинска»
  22. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 541 г. Минска»
  23. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 321 г. Минска»
  24. Государственное учреждение образования «Специальный детский сад г.Могилева»
  25. Государственное учреждение образования «Специальный детский сад № 64 г.Витебска»
  26. Государственное учреждение образования «Специальный детский сад № 5 г.Гродно»
  27. Государственное учреждение образования «Специальный детский сад № 3 г.Волковыска» Гродненской области
  28. Государственное учре-ждение образования «Специальный детский сад № 2 г.Молодечно» Минской  области
  29. Государственное учре-ждение образования «Специальный детский сад № 15 г.Гомеля»
  30. Государственное учре-ждение образования «Специальный детский сад № 469 для детей с нарушением зрения г.Минска»
  31.  Государственное учре-ждение образования «Специальный детский сад № 407 г.Минска»
Экспериментальный проект «Реализация совместной образовательной программы магистратуры по специальности 7-06-0114-03 Инклюзивное образование для иностранных граждан»

 

Научный руководитель: Гаманович Виктория Эдуардовнадоцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Сроки реализации экспериментального проекта: 2023 – 2025 гг.

Цель экспериментального проектв: формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области организации и реализации образовательного процесса на принципах инклюзии с учетом региональной специфики Республики Узбекистан.

Задачи:

  1. Внести изменения и дополнения в учебно-программную документацию образовательной программы углубленного высшего образования по специальности 7-06-0114-03 Инклюзивное образование.
  2. Определить условия и технологию организации образовательного процесса при реализации совместной образовательной программы магистратуры.
  3. Апробировать формы и условия взаимодействия всех участников совместной образовательной программы магистратуры «Инклюзивное образование».
  4. Осуществить подготовку и реализацию образовательного процесса по освоению содержания совместной образовательной программы углубленного высшего образования по специальности 7-06-0114-03 Инклюзивное образование.

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности:

           - учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени  Максима Танка», Институт инклюзивного образования;

           - учреждение образования «Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами».

Ожидаемые результаты:

  1. Изменения и дополнения в учебно-программную документацию образовательной программы углубленного высшего образования по специальности 7-06-0114-03 Инклюзивное образование.
  2. Определение условий реализации совместной образовательной программы углубленного высшего образования по специальности 7-06-0114-03 Инклюзивное образование.
  3. Апробация учебного плана, учебных программ образовательной программы углубленного высшего образования по специальности 7-06-0114-03 Инклюзивное образование, подготовки и защиты магистерских диссертаций в условиях использования информационно-коммуникационных технологий.
Экспериментальный проект «Апробация содержания коррекционных занятий для учащихся с расстройствами аутистического спектра на первой ступени общего среднего образования»

 

Научный руководитель: Брыкова Александра Сергеевнадоцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования, кандидат психологических наук, доцент.

Сроки реализации экспериментального проекта: 2023 – 2024 гг.

Цель экспериментальной деятельности: апробировать и усовершенствовать содержание коррекционных занятий для учащихся с РАС на первой ступени общего среднего образования, определить его эффективность в коррекционно-образовательном процессе. 

Задачи проекта:

  1. Уточнить и дополнить содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия учащихся с РАС на первой ступени общего среднего образования.
  2. Уточнить показатели социального развития учащихся с РАС на первой ступени общего среднего образования (по группам).
  3.  Определить условия эффективной реализации содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у учащихся с РАС на первой ступени общего среднего образования.
  4. Уточнить и дополнить содержание методических рекомендаций для педагогических работников учреждений образования (учителей-дефектологов, воспитателей, обеспечивающих персональное сопровождение учащихся с РАС).
  5. Определить эффективность реализации содержания коррекционных занятий для учащихся с РАС на первой ступени общего среднего образования.

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность:

  1. ГУО «Специальная школа № 1 г. Бреста»;
  2. ГУО «Средняя школа № 10 г. Слонима»;
  3. ГУО «Средняя школа № 15  г. Минска»;
  4. ГУО «Средняя школа № 177  г. Минска»;
  5. ГУО «Средняя школа № 18 г. Борисова»;
  6. ГУО «Средняя школа № 20 г. Могилева»;
  7. ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска»;
  8. ГУО «Средняя школа № 7 г. Барановичи»;
  9. ГУО «Средняя школа № 8 г. Витебска им. А. М. Испенкова»;
  10. ГУО «Средняя школа № 98 г. Минска»;
  11. ГУО «Средняя школа № 62 г. Гомеля».
Республиканский экспериментальный проект «Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования»

 

Научный руководитель: Светлакова Ольга Юрьевнадоцент кафедры специальной педагогики, кандидат педагогических наук.

Сроки реализации экспериментального проекта: 2023 – 2025 гг.

Цель экспериментальной деятельности: экспериментальным путем проверить эффективность модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение ребёнка с РАС в учреждениях образования Республики Беларусь.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать возможные трудности реализации экспериментальной модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС и выявить пути их преодоления на всех уровнях (организационном, содержательном, методическом).
  2. Апробировать модель деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС.
  3.  Апробировать макетные образцы примерного планирования содержания деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение ребёнка с РАС.
  4. Апробировать образцы документации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях интегрированного обучения и воспитания.
  5. Доработать проект методических рекомендаций по организации деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС.

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность в 2024-2025 учебном году:

  1. Государственное учреждение образования «Специальная школа-интернат № 10 г. Минска»;
  2. Государственное учреждение образования «Специальная школа № 11 г. Минска»;
  3. Государственное учреждение образования «Начальная школа №6 г. Вилейки»;
  4. Государственное учреждение образования «Детский сад № 62 г. Гродно»;
  5. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 22 имени И.П.Бохана г. Гродно»;
  6. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 41 г. Гродно;
  7. Государственное учреждение образования «Специальная школа г. Гродно»;
  8. Государственное учреждение образования «Детский сад № 22 г. Речицы»;
  9. Государственное учреждение образования «Специальная школа № 1 г. Бреста»;
  10. Государственное учреждение образования «Детский сад № 51 г. Бреста»;
  11. Государственное учреждение образования «Детский сад № 40 г. Бреста»;
  12. Государственное учреждение образования «Средняя школа №20 г. Могилева».
Республиканский инновационный проект «Внедрение технологии формирования инклюзивной культуры в условиях инклюзивного оздоровления в учреждениях образования»

 

Научный руководитель: Светлакова Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики.

Сроки реализации инновационного проекта: 2021 – 2024 гг.

Цель инновационной деятельности: внедрить в образовательный процесс учреждений образования технологию формирования инклюзивной культуры педагогов, работающих в условиях инклюзивного оздоровления.

Задачи проекта:

  1. Организовать изучение теоретических основ формирования инклюзивной культуры.
  2. Выделить и реализовать организационно-методические условия по внедрению технологии формирования инклюзивной культуры педагогов в учреждениях образования.
  3. Разработать научно-методическое обеспечение реализации технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.
  4. Организовать психолого-педагогическую поддержку участников инновационного проекта.
  5. Оценить эффективность внедрения технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.
  6. Обобщить результаты инновационной деятельности, представить инновационный педагогический опыт в форме методических рекомендаций по использованию технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.

Планируемые результаты:

  1. Подтверждение эффективности разработанной технологии формирования инклюзивной культуры в учреждениях образования.
  2. Создание в учреждениях образования организационно-методических условий для реализации технологии формирования инклюзивной культуры педагогов.
  3. Позитивный опыт практической реализации инклюзивных оздоровительных смен в учреждениях образования.
  4. Обеспечение учреждений образования базой локальных методических материалов для формирования инклюзивной культуры педагогов.
  5. Разработка методических рекомендаций по реализации технологии формирования инклюзивной культуры педагогов в учреждениях образования.

Базы инновационной деятельности

  1. Государственное учреждение образования «Детский оздоровительный лагерь «Дружба» пос. Энергетиков» Дзержинского района Минской области.
  2. Государственное учреждение дополнительного образования «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка».
  3. Государственное учреждение образования "Оздоровительный лагерь "Россь" Волковысского района Гродненской области.
  4. Государственное учреждение образования «Слонимский районный центр дополнительного образования детей и молодёжи» Гродненской области.
  5. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Волковыска» Гродненской области.
  6. Государственное учреждение образования «Докурнишский учебно-педагогический комплекс ясли-сад - средняя школа» Ошмянского района Гродненской области.
  7. Государственное учреждение образования «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Минской области.
Экспериментальный проект: “Апробация психолого-педагогического инструментария для обеспечения деятельности психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (2021-2022)»

 

Руководитель экспериментального проекта:  Баль Н.Н., канд. пед. наук, доцент.

Экспериментальный проект направлен на проверку результатов прикладного научного исследования по теме «Разработать психолого-педагогический инструментарий для обеспечения деятельности психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (№ госрегистрации 20201104). Определяется эффективность и целесообразность массового использования диагностического инструментария для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с учетом их разных ограничений и возможностей в психолого-медико-педагогической комиссии.

Впервые в Республике Беларусь апробируется диагностический инструментарий, разработанный для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с учетом их разных ограничений (сенсорных, двигательных, речевых, когнитивных, эмоциональных, сочетанных) и возможностей, а также специфики социального окружения и личностного развития. В качестве проектного продукта выступает диагностический инструментарий, обеспечивающий решение задач каждого этапа обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития: этапа оценки запроса, жалобы законными представителями ребенка и сбора анамнеза; этапа изучения особенностей развития ребенка и условий этого развития в семье и учреждении дошкольного образования; этапа изучения ребенка в специально организованных условиях; этапа «диагностической супервизии» процесса сопровождения ребенка.

Республиканский инновационный проект «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

 

Научный руководитель: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат психологических наук, доцент

Сроки реализации инновационного проекта: 2021 – 2024 гг.

Цель инновационной деятельности: внедрить в образовательный процесс центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации систему работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями.

Задачи проекта:

  1. Организовать деятельность центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) по внедрению системы оценки качества образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями, включающей самооценку учреждения образования администрацией центра (оценка организационного, кадрового, материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового обеспечения), самооценку педагогами результатов деятельности, оценку родителями результатов обучения их детей.
  2. Сформировать базу локальных документов по оценке качества дошкольного образования в ЦКРОиР, учитывающих все направления внутренней экспертизы и мониторинга качества образования, позволяющих на уровне учреждения образования упорядочить систему оценки качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями и эффективно организовать коррекционно-педагогический процесс.
  3. Создать методическое обеспечение системы оценки качества дошкольного образования в центре путем накопления методического инструментария проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольных группах ЦКРОиР, экспертизы практической деятельности педагогических и руководящих работников ЦКРОиР.
  4. Совершенствовать информационно-аналитическую составляющую системы оценки качества дошкольного образования в ЦКРОиР через информационное обеспечение субъектов образовательного процесса, обновление образовательной статистики, сбор достоверной информации об элементах качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР по определенной заданной системе показателей, анализ их эффективности.
  5. Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через консультирование, практико-ориентированные методы, направленные на обучение фиксации динамики уровня функционирования воспитанника с ТМН путем проведения мониторинговых наблюдений.
  6. Вовлекать родителей (законных представителей) воспитанников с ТМН в образовательный процесс и его оценку через активные формы взаимодействия.

Планируемые результаты:

  1. Подтверждение эффективности предлагаемой системы оценки качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР.
  2. Введение в образовательный процесс ЦКРОиР единой педагогической стратегии и тактики организации работы по определению качества дошкольного образования воспитанников с ТМН.
  3. Обеспечение центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации базой локальных документов по оценке качества дошкольного образования воспитанников с ТМН.
  4. Создание коллекции ресурсов по оценке качества образования воспитанников с ТМН.

Базы инновационной деятельности

  1. Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района» Брестской области
  2. Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ляховичского района» Брестской области
  3. Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда» г. Бреста»
  4. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района» Витебской области
  5. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района» Витебской области
  6. Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Гомельской области
  7. Государственное учреждение образования «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Гомельской области
  8. Государственное учреждение образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
  9. Учреждение образования «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Гродненской области
  10. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Молодечно» Минской области
  11. Государственное учреждение образования «Быховский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
  12. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Горки» Могилевской области
  13. Государственное учреждение образования «Костюковичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
  14. Государственное учреждение образования «Краснопольский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
  15. Государственное учреждение образования «Мстиславский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Могилевской области
  16. Государственное учреждение образования «Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
  17. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Шклова» Могилевской области
  18. Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Центрального района г. Минска»
Экспериментальный проект «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности»

   

Научные руководители: Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора по научной работе Института инклюзивного образования БГПУ, доктор педагогических наук, доцент;

Былино Марина Владимировна, доцент кафедры логопедии Института инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Сроки реализации экспериментального проекта: 2021 – 2022 гг.

Цель экспериментального проекта – определить эффективность использования разноуровневого содержания образования в образовательном процессе с воспитанниками с ОПФР в условиях реализации принципа инклюзии.

Задачи:

  • провести педагогическую диагностику актуального состояния и определить уровень сформированности представлений и умений воспитанников с ОПФР по образовательным областям «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте» (в соответствии с возрастом);
  • разработать перспективно-календарное планирование воспитания и обучения воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования с учетом результатов педагогической диагностики;
  • апробировать разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования;
  • определить условия продуктивной реализации разноуровневого содержания с учетом принципа инклюзии в образовании воспитанников с ОПФР. 

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

Экспериментальный проект предусматривает проверку результатов научно-исследовательской работы, направленной на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь, по теме «Разработать разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности на основе междисциплинарного подхода» (№ госрегистрации 20191004). Новизна выполненной НИР определяется научным обоснованием и разработкой новых оснований дифференциации содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в условиях реализации принципа инклюзии.

Впервые в Республике Беларусь будет апробировано разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по следующим образовательным областям: «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте».

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности

  1. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 6 г. Волковыска».
  2.  Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 79 г. Витебска».
  3. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 28 г. Орши».
  4. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 1 г. Глубокое».
  5. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 10 г. Пинска».
  6. Государственное учреждение дошкольного образования «Ясли-сад № 8 г. Барановичи».
  7. Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка № 4 г. Могилева».
  8. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 83 г. Бобруйска».
  9. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3. г. Могилева».
  10. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 51 г. Гродно».
  11. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 24 г. Лида».
  12. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 4 г. Щучина».
  13. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 6 г. Иваново».
  14. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 20 г. Кобрина».
  15. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 3 г. Мозыря».
  16. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 7 г. Рогачева».
  17. Государственное учреждение образования «Довский ясли-сад Рогачевского района».
  18. Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка «Медуница» г. Гомеля».
  19. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 19 г. Борисова».
  20. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 2 агрогородка Лесной» Минского района.
  21. Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Дзержинска».
  22. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 541 г. Минска».
  23. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 321 г. Минска».
Республиканский экспериментальный проект «Апробация модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования»

 

Научный руководитель: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат психологических наук, доцент.

Сроки реализации экспериментального проекта: 2019 – 2020 гг.

Цель экспериментальной деятельности: выявить эффективность экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования и обосновать целесообразность ее внедрения в воспитательно-оздоровительную практику страны.

Задачи проекта:

  1. Апробировать модель формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении.
  2. Проанализировать возможные трудности реализации экспериментальной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования и выявить пути их преодоления на всех уровнях (организационном, содержательном, методическом).
  3.  Уточнить условия эффективного внедрения организационно-содержательной модели формирования инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительные учреждения образования.
  4. Доработать проект методических рекомендаций по организации инклюзивной смены в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

Планируемые результаты:

  1. Создание алгоритма организации инклюзивных смен; описание направлений, содержания, форм, методов, приемов, технологии работы в инклюзивной смене; определение критериев и уровней сформированности инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительном учреждении образования.
  2. Определение стратегии и тактики внедрения результатов эксперимента в воспитательно-оздоровительных учреждениях страны.
  3. Подготовка методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности.

База экспериментальной деятельности

Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок»

Инновационный проект «Внедрение модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства»
Хитрюк Вера Валерьевна

Научный консультант: Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка, доктор педагогических наук, доцент.

e-mail: hvv64@tut.by

Срок реализации: 2017 – 2020 годы

Цель инновационного проекта ‒ внедрение в деятельность учреждений общего среднего образования модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства.

Задачи инновационного проекта

  • организовать деятельность педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по внедрению модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить работу постоянно действующего научно-методического семинара для педагогов по изучению социально-психологической и педагогической структуры тренинговой технологии работы с родителями с привлечением ресурса педагогов-экспериментаторов;
  • обогатить педагогический опыт педагогов компетенциями работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить активную позицию родителей в формировании инклюзивного образовательного пространства;
  • внедрить научно-методическое и организационное обеспечение взаимодействия учреждения общего среднего образования и семьи в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов посредством приобретения компетенций разработки и использования тренингов в работе с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства.

Ожидаемые результаты

  1. Обеспечение эффективности инклюзивного образования для всех его участников и удовлетворенности родителей условиями и содержанием образовательного процесса.
  2. Изменение характера взаимодействия семьи и учреждения образования посредством повышения родительской инициативы.
  3. Изменение отношений в детском коллективе.
  4. Развитие инклюзивной культуры родителей посредством изменения отношения к ценностям инклюзивного образования и совместному обучению всех детей.
  5. Обновление системы работы педагогов с родителями, обеспечение технологичности этого процесса посредством разработки его научно-методического обеспечения;
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов учреждений общего среднего образования в части овладения ими тренингами в работе с родителями.
  7. Достаточный уровень психолого-педагогической компетентности родителей, правильное понимание ими целей и задач инклюзивного образования и практической готовности родителей к целенаправленному непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.
  8. Сформированность у педагогов и родителей достаточных знаний и установок на необходимость постоянного сотрудничества для улучшения взаимопонимания, здоровья и психологического комфорта всех учащихся в условиях формирования инклюзивного образования.
  9. Углубление и расширение знаний учащихся, учителей и законных представителей обучающихся об инклюзивном образовании.
  10. Готовность педагогов, законных представителей обучающихся и учащихся к принятию и поддержке различных категорий обучающихся (одарённых, детей группы «риска», детей из неблагополучных семей, в т.ч. с особенностями психофизического развития – далее с ОПФР) по запросу.
  11. Активное использование ИКТ-ресурсов и современных образовательных технологий в работе педагогов с родителям.
  12. Повышение имиджа учреждения общего среднего образования и семьи в обществе; укрепление внутрисемейных связей.

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

  1. ГУО «Средняя школа №13 г. Барановичи»
  2. ГУО «Средняя школа №15 г. Барановичи»
  3. ГУО «Средняя школа №17 г. Барановичи»
  4. ГУО «Средняя школа №20 г. Барановичи»
  5. ГУО «Средняя школа №21 г. Барановичи»
Экспериментальный проект «Реализация образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума»
Лемех Елена Анатольевна

Научный руководитель: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат психологических наук, доцент.

Цель проекта

Подготовка выпускника к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской, методической) в области организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума с учетом особенностей национальных и международных систем специального образования.

Задачи проекта

  1. Разработать и апробировать структуру и содержание образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума».
  2. Сформировать перечень требований к результатам освоения сетевой формы образовательной программы магистратуры.
  3. Отработать условия и технологии организации образовательного процесса при реализации сетевой формы образовательной программы магистратуры.
  4. Апробировать формы и условия взаимодействия всех участников образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума».

Планируемые результаты

  1. Апробация учебного плана, учебных программ сетевой магистерской практико-ориентированной программы.
  2. Отработка форм взаимодействия университетов-партнеров.
  3. Апробация подготовки и защиты магистерских диссертаций, реализации форм взаимодействия магистрантов в условиях дистанционного обучения.
  4. Подготовка методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности.

Базы экспериментальной / инновационной деятельности

  1. Институт инклюзивного образования Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее – БГПУ).
  2. Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее – МГПУ) 
Экспериментальный проект «Реализация образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии»
Феклистова Светлана Николаевна

Научный руководитель: Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора по научной работе Института инклюзивного образования БГПУ, доктор педагогических наук, доцент

Сроки реализации экспериментального проекта: 2017 – 2021 гг.

Цель экспериментального проекта – подготовка выпускника к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской, экспертно-методической) в области организации ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития с учетом особенностей национальных и международных систем специального образования.

Задачи:

  1. разработать и апробировать структуру и содержание образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии»;
  2. сформировать перечень требований к результатам освоения образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии»;
  3. определить условия и технологию организации образовательного процесса при реализации сетевой формы образовательной программы магистратуры;
  4. апробировать формы и условия взаимодействия всех участников образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности:

  • Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Институт инклюзивного образования (далее – БГПУ)
  • Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Институт специального образования и комплексной реабилитации (далее – МГПУ)

Ожидаемые результаты:

  1. Разработка учебного плана образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 79 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  2. Разработка учебных программ образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  3. Разработка учебно-методического обеспечения образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  4. Определение перечня компетенций выпускника магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».