поиск по сайту ▼

КОНТАКТЫ

Дневная форма получения образования
тел. 267-92-57

Заочная форма получения образования
тел. 267-97-73

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

 


 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Баннер базы данных научной периодики - Scopus Баннер Fontys University of Applied Sciences Баннер NORD University Баннер абитуриент.by
События
Научная работа Института

План научной работы Института инклюзивного образования на 2018/2019 учебный год

Темы научно-исследовательской работы кафедр

Сведения о темах научно-исследовательской работы 
кафедр Института инклюзивного образования 
на 2018 год

 

Кафедра

Тема НИР

Логопедии Научное обоснование и разработка средств диагностики профессиональных компетенций будущих логопедов
Специальной педагогики Разработка научно-методических основ подготовки студентов к реализации образовательных программ специального образования в условиях второго отделения вспомогательной школы и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Педагогики и психологии инклюзивного образования Разработка научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций учителя-дефектолога средствами виртуального практикума
Коррекционно-развивающих технологий Теоретическое обоснование и разработка практико-ориентированных заданий по дисциплинам медико-биологического и методического циклов на компетентностной основе
Отчет о НИР Института инклюзивного образования за 2015-2017 гг.

 

Научные проекты

 

Участие сотрудников Института инклюзивного образования в реализации тем научно-исследовательской работы в 2016 – 2020 г.г.

Участие сотрудников Института инклюзивного образования в темах научно-исследовательской работы и международных проектах
в 2016 – 2017 уч.г.

 

ПРИКЛАДНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕМЫ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

№ п/п

Название темы

Научный руководитель

Сроки реализации

1.

 

Разработать программно–методические комплексы коррекционно–педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями зрения

 

Зеленкевич В.М., проректор по учебной и информационно-аналитической работе БГПУ, Даливеля О.В. зав. кафедрой тифлопедагогики к.биол.н., доцент и др.

2006 – 2010 гг.

2.

Программно-методическое обеспечение содержания коррекционного обучения детей дошкольного возраста с заиканием (1 – 4 годы обучения)

Баль Н.Н., доцент кафедры логопедии, к.п.н., доцент и др.

2006 г.

3.

Разработка научно-методического обоснования и методики адаптации учебников (учебных пособий) для незрячих детей в среде программы «SakramentLibReader»

Гордейко В.В., старший преподаватель кафедры тифлопедагогики

2008 г.

4.

Научно-методические основы коррекционной работы по развитию познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточность

Мамонько О.В. доцент кафедры олигофренопедагогики, к.п.н., доцент и др.

2008 – 2009 гг.

5.

Разработка учебно-методических комплексов для обучения учащихся с нарушением слуха

Григорьева Т.А., профессор кафедры сурдопедагогики, к.психол.н., профессор и др.

2008 – 2010 гг.

6.

Использование верботональной методики в обучении детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха»

Обухова Т.И. доцент кафедры сурдопедагогики, к.п.н., доцент и др.

2009 г.

7.

Разработать научно-методическое обеспечение развития содержания и средств педагогического образования в области коррекционно-развивающей работы с детьми с ОПФР

Гайдукевич С.Е., декан ФСО, к.п.н., доцент и др.

2009 – 2011 гг.

8.

Разработать программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами

Феклистова С.Н., зав. кафедрой сурдопедагогики, к.п.н., доцент и др.

2010 г.

9.

Научное обоснование и разработка программного обеспечения образовательного процесса для детей дошкольного возраста в условиях ЦКРОиР

Винникова Е.А., зав. кафедрой олигофренопедагогики, к.психол.н., доцент и др.

2010 – 2011 гг.

10.

Апробация учебно-методического и программно-методического обеспечения по белорусскому и жестовому языку для учащихся с нарушением слуха

 

Григорьева Т.А., профессор кафедры сурдопедагогики, к.психол.н., профессор и др.

2010 – 2011 гг.

11.

Разработка учебно-методических комплексов для обучения белорусскому языку, жестовому языку учащихся с нарушением слуха

Григорьева Т.А., профессор кафедры сурдопедагогики, к.психол.н., профессор и др.

2010 – 2011 гг.

12.

Апробация программного обеспечения обучения и воспитания слепоглухих детей

Феклистова С.Н., зав. кафедрой сурдопедагогики, к.п.н., доцент

2011 – 2014 гг.

13.

Разработать программно-методическое обеспечение коррекционной работы с учащимися 
1 – 4 классов с кохлеарными имплантами

Феклистова С.Н., зав. кафедрой сурдопедагогики, к.п.н., доцент и др.

2011 г.

14.

Разработать содержание, методы и средства специального образования в контексте компетентностного подхода в условиях современной образовательной среды

Варенова Т.В., доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии, к.п.н., доцент и др.

2011 г.

15.

Апробация программного обеспечения обучения и воспитания детей с кохлеарными имплантами

Феклистова С.Н., зав. кафедрой сурдопедагогики, к.п.н., доцент и др.

2011 – 2014 гг.

16.

Разработка научно-методического обеспечения коррекционных занятий для детей 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи

Баль Н.Н., доцент кафедры логопедии, к.п.н., доцент и др.

 

17.

Разработка электронных средств обучения для использования в коррекционно-образовательном процессе лиц с особенностями психофизического развития

Зеленкевич В.М., проректор по учебной и информационно-аналитической работе БГПУ,

Даливеля О.В., зав. кафедрой тифлопедагогики, к.биол.н., доцент и др.

2011 – 2015 гг.

18.

Обеспечение деятельности учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ»

Даливеля О.В., зав. кафедрой тифлопедагогики, к.биол.н., доцент и др.

2011 – 2015 гг.

19.

Разработать научно-методическое обеспечение деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Баль Н.Н.,  доцент кафедры логопедии, к.п.н., доцент и др.

2012 г.

20.

Разработать справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов для подготовки специалистов для системы специального образования

Мамонько О.В., доцент кафедры олигофренопедагогики, к.п.н., доцент и др.

2012 – 2014 гг.

21.

Разработать научно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития

Феклистова С.Н., зав. кафедрой сурдопедагогики, к.п.н., доцент и др.

2012 – 2016 гг.

НИР кафедр 2016-2020 гг.

Сведения о научно-исследовательской работе кафедр

Института инклюзивного образования

в 2016 – 2020 гг.

 

 

Кафедра

Тема НИР

Планируемые результаты

Основ специальной педагогики и психологии

«Теоретическое обоснование и разработка практико-ориентированных заданий интеграционного содержания по дисциплинам медико-биологического и психолого-педагогического блоков на компетентностной основе»

 

  1. Обзор литературы по формам и средствам интеграции учебных дисциплин психолого-педагогического и медико-биологического циклов в высшей школе.

  2. Аналитическая справка о моделях подготовки будущих учителей-дефектологов, практике интеграции учебных дисциплин психолого-педагогического и медико-биологического циклов. Тематика курсовых проектов на компетентностной основе.

  3. Система заданий для текущего контроля интеграционного содержания. Дистанционные курсы, включающие электронные интерактивные учебные средства.

  4. Система заданий для рейтингового контроля интеграционного содержания. Дистанционные курсы, включающие электронные интерактивные учебные средства.

  5. Методические рекомендации по разработке и использованию разноуровневых практико-ориентированных заданий на компетентностной основе в процессе подготовки учителей-дефектологов.

Кафедра логопедии

Научное обоснование и разработка средств диагностики профессиональных компетенций будущих логопедов

  1. Аналитический отчет о сущностных характеристиках оценки качества обучения студентов-логопедов в контексте компетентностного подхода.

  2. Концептуальные основы разработки диагностических средств оценки профессиональных компетенций

  3. Комплексы диагностических средств разработанных применительно к конкретным учебным дисциплинам.

  4. Отчет об эффективности использования комплексов диагностических средств.

  5. Количественные и качественные критерии оценки сформированности профессиональных компетенций будущих логопедов.

  6. Методические рекомендации по разработке и использованию средств диагностики профессиональных компетенций будущих логопедов.

Сурдопедагогики

Разработка научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов (сурдопедагогов) средствами социально-образовательных проектов

 

  1. Научно-методические основы организационно-методического и информационного сопровождения по реализации социально-образовательных проектов для формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика».

  2. Разработки социально-образовательных проектов для формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика».

  3. Рефлексивные карты для оценки эффективности социально-образовательных проектов.

  4. Информационное сопровождение для реализации социально-образовательных проектов: буклеты, информационно-просветительские материалы, мультимедийные презентации, видеоматериалы социально-образовательных проектов.

  5. Методические рекомендации по организации и реализации социально-образовательных проектов для формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика».

Тифлопедагогики

Разработка научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций учителя-дефектолога (тифлопедагога)

средствами виртуального практикума

  1. Аналитический доклад с предложениями о назначении виртуального практикума в системе формирования профессиональных компетенций учителя-дефектолога (тифлопедагога).

  2. Аналитический доклад по определению перечня и содержания профессиональных компетенций студентов по циклам учебных дисциплин

  3. Аналитический доклад по определению научно-теоретических подходов к созданию виртуального практикума по формированию профессиональных компетенций учителя-дефектолога (тифлопедагога).

  4. Опытный (модельный) образец виртуального практикума по формированию профессиональных компетенций учителя-дефектолога (тифлопедагога).

  5. Виртуальные практикумы для студентов по формированию профессиональных компетенций учителя-дефектолога (тифлопедагога).

  6. Дисциплины в системе дистанционного обучения Moodle, содержащие виртуальные практикумы. Методические рекомендации по применению виртуальных практикумов в образовательном процессе.

Олигофренопедагогики

Разработка научно-методических основ подготовки студентов к реализации образовательных программ специального образования в условиях второго отделения вспомогательной школы и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

  1. Научное обоснование разработки учебно-методического обеспечения подготовки студентов к реализации образовательных программ специального образования в условиях второго отделения вспомогательной школы и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

  2. Учебные программы учебных дисциплин «Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью»; « Воспитание и обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

  3. Контрольные задания (тесты) по учебным дисциплинам «Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью»; «Воспитание и обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

  4. Учебно-методические пособия по учебным дисциплинам «Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью»; «Воспитание и обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

  5. Электронные учебно-методические комплексы по учебным дисциплинам «Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью»; «Воспитание и обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

  6. Апробация разработанного учебно-методического обеспечения подготовки студентов к реализации образовательных программ специального образования в условиях второго отделения вспомогательной школы и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

  7. Методические рекомендации для преподавателей по использованию электронных учебно-методических комплексов по методикам обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.


 

НИР кафедр 2011-2015 гг.

Сведения о результатах выполнения тем научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава  кафедр ФСО на 2011 – 2015 гг.

 

№ п/п

КАФЕДРА

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1

Сурдопедагогики

«Формирование профессиональных умений учителей-дефектологов (сурдопедагогов) с использованием видеометода»

 

Определение дидактических возможностей использования аудиовизуальных средств (видео) в процессе преподавания специальных психолого-педагогических и методических дисциплин студентам, обучающимся по специальности «Сурдопедагогика»; обоснование логической системы и задач использования видеоматериалов в процессе преподавания специальных психолого-педагогических и методических дисциплин студентам, обучающимся по специальности «Сурдопедагогика».

1.    Разработка сценариев и подготовка видеоматериалов по основным специальным психолого-педагогическим и методическим дисциплинам;

2.    Разработка системы заданий к видеоматериалам;

3.    Разработка методических рекомендаций по использованию видеометода в процессе преподавания специальных психолого-педагогических и методических дисциплин;

4.    Подготовка статей для публикации в научных изданиях;

5.    Апробация результатов на конференциях, семинарах, круглых столах.

2

Основ специальной педагогики и психологии

 

«Интеграция учебных дисциплин психолого-педагогического и медико-биологического циклов

как условие профессионализации будущих учителей-дефектологов»

 

Обоснование необходимости интеграции учебных дисциплин психолого-педагогического и медико-биологического циклов в контексте профессионализации будущих учителей-дефектологов.

1.      Разработка дидактической модели интеграции учебных дисциплин психолого-педагогического и медико-биологического циклов в процессе профессионализации будущих учителей-дефектологов;

2. Разработка карты междисциплинарных связей учебных дисциплин психолого-педагогического и медико-биологического циклов

4. Разработка системы исследовательских заданий междисциплинарного характера для УСРС, моделирующих условия труда учителя-дефектолога;

5. Создание единого электронного атласа по дисциплинам «Анатомия, физиология и патология человека», «Основы нейрофизиологии», «Основы невропатологии», «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи», «Анатомия, физиология и патология органов зрения»;

6. Разработка модели повышения научной и методической квалификации преподавателей кафедры, ориентированной на интеграцию психолого-педагогических и медико-биологических дисциплин.

3

Логопедии

«Комплексы практика-ориентированных  учебно-методических заданий (ПОУМЗ) как средство формирования профессиональных компетенций учителей-логопедов»

Обобщение и систематизация профессиональных умений  учителя-логопеда в соответствии с ключевыми профессиональными компетенциями; определение этапов формирования профессиональных умений учителей-логопедов; определение современной типологии ПОУМЗ.

1.Разработка ПОУМЗ для обеспечения лабораторных и практических занятий по профильным дисциплинам психолого-педагогического и методического циклов;

2.Разработка критериев оценки эффективности использования ПОУМЗ в учебном процессе;

3.Подготовка статей для публикации в научных изданиях;

4.Апробация результатов на конференциях, семинарах, круглых столах.

4

Тифлопедагогики

«Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных умений учителя-дефектолога (тифлопедагога)»

Определение содержания профессиональных умений студентов, формируемых средствами ИКТ в процессе изучения дисциплин психологического, педагогического и методического циклов.

1.Создание системы ЭСО по дисциплинам психологического, педагогического и методического циклов, включающих электронные мультимедийные комплексы, разноуровневые задания по формированию пофессиональной компетентности учителей-дефектологов (тифлопедагогов); 

2.Разработка методических рекомендаций для профессорско-преподавательского состава факультета специального образования по созданию и внедрению ЭСО;

3.Подготовка статей для публикации в научных изданиях;

4.Апробация результатов на конференциях, семинарах, круглых столах.

5

Олигофренопедагогики

«Организационно-методические условия формирования профессиональных компетенций в процессе производственной педагогической практики»

Обоснование организационно-методических условий формирования профессиональных компетенций и апробация их в процессе всех видов педагогических практик в специальных учреждениях образования.

1.    Определение уровней сформированности основных профессиональных компетенций у студентов – олигофренопедагогов по основным дисциплинам;

2.    Разработка системы учебных заданий разного уровня сложности по формированию у студентов профессио-нальных компетенций;

3.    Обоснование и разработка методического обеспечения производственной педагогической практики студентов по основным дисциплинам;

4.Разработка программ педагогических (производственных) практик;

5.Подготовка статей для публикации в научных изданиях;

6.Апробация результатов на конференциях, семинарах, круглых столах.

НИР кафедр 2006-2010 гг.

 

 

Сведения о результатах выполнения тем научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава  кафедр ФСО на 2006 – 2010 гг.

 

 

№ п/п

КАФЕДРА

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1

Сурдопедагогики

«Научно-методические основы совершенствования самостоятельной работы студентов»

Обоснование методических условий организации самостоятельной работы студентов, создание базы для непрерывного образования, совершенствования методического обеспечения учебного процесса.

1.    Совершенствование рабочих учебных программ.

2.    Совершенствование методического обеспечения учебного процесса.

3.    Разработка системы заданий для комплексного контроля результатов самостоятельной работы студентов.

4.    Подготовка материалов для самостоятельной работы студентов по дисциплинам сурдоцикла.

2

Основ специальной педагогики и психологии

«Психофизический статус детей и подростков с особенностями развития в контексте современных требований к учебному процессу»

Разработка научно-обоснованных подходов к психолого-педагогической коррекции и социализации детей и подростков с особенностями психофизического развития, совершенствование профессиональной подготовки педагогов-дефектологов посредством внедрения новых критериев нарушения психофизического развития и их учета при разработке компьютерных технологий обучения

1.    Творческие  научно-исследовательские работы студентов.

2.    Разработки учебно-методических комплексов, курсов лекций на электронных носителях, подготовка статей в научных изданиях.

3

Логопедии

«Научно-методические основы подготовки учителей-логопедов к инновационной деятельности в условиях реформирования системы образования»

Конкретизация в отношении студентов-логопедов конструкта «готовность к инновационной деятельности», определение содержания, структуры, технологии научно-методического обеспечения учебного процесса подготовки учителей-логопедов к инновационной деятельности

1.    Образовательный стандарт.

2.    Учебные программы.

3.    Научные статьи.

4.    Учебно-методические пособия и методические разработки.

5.    Студенческие научные работы.

 

 

 

4

Тифлопедагогики

«Совершенствование технологий обучения типа дидактической эвристики при подготовке тифлопедагогов»

Разработка научно-обоснованных подходов к реализации профессиональной подготовки тифлопедагогов; методическая разработка системы способов, приёмов, средств для развития методологических, познавательных и креативных способностей студентов

1.    Учебно-методические комплексы.

2.    Статьи в научных изданиях.

3.    Студенческие научные работы.

5

Олигофренопедагогики

«Научные основы содержания и технологии профессиональной подготовки студентов для работы в традиционных и новых учреждениях, которые обеспечивают получение специального образования»

Разработка системы внутридисциплинарных и междисциплинарных связей между дисциплинами психолого-педагогического и методического циклов, содержания управления деятельности студентов в процессе самостоятельной работы

1.    Учебно-методические пособия.

2.    Статьи в научных изданиях.

3.    Программы.

4.    Доклады на ФСО и других учреждениях.