EN | BY
Поиск по сайту
КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Дневная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-43

Заочная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-44

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намНаш канал в TelegramГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ

Республиканский центр развития инклюзивного образования

Электронное расписание Блоги преподавателей СДО Moodle

 

 
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

     

    

   

  
События
Научно-педагогическая школа

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ


The name of the scientific and pedagogical school «Upbringing and education of children with hearing impairment, children with intellectual disabilities»


Научно-педагогическая школа воспитания и обучения детей с нарушением слуха, детей с интеллектуальной недостаточностью действует с 1990 года. Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Обухова Тамара Исаковна. Под научным руководством Тамары Исаковны сложился коллектив исследователей, обеспечивший преемственность поколений, высокий уровень научных исследований, неразрывную связь образовательного процесса с научно-исследовательской деятельностью и инновационной педагогической практикой.

The scientific and pedagogical school for the upbringing and education of children with hearing impairment, children with intellectual disabilities has been operating since 1990. Supervisor – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Corresponding Member of the International Academy of Sciences of Teacher Education Obuhova Tamara. Under the scientific leadership of Obuhova Tamara, a team of researchers has formed that has ensured the continuity of generations, a high level of scientific research, the inextricable link of the educational process with research activities and innovative teaching practice.

Обухова Тамара Исаковна

Тамара Исаковна Обухова – активный консультант органов образования, автор научных статей, учебно-методических пособий для педагогов учреждений дошкольного образования, студентов учреждений высшего образования. Имеет более 220 публикаций. Тамара Исаковна является автором первой национальной программы специального дошкольного образования в Республике Беларусь (1997), программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха» (2006), учебного пособия для подготовительного класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха «Произношение» (2002). Особое место занимает подготовка Т.И. Обуховой пособий для учителей-дефектологов и воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха, а также студентов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика»: «Самостоятельная работа студентов по методике дошкольного воспитания» (2000), «Основы дошкольной сурдопедагогики» (2005), «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха» (2007), «Ознакомление с окружающим миром детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха» (2008), «Коррекционно-педагогическая помощь детям младенческого и раннего возраста с нарушением слуха» (2010), «Особенности обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха» (2010), «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха» (2011), «Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха» (2013), «Дидактические и подвижные игры в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха» (2014), «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (дети с нарушением речи и с нарушением слуха)» (2015), «Коррекционно-педагогическая помощь детям младенческого и раннего возраста с нарушением слуха» (2018) и др.

В публикациях Т. И. Обуховой нашли свое отражение наиболее актуальные вопросы теории и практики образования детей с особенностями психофизического развития: определение содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха; организация коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха на основе использования верботонального метода; формирование изобразительной деятельности детей с нарушением слуха дошкольного возраста; развитие наглядного мышления детей с нарушением слуха дошкольного возраста; развитие воображения учащихся c нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности; организация кружковой и клубной работы с учащимися с нарушением слуха; взаимодействие специалистов и родителей, воспитывающих детей с нарушением слуха; создание условий для социализации и интеграции детей с нарушением слуха; использование видеометода в процессе профессиональной подготовки сурдопедагогов и др.

В состав участников научно-педагогической школы входит 15 человек (в том числе 5 кандидатов педагогических наук, доцентов).

Основные направления научно-педагогической деятельности школы:

  • экспериментальное изучение особенностей развития детей с нарушением слуха и с интеллектуальной недостаточностью;
  • разработка содержания и методики коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием новых методов и технологий (верботонального метода и др.);
  • научное обоснование и разработка новых подходов к формированию различных видов деятельности (игровой, изобразительной, речевой) у детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, с интеллектуальной недостаточностью;
  • разработка содержания и методики коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом;
  • формирование творческого и воссоздающего воображения учащихся с нарушением слуха в процессе обучения изобразительной деятельности;
  • развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Под руководством Т. И. Обуховой защищены пять кандидатских диссертаций:

Феклистова С. Н. «Формирование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха» (2003);

Мамонько О. В. «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в спортивно-игровой деятельности» (2003);

Сороко Е. Н. «Формирование готовности младших дошкольников с нарушением слуха к созданию предметного изображения» (2011);

Киселева А. В. «Формирование творческого воображения в процессе обучения изобразительной деятельности учащихся с нарушением слуха» (2012);

Былино М. В. «Педагогические условия формирования социальных умений у детей с инвалидностью в домах-интернатах (в процессе рисуночной деятельности)» (2018).

Обухова Т. И. осуществляла руководство исследованиями магистрантов: Грищенко А. Н. «Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха», Минько Ю. Н. «Развитие наглядного мышления у неслышащих и слабослышащих детей дошкольного возраста», Прокопик Е. Н. «Особенности работы по реализации потенциальных слуховых возможностей детей с нарушением слуха».

Реализацию идей научно-педагогической школы воспитания и обучения детей с нарушением слуха, детей с интеллектуальной недостаточностью продолжают ученики Т. И. Обуховой в процессе руководства научными исследованиями молодых ученых.

Под руководством кандидата педагогических наук, доцента Феклистовой С. Н. подготовлена к защите диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Коляды О. П. «Формирование текстовой компетентности у слабослышащих учащихся на коррекционных занятиях». Феклистова С. Н. осуществляла активное руководство 12-ю диссертационными исследованиями магистрантов (в том числе 2 – граждан Республики Кипр):

  • Андреева О. Ю. «Формирование связной монологической речи детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста аудиовизуальными средствами»;
  • Атанасиу Нектария Панагиоти «Индивидуальный подход в процессе коррекции произносительной стороны устной речи учащихся с нарушением слуха»;
  • Боровкова О. Н. «Педагогические условия формирования самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников с нарушением слуха»;
  • Векша М. С. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием аудиовизуального курса»;
  • Денищик Е. В. «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами»;
  • Дорошкевич О. О «Формирование интонационной структуры устной речи слабослышащих младших школьников на индивидуальных занятиях»;
  • Маньятис Христодулос Андреа «Коррекция нарушений голоса младших школьников с нарушением слуха»;
  • Мискевич Д. А. «Дифференцированный подход в коррекционной работе по развитию слухового восприятия детей раннего возраста с нарушением слуха»;
  • Оводок Е. А. «Развитие речевого интонирования у детей с кохлеарными имплантами дошкольного возраста средствами музыки»;
  • Тарабонда Н. Е. «Развитие диалогической речи слабослышащих младших школьников на индивидуальных занятиях»;
  • Тимошек А. О. «Развитие коммуникативных умений у детей раннего возраста с нарушением слуха средствами аудиовизуального курса верботонального метода»;
  • Чернышевич Л. А. «Моделирование как средство коррекции ритмической структуры слов в речи глухих учащихся начальных классов».

Кандидатом педагогических наук, доцентом Мамонько О.В. осуществлено руководство следующими исследованиями магистрантов:

  • Шутовой Т. А. «Формирование практических навыков познания окружающей действительности у дошкольников с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития»;
  • Петросян Л. А. «Формирование способов приема пищи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями»;
  • Чигуновой Д. А. «Формирование представлений о неживой природе у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в процессе практических действий»;
  • Дамарад Н. А. Формирование игровых действий у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в процессе отобразительной игры».

Магистрантом Юревич Е. М. (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Сороко Е. Н.) проведено исследование на тему «Электронные образовательные ресурсы как средство формирования эле­ментарных математических представлений у старших дошкольников с нару­шением слуха».

Магистрант Морозова Е. В. под руководством кандидата педагоги­ческих наук, доцента Киселевой А. В. выполнила исследование на тему «Дифференцированный подход к развитию воображения младших школьников с нарушением слуха на уроках по предмету «Изобразительное искусство»».

Результаты научных исследований членов научно-педагогической школы получили дальнейшее развитие в процессе реализации экспериментальных и инновационных проектов:

  • Использование верботональной методики реабилитации детей с нарушением слуха (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Обухова Т. И.);
  • Апробация программного обеспечения обучения и воспитания слепоглухих детей (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Феклистова С. Н.);
  • Апробация программного обеспечения коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Феклистова С. Н.).
  • Внедрение программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста (научный консультант – кандидат педагогических наук, доцент Феклистова С. Н.);
  • Внедрение модели методического обеспечения процесса обучения и воспитания слепоглухих детей на базе ресурсного центра ГУО «Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат № 2 для детей с нарушениями зрения» (научный консультант – кандидат педагогических наук, доцент Феклистова С. Н.);
  • Реализация образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии (научный консультант – кандидат педагогических наук, доцент Феклистова С. Н.).

Члены научно-педагогической школы участвуют в разработке научных исследований в рамках реализации Государственных программ:

Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012 – 2016 годы, задания 04 «Разработать научно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития» (научный руководитель – Феклистова С. Н., члены ВНК – Обухова Т. И., Павлович Н. Е., Дорошкевич О. О., Боровкова О. Н.);

Государственной программы «Информационное общество» подпрограммы «Электронное обучение и развитие человеческого капитала» по темам «Обеспечение деятельности учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ», «Разработка электронных средств обучения для использования в коррекционно-образовательном процессе лиц с особенностями психофизического развития» (Сороко Е. Н. – член ВНК);

Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, подпрограмма «Развитие системы специального образования», задания 04 «Разработать научно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития» (научный руководитель – Феклистова С. Н.).

Реализация основных направлений деятельности научно-педагогической школы осуществляется в процессе участия в научных исследованиях, финансируемых Министерством образования Республики Беларусь:

  1. «Критерии определения оптимальной интеллектуальной нагрузки учащихся с особенностями психофизического развития при работе с материалами учебника» (2007 г., Сороко Е. Н. – член ВНК);
  2. «Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами» (2010 г., Феклистова С. Н. – научный руководитель задания, Обухова Т. И., Павлович Н. Е. – члены ВНК);
  3. «Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с учащимися 1-4 классов с кохлеарными имплантами» (2011 г., Феклистова С. Н. – научный руководитель задания, Обухова Т. И. – член ВНК);
  4. «Научно-методические основы коррекционной работы по развитию устной речи слабослышащих детей в условиях интегрированного обучения и воспитания» (2007 г., Феклистова С. Н. – научный руководитель задания, Обухова Т. И., Сороко Е. Н. – члены ВНК);
  5. «Использование верботональной методики в обучении детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха» (2008 г., Обухова Т. И. – научный руководитель задания, Феклистова С. Н., Сороко Е. Н. – члены ВНК);
  6. «Научное обоснование и определение содержания учебного предмета «Английский язык» в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах)» (2010 – 2011 гг., Феклистова С. Н. – член ВНК);
  7. «Разработать научно-методическое обеспечение деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (2013 г., Феклистова С. Н. – член ВНК);
  8. «Разработать справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов для подготовки специалистов для системы специального образования» (2012 – 2014 гг., Мамонько О. В. – научный руководитель, Феклистова С. Н. – член ВНК);
  9. «Научно-методические основы коррекционной работы по развитию познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью» (2008 – 2009 гг., Мамонько О. В. – научный руководитель);
  10. «Научное обоснование и разработка программного обеспечения образовательного процесса для детей дошкольного возраста в условиях ЦКРОиР» (2010 г., Мамонько О. В. – член ВНК);
  11. ОНТП «Разработка содержания и научно-методического обеспечения дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников в целях повышения качества образования в современных социально-экономических условиях» («Качество образования») на 2015 – 2017 годы (Задание 07 «Разработать содержание и научно-методическое обеспечение коррекционной работы на уровне дошкольного образования лиц с особенностями психофизического развития»), (2015 – 2016 гг., Обухова Т. И., Феклистова С. Н., Сороко Е. Н. – члены ВНК);
  12. «Разработать разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности на основе междисциплинарного подхода» (2019 – 2020 гг., Феклистова С. Н. – научный руководитель).

Научные идеи научно-педагогической школы реализуют и студенты – участники студенческих научно-исследовательских лабораторий.

Под руководством кандидата педагогических наук, доцента Мамонько О. В. работает СНИЛ «Методическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психического и (или) физического развития». В качестве основных достижений СНИЛ можно выделить:

  • разработку и внедрение в практику работы Минского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации диагностических карт, индивидуальных программ, системы игр и упражнений по образовательным областям «Самообслуживание», «Я и Мир», «Игра»;
  • разработку и внедрение рекомендаций для родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями;
  • подготовку и проведение городского семинара-практикума для учителей-дефектологов и воспитателей центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации города Минска.

Научным руководителем СНИЛ «Методическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми с кохлеарными имплантами» выступает кандидат педагогических наук, доцент Феклистова С. Н. Основные достижениями СНИЛ:

  • победитель конкурса «Лучшая СНИЛ БГПУ» (в области психолого-педагогических наук) в 2016 г. – I место, 2018 г. – II место;
  • грант Министерства образования Республики Беларусь в 2016 г. на разработку темы «Методическое сопровождение коррекционной работы по развитию связной монологической речи детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, дошкольного возраста» (авторский коллектив СНИЛ: Апанович Е. П, Железная Д. А., Осипчук М. В.);
  • грант Министерства образования Республики Беларусь в 2016 г. на разработку темы «Видеоконсультация как форма работы с родителями детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста» (индивидуальный грант, Пудовкина А. Н.);
  • грант Министерства образования Республики Беларусь в 2018 г. на разработку темы «Электронный учебно-методический комплекс как средство развития связной речи детей с нарушением слуха дошкольного возраста» (индивидуальный грант, Платоненко Д.С.);
  • III место в конкурсе «Студент года БГПУ – 2018» (номинация «Научно-исследовательская деятельность», Платоненко Д.С.).

Достижения членов научно-педагогической школы:

Феклистова С. Н. (2010 г.) и Сороко Е. Н. (2013 г.) – стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливых молодых ученых.

Сороко Е. Н. – лауреат конкурса на лучшую диссертацию года, учрежденного Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь (2011 г.).

Павлович Н. Е. – Грант БРФФИ на разработку темы «Коррекция устной речи учащихся с нарушением слуха средствами информационных компьютерных технологий» (2014 г.).

Феклистова С. Н. – обладатель гранта Президента Республики Беларусь в области образования (2016 г.).

Научной школой Обуховой Т. И. осуществляется международное сотрудничество с учреждениями образования Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Смоленск, Новосибирск), Украины (Киев, Каменец-Подольск, Львов), Швеции, Италии, Норвегии, Молдовы и др.

Научно-методические разработки, выполненные членами научно-педагогической школы, являются экономически целесообразными, легко внедряемыми и реализуемыми. Результаты, полученные исследователями, расширили круг теоретических и практических разработок по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии.