EN | BY
Поиск по сайту
КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Дневная форма получения образования
тел. 267-92-57

Заочная форма получения образования
тел. 267-97-73

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намНаш канал в TelegramГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ
События

Современные тенденции образования детей с нарушением слуха: состоялся республиканский научно-методический семинар (с международным участием)

2018-03-19

16 марта 2018 года в Институте инклюзивного образования БГПУ состоялся Республиканский научно-методический семинар (с международным участием) «Современные тенденции образования детей с нарушением слуха», организованный совместно с ГУ «Республиканский научно-практический центр оториноларингологии» и Благотворительным гуманитарным местным фондом «Гармония звуков».

Цель научно-практического мероприятия – обобщение результатов современных теоретических исследований и практического опыта в области обучения, воспитания и коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

В работе семинара приняли участие более 150 человек: педагогические работники учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования; специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; родители, воспитывающие детей с нарушением слуха, профессорско-преподавательский состав Института инклюзивного образования БГПУ, магистранты, студенты.

Открывая работу научно-методического семинара, Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора Института инклюзивного образования по научно-методической работе, отметила уникальность мероприятия, указав на его межведомственный характер. Она подчеркнула, что современная сурдопедагогика стремительно развивается благодаря прогрессу в медицине и технике (раннему выявлению нарушений слуха и раннему слухопротезированию). Однако важнейшим условием эффективности работы выступает высокая профессиональная компетентность учителя-дефектолога, владеющего арсеналом методических средств и умеющего их адекватно использовать.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Макарина-Кибак Людмила Эдуардовна, депутат Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, председатель постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, Член Совета Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, доктор медицинских наук. В своем выступлении она подчеркнула актуальность темы мероприятия, а также акцентировала внимание на важности межведомственного подхода в решении проблем слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха. Людмила Эдуардовна отметила, что такой семинар – мечта ее жизни.

Директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук Хитрюк Вера Валерьевна указала на значимость интеграции науки и практики в разработке актуальных проблем образования, подчеркнула важность целенаправленной подготовки специалистов к работе с детьми с нарушением слуха, акцентировала внимание на роли Института инклюзивного образования и Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования в обеспечении качества этой работы.

Главный специалист управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь Мулица Елена Алейзовна также отметила значимость мероприятия и призвала участников к активному обсуждению проблем коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

Приветствуя участников, директор Благотворительного гуманитарного местного фонда «Гармония звуков» Шешко Яна Владимировна отметила важность семинара для родителей, воспитывающих детей с нарушением слуха (а их было более 40 человек), подчеркнула предоставленную возможность обсуждения волнующих вопросов.

Центральным звеном научно-методического семинара стало выступление с докладом Королёвой Инны Васильевны, профессора кафедры сурдопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, главного научного сотрудника СПб НИИ ЛОР, доктора психологических наук, профессора. В своем выступлении Инна Васильевна тщательно проанализировала и охарактеризовала современные подходы к слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты; раскрыла основные задачи обучения, воспитания и коррекционной работы. Особые акценты Инна Васильевна сделала на условиях, необходимых для спонтанного овладения речью ребенком с нарушением слуха, путях реализации семейно-центрированного подхода в процессе слухоречевой реабилитации, мерах поддержки родителей, воспитывающих детей этой категории, а также профессиональных компетенциях специалистов, осуществляющих образовательный процесс с детьми с нарушением слуха. Важной для всех участников семинара стала возможность задать вопросы Королёвой И.В. – одному из главных специалистов в области развития слуха и речи детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом. В завершении своего выступления Инна Васильевна предложила организовать совместно с Институтом инклюзивного образования БГПУ вебинар, посвященный проблеме слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха.

Заместитель директора Института инклюзивного образования по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент Феклистова Светлана Николаевна сделала доклад на тему «Современные тенденции образования детей с нарушением слуха в Республике Беларусь». В своем выступлении она охарактеризовала возможности получения образования детьми с нарушением слуха в нашей республике, раскрыла результаты научной, экспериментальной и инновационной деятельности в этой области, дала краткую характеристику разработанного белорусскими учеными программного и учебно-методического обеспечения, обозначила состояние и перспективы подготовки кадров по специальности «Сурдопедагогика».

Важным для решения задач межведомственного взаимодействия стало выступление заведующего отделением слухопротезирования ГУ «Республиканский научно-практический центр оториноларингологии» Козловой Светланы Владимировны на тему «Медицинская помощь детям с нарушением слуха в Республике Беларусь». Участники семинара имели возможность ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регламентирующими оказание медицинской помощи этой категории детей, а также с историей аудиологического скрининга и кохлеарной имплантации в нашей стране.

Групповой доклад на тему «Технические аспекты слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха» был представлен сотрудниками трех организаций: Позняк Натальей Александровной, менеджером ООО «ОВЕРМЕДИКА», Пачковской Ольгой Александровной, сурдологом ООО «СОНУС» и Изосимовым Андреем Алексеевичем, менеджером Med-el (г. Москва).

Прекрасным завершением первой части научно-методического семинара стала презентация документального фильма «Пусть мир услышит» (режиссеры Евгений Захаров и Аркадий Соснов, продюсер Наталья Конюшенко, г. Санкт-Петербург). Участники семинара получили уникальную возможность познакомиться с судьбами трех героев – людей с диагнозом «глухота», которые благодаря операции кохлеарной имплантации вновь обрели возможность слышать, вести полноценный образ жизни, найти себя в любимой профессии.

Опыт практической работы с детьми с нарушением слуха и их родителями был представлен во второй части научного мероприятия.

Мастер-класс «Аудиовизуальные комплексы как средство развития речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и первой ступени общего среднего образования» собрал наибольшее количество участников – более 65 человек. Этот мастер-класс стал первым обобщением опыта экспериментальной деятельности, которая реализуется в трех учреждениях образования республики: ГСДУ «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха», ГУО «Ждановичская специальная общеобразовательная школа-интернат» и ГУО «Ясли-сад №541 г. Минска» (научный руководитель проекта – Феклистова С. Н., к.п.н., доц.). Ведущими мастер-класса стали Веретенникова Алла Вячеславовна, директор ГСДУ «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха», а также учителя-дефектологи указанных учреждений Раткевич Александра Владимировна, Ярошевич Татьяна Павловна, Дайлид Алла Сергеевна. Участники ознакомились с содержательными и организационными аспектами использования аудиовизуальных средств в процессе коррекционной работы по развитию связной речи детей с нарушением слуха разного возраста, а также получили возможность апробировать некоторые методические приемы, приняв участие в деловой игре.

Мастер-класс «Особенности настройки кохлеарного импланта у детей разного возраста. Технические рекомендации по пользованию кохлеарного импланта» был проведен сотрудниками ГУ «Республиканский научно-практический центр оториноларингологии» Прошиной Любовью Александровной (сурдопедагог) и Бурак Евгенией Викторовной (инженер) совместно с кампанией Med-el. Знаковым стало участие Изосимова Андрея Алексеевича, менеджера Med-el (г. Москва). При проведении мастер-класса Андрей Алексеевич акцентировал внимание на технических аспектах кохлеарной имплантации, которые должны учитывать и педагоги, и родители с целью обеспечения результативности слухоречевой реабилитации детей.

Старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Глод Натальей Васильевной был организован мастер-класс «Формирование эмоционального благополучия у родителей детей с нарушением слуха». В процессе работы поднимались острые и волнующие темы, происходил поиск решения, возможность выхода из тупиковой ситуации.

Тема «Использование сравнительного подхода к формированию лингвистической компетентности неслышащих школьников в области жестового и русского языков (на материале конструкций с предлогами)» стала предметом обсуждения на мастер-классе, проведенном Русакович Ириной Кузьминичной, доцентом кафедры коррекционно-развивающих технологий, кандидатом педагогических наук. В процессе занятий слушатели познакомились с материалами исследований Г.Л. Зайцевой и ее последователей, результатами внедрения экспериментальных программ по жестовому языку и международного проекта «Распространим жест» в нашей стране.

Подводя итоги семинара, директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук Хитрюк Вера Валерьевна поблагодарила всех выступающих за содержательные доклады, практикоориентированную направленность проведенных мастер-классов, отметила высокую активность всех участников семинара.

Следует отметить, что республиканский научно-методический семинар «Современные тенденции образования детей с нарушением слуха» привлек внимание средств массовой информации нашей республики. Репортажи о проведенном научном мероприятии были транслированы 16.03.2018 на телевизионных каналах «ОНТ» (программа «Наши новости»), а также «МIНСК ТV» (программа «Вовремя»). Репортажи о семинаре будут подготовлены также корреспондентами газет «Настаўнiцкая газета» и «Медицинский вестник».

Приведем некоторые отзывы участников семинара.

Якусик Татьяна Афанасьевна, учитель-дефектолог Центра патологии слуха и речи Гродненской областной клинической больницы: «Все было замечательно! И продумано, и организовано. Хотелось бы ввести это в традицию, было бы иметь возможность встречаться, обсуждать проблемы, делиться опытом. С почином!!! И удачной дальнейшей работы!!!»

Синькевич Екатерина, мама ребенка с кохлеарным имплантом: «Спасибо огромное организаторам за проведение семинара! Нам, как родителям, воспитывающим детей с нарушением слуха, важно понимать, что в государстве ведется работа над тем, чтобы нашим детям была оказана грамотная педагогическая помощь. На этом семинаре мы увидели, что наши дети будут в надежных руках профессиональных специалистов, что поддержка им будет оказана на разных уровнях. Особенно был ценным опыт общения с Инной Васильевной Королёвой, она действительно гуру в этой области. Очень хорошо помню, когда после операции ее книги передавались в больнице из рук в руки, зачитывались «до дыр». Очень радует перспектива того, что белорусскими учеными подготовлена богатая методическая база для работы специалистов и родителей. Мы, как родители, очень надеемся на то, что будут организованы еще семинары и круглые столы, чтобы в ситуациях неформального общения была возможность задать больше вопросов спикеру».

Фотографии в оригинальном качестве