 |
Даливеля Ольга Вячеславовна
заведующий кафедрой педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат биологических наук, доцент
 
Информация
Общие сведения
Даливеля О.В. в 1990 г. окончила биологический факультет Белорусского государственного университета имени В.И. Ленина по специальности «биология». С 1983 по 2006 год работала в Институте генетики и цитологии Национальной Академии Наук Беларуси, с 2001 г. в должности старшего научного сотрудника лаборатории генетической безопасности. В 2001 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 03.00.15 – генетика. С 2003 года сотрудничает с факультетом специального образования, вначале на условиях почасовой оплаты и совместительства, в 2006 году принята на должность доцента кафедры олигофренопедагогики.
В октябре 2007 года Ольга Вячеславовна назначена на должность заведующего кафедрой тифлопедагогики.
В сентябре 2017 года избрана на должность заведующего кафедрой педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ.
Значимое повышение квалификации, участие в проектах, научных темах:
Прошла стажировку в лаборатории генетики и молекулярной биологии Одесского государственного университета (1990), курсы повышения квалификации в Центре переподготовки и повышения квалификации специалистов стран-членов СЭВ в области биотехнологии при Ленинградском государственном университете по направлению Биологическое тестирование экологической опасности (1991-1992), стажировалась в Научно-исследовательских институтах Кракова (2003), Варшавы (2004, 2005, 2006).
За период 2008-2018 гг. прошла курсы повышения квалификации преподавателей вузов «Интерактивные методы обучения» (2008), «Современные технологии в обучении студентов» (2009), «Интерактивная доска: теория и практика применения» (2012), «Технологии дистанционного обучения» ( 2016) Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ
Являлась участником обучающего семинара «Планирование и проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009 и СТБ ИСО 19011-2003» (2011) и «Основные положения новой версии государственного стандарта СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» и основы его практической реализации» (2017) Белорусского государственного Института стандартизации и сертификации. Имеет сертификаты, является внутренним аудитором БГПУ.
Участвовала в выполнение научно-исследовательских работ по темам: "Изучение закономерностей и механизмов подавления антимутагенами химического мутагенеза в половых и соматических клетках высших организмов" (1990-1994), "Изучение активности некоторых антиоксидантов при химическом мутагенезе у млекопитающих" (1995-1999).
Являлась руководителем научных исследований по темам:
- «Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных умений учителя-дефектолога (тифлопедагога)» (2011-2015);
- «Создание учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ» (2008–2010);
- «Техническая поддержка развития учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ» (2010);
- «Обеспечение деятельности учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ» (2011-2015);
- «Разработка научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций учителя-дефектолога средствами виртуального практикума» (2016-2020)
Ответственный исполнитель научно-исследовательской работы по темам:
- «Разработать программно-методические комплексы коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями зрения» (Научно-методическое обеспечение президентской программы «Дети Беларуси») (2006-2010);
- «Разработка научно-методического обоснования и методики адаптации учебников (учебных пособий) для незрячих детей в среде программы Sakrament LibReader» (2008);
- «Разработка электронных средств обучения для использования в коррекционно-образовательном процессе лиц с особенностями психофизического развития» (2011-2015);
- «Разработать справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов для подготовки специалистов для системы специального образования» (2012-2014»)
«Разработать научно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития» (2015–2017)
Сфера научных интересов: генетическая токсикология, генетические нарушения и их проявление у лиц с ОПФР, формирование естествоведческих знаний у детей с ОПФР, информационные технологии в обучении и воспитании детей с ОПФР, инклюзивное образование лиц с особыми образовательными потребностями
Тема диссертации: «Влияние производных 1,4-дигидроизоникотиновой кислоты на процессы репарации». Ученая степень кандидата биологических наук присуждена по специальности «генетика» в 2001 году Советом по защите диссертаций при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси. Стажировалась в Ленинградском государственном университете, Одесском государственном университете, в Научно-исследовательских институтах Кракова, Варшавы.
С 2007 года активно участвует в организации и функционировании ресурсного учебно-методического центра «Образование без границ» по внедрению информационных и коммуникационных технологий в специальное образование.
Преподаваемые дисциплины:
- «Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: основы генетики человека»;
- «Основы современного естествознания»;
- «Специальная методика школьного обучения: методика преподавания предмета «Человек и мир».
|

|
Брыкова Александра Сергеевна
доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат психологических наук, доцент
 
Информация
Общие сведения:
Год окончания университета – 2008, БГПУ им. М. Танка, факультет социально-педагогических технологий, специальность «Социальная педагогика. Практическая психология».
2008-2009 – магистратура Центра проблем развития образования БГУ специальность 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»;
2012-2015 – аспирантура БГПУ, специальность 19.00.10 – «Коррекционная психология».
19.05.2017 – защита диссертации «Структура межличностных отношений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в образовательном процессе» по специальности 19.00.10 – «Коррекционная психология (олигофренопсихология)».
Значимые повышения квалификации, участия в проектах, научных темах.
2006 г. – курсы повышения квалификации «НЛП-подход в работе педагога-психолога»; 2007 – «Арт-терапия в работе педагога-психолога»; 2016 г. – «Сказкотерапия», 2017 г. – «Технологии компьютерного тестирования».
2014г. – Грант Министерства образования Республики Беларусь по теме «Оптимизация межличностных отношений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях класса интегрированного обучения и воспитания» (ГР № 20140421 от 01.03.2014 г.).
2015 г. – Грант Министерства образования Республики Беларусь по теме «Психологическая коррекция межличностных отношений в диаде “учитель – ученик” в классах интегрированного обучения и воспитания начальной школы» (№ ГР 20150485 от 02.03.2015 г.).
2018-2020 гг. – исполнитель темы гранта БРФФИ «Психосоциальная модель и механизмы преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» (№ Г18Р-071 от 30.05.2018).
2019 г. – руководитель научно-исследовательской работы по теме «Разработать содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра».
Сфера научных интересов:
по отраслям: коррекционная психология, олигофренопсихология, педагогическая психология;
по предмету: межличностные отношения обучающихся в норме и с интеллектуальной недостаточностью в образовательном процессе, теория и практика психологической помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии, подготовка педагогов общеобразовательной школы к работе с детьми с особенностями психофизического развития.
Преподаваемые дисциплины: «Методология научного исследования», «Профилактика и преодоление стереотипий в поведении», «Теория и практика специального образования», «Тифлопсихология», «Тренинг формирования профессионального самосознания», «Нестандартные уроки в современной школе», факультатив «Волонтерская практика».
|
 |
Варенова Тамара Васильевна
доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент
 
Информация
Общие сведения
Заведующий кафедрой основ специальной педагогики и психологии в 1994–2005 гг. и с 2015 г. по 2017 г. В течение ряда лет работала по совместительству доцентом кафедры реабилитологии ГИУСТ БГУ (2003–2012) и кафедры дефектологии Академии последипломного образования (2005–2011).
В 1977 г. с отличием закончила дефектологический факультет МГПИ им. А.М. Горького, защитив первую в истории факультета дипломную работу по логопедии на тему «Внутрипарные особенности устной и письменной речи у близнецов».
1979–1982 – учеба в аспирантуре при МГПИ с научным руководством в НИИ педагогики Украины в Киеве.
В 1983 году защита кандидатской диссертации в НИИ дефектологии АПН СССР (Москва) по теме «Особенности использования чертежно-графических, измерительных и вычислительных навыков в трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы» (13.00.03 – Специальная педагогика).
Значимые повышения квалификации, участия в проектах, научных темах
Стажировалась в Великобритании (институт психиатрии Лондонского университета, Ravensbourne NHS Trust), Нидерландах (Hogeschool van Amsterdam), ряде институтов России, Израиля и Германии. Неоднократно участвовала в международных образовательных проектах, руководила отраслевыми научно-исследовательскими темами.
В 2010 году за многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность, личный вклад в подготовку высококвалифицированных педагогических кадров награждена нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Выдатнік адукацыі».
Сфера научных интересов: соотношение общего и специального в коррекционной (специальной) педагогике; аксиологические основы образования; разработка коррекционно-развивающих технологий, эрготерапия.
Преподаваемые дисциплины.
I ступень образования
«История образования и педагогической мысли»;
«Основы специальной педагогики».
II ступень образования (магистратура)
«Социально-философские и правовые аспекты инклюзивного образования»;
«Метод сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе»;
«Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в инклюзивном образовании».
|
 |
Гаманович Виктория Эдуардовна
доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент
 
Информация
Общие сведения
2005 г. УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», дефектологический факультет, специальность «Дефектология («Тифлопедагогика»)».
2011 г., аспирантура УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» в форме соискательства, 13.00.03 – Коррекционная педагогика (тифлопедагогика).
04.11.2016 г. защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – Коррекционная педагогика (тифлопедагогика) на тему: «Формирование социально-бытовой компетентности младших школьников с нарушениями зрения».
Повышения квалификации:
«Технологии дистанционного обучения», «Интерактивные методы обучения».
Международный проект «INOVEST 530417-TEMPUS-1-2012-1-DE-TEMPUS-SMHES «Восточное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного обучения»
Научные темы:
Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь «Разработать научно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития».
Научно-исследовательские опытно-конструкторские работы подпрограммы «Электронное обучение и развитие человеческого капитала» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг.:
- «Разработка электронных средств обучения для использования в коррекционно-образовательном процессе лиц с особенностями психофизического развития»;
- «Обеспечение деятельности учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ».
Отраслевая научно-техническая программа «Разработать содержание и научно-методическое обеспечение подготовки учителей-дефектологов к реализации компетентностного подхода на коррекционных занятиях в дошкольном и общем среднем образовании» («Качество образования») на 2015–2017 гг. «Разработать содержание и научно-методическое обеспечение психолого-педагогической и методической подготовки педагогических кадров к реализации компетентностного подхода в дошкольном, общем среднем и специальном образовании».
Научно-исследовательская работа, направленная на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования РБ «Разработать научно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушениями зрения на уровне общеобразовательного компонента»; «Разработать содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» (2019).
Сфера научных интересов.
- Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями.
- Создание инклюзивной среды в образовании Республики Беларусь.
Преподаваемые дисциплины.
- «Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения. Социально-бытовая ориентировка, социальное ориентирование»;
- «Техника чтения и письма по системе Л.Брайля»;
- «Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями»;
- «Специальные методики школьного обучения и воспитания. Методика воспитания»;
- «Специальные методики школьного обучения и воспитания: Методика преподавания предмета «Человек и мир».
|
 |
Киселева Алеся Валерьевна
доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент
 
Информация
Общие сведения
В 1996 году окончила Минский педагогический колледж (специальность «Преподавание в начальных классах», квалификация «Учитель начальных классов, руководитель детской студии изобразительного искусства»).
В 2000 году с отличием окончила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, дефектологический факультет, сурдоотделение. Специальность «Дефектология (сурдопедагогика, педагогика и психология дошкольная)», квалификация «Учитель начальных классов школы для детей с нарушениями слуха, сурдопедагог дошкольных учреждений».
В 2007 году окончила аспирантуру БГПУ (специальность 13.00.03 – «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика)»).
В 2012 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (сурдопедагогика). Тема диссертации «Формирование творческого воображения в процессе обучения изобразительной деятельности учащихся с нарушением слуха».
В 2014 году присвоено ученое звание доцента.
2014 год – повышение квалификации по образовательной программе «Интерактивные методы обучения» (Институт повышения квалификации и переподготовки БГПУ).
С 2016 года – участие в социально-образовательном проекте «Ожившие картины» (совместно с сотрудниками Национального художественного музея РБ, сотрудниками Института инклюзивного образования БГПУ).
Сфера научных интересов:
- Развитие творческого и воссоздающего воображения детей с особенностями психофизического развития.
- Формирование художественно-практических умений учащихся с особенностями психофизического развития на уроках по предмету «Изобразительное искусство».
- Организация воспитательной работы с учащимися с особенностями психофизического развития.
Преподаваемые дисциплины:
- «Изобразительное искусство»,
- «Методика преподавания изобразительного искусства»,
- «Сурдопедагогика»,
- «История сурдопедагогики».
|
 |
Науменко Оксана Анатольевна
доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент
 
Информация
Общие сведения
В 1989 году с отличием окончила Минский государственный педагогический институт имени Максима Горького по специальности «Дефектология (олигофренопедагогика и логопедия)».
С 1990 – преподаватель кафедры сурдопедагогики и логопедии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
С 1995 по 1999 год обучалась в дневной аспирантуре Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка по специальности «Коррекционная педагогика (логопедия)».
В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование основ знаково-символической деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» под научным руководством доктора педагогических наук Масюковой Н.А.
Звание доцента присвоено в 2005 году.
В преподавательской деятельности использует традиционные и инновационные формы работы, внедряет новые образовательные технологии (информационные, технологии коллективного взаимообучения и интерактивного взаимодействия и др.). Разработала типовые и учебные программы по учебным дисциплинам: «Основы общей и специальной дошкольной педагогики», «Основы общей и специальной методики дошкольного воспитания и обучения» для специальности «Логопедия».
Принимает активное участие в международных, республиканских научно-практических конференциях, посвященных проблемам образования детей с особенностями психофизического развития, участвует в пропаганде научных и научно-технических достижений в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Проходила повышение квалификации в ИПК и ПК БГПУ в 2011 году на кафедре педагогики и психологии непрерывного образования, а также на целевых курсах повышения квалификации преподавателей БГПУ «Компьютерные технологии в самообразовании преподавателя вуза» 25.01.2010 – 06.02.2010 (Свидетельство №0981078); по образовательной программе «Технологии дистанционного обучения» 16.08.2016 – 05.02.2016 (Свидетельство №2266718).
Научные интересы:
- воспитание и обучение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Читаемые курсы:
- «Основы общей и специальной дошкольной педагогики»,
- «Основы общей и специальной методики дошкольного воспитания и обучения».
|
 |
Сычева Инна Сергеевна
доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент
 
Информация
Общая информация
В 1982-1987 годах училась на филологическом факультете Белорусского государственного университета имени В.И. Ленина, специальность «Филолог. Преподаватель белорусского языка и литературы, русского языка и литературы». Работала в школе, в редакции объединенной газеты «Жыццё Палесся», в учреждениях культуры.
В 2005 г. окончила аспирантуру при УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.
В 2011 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Народная педагогіка Мазырскага Палесся ў традыцыйнай культуры рэгіёна» (научный руководитель – доцент Болбас В.С.; Совет по защите диссертаций К 02 20 01 при УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»).
В 2013 г. было присвоено ученое звание доцента по специальности «Педагогика».
С 2005 по 2016 гг. работала на кафедре педагогики УО МГПУ им. И.П. Шамякина в должности ассистента, а затем – доцента. В 2015 г. награждена Грамотой университета за высокие результаты в научно-исследовательской работе.
С 2016 по 2019 гг. – заместитель начальника учебно-методического отдела Учреждения образования «Белорусская государственная академия авиации», доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин.
Сфера научных интересов – этнопедагогика, воспитательные традиции белорусского народа, история образования и педагогической мысли Беларуси.
Автор более 60 научных публикаций.
Преподаваемые дисциплины:
- История образования и педагогической мысли;
- Педагогика современной школы;
Педагогические системы и технологии.
|
 |
Хабарова Светлана Петровна
доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент
 
Информация
Общие сведения:
В 1989 году окончила Минский государственный педагогический институт имени Максима Горького по специальности «Дефектология (олигофренопедагогика и логопедия)».
С 1989 года – преподаватель кафедры сурдопедагогики и логопедии.
С 1993 по 1997 год обучалась в дневной аспирантуре Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка по специальности «Коррекционная педагогика (логопедия)».
В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование готовности к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи», под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента Левяш С.Ф.
В 2003 году присвоено звание доцента.
За время работы в Белорусском государственном педагогическом университете разработаны учебные программы, содержание лекций и практических занятий, учебно-методическое сопровождение к дисциплинам «Методика воспитательной работы», «Методика обучения труду», «Методика обучения изобразительной деятельности», «Основы логопедии», «Формирование готовности детей с ТНР к овладению грамотой», «Ранняя коррекционная работа с детьми с фактором риска в речевом развитии», «Логопедия с историей», «Логопедия», «Логопедагогика». Является автором типовых учебных программ для высших учебных заведений по курсам «Логопедагогика», «Основы логопедии», автором ЭУМК по учебной дисциплине «Логопедагогика», «Основы логопедии» «Логопедагогика».
В преподавательской деятельности эффективно использует современные формы и методы работы, внедряет новые образовательные технологии (технологию интерактивного обучения, компьютерные технологии, личностно-ориентированное обучение и др.).
Под руководством Хабаровой С.П. выполняются курсовые и дипломные работы. Научные работы, выполняемые под ее руководством, неоднократно занимали призовые места на международных и республиканских студенческих олимпиадах и конференциях. Хабарова С.П. осуществляет руководство магистерскими работами, в том числе и зарубежных соискателей (Кипр, Эстония), диссертационными исследованиями аспирантов.
Наряду с преподавательской деятельностью занимается научно-исследовательской работой, принимает участие в международных, республиканских научно-практических конференциях, посвященных проблемам образования детей с особенностями психофизического развития. Активно участвует в разработке научных тем и исследовательских проектов: в рамках президентской программы «Дети Беларуси» (подпрограмма «Дети-инвалиды») ВНК «Учебник»: «Критерии оптимальной интеллектуальной нагрузки учащихся с особенностями психофизического развития при работе с материалом учебника»; в научно-исследовательском проекте по теме «Научное обоснование и определение содержания учебного предмета «Английский язык» в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах)»; в работе по опытной проверке учебных изданий для детей с ТНР и детей с трудностями в обучении, результатом которой явилось проведение экспертиз и составление экспертных заключений на 4 учебные издания. В настоящее время принимает участие в выполнении отраслевой научно-технической программы «Информационные ресурсы образования на 2012-2014 годы», «Электронный учебник».
С 1.10 2008 по 31.10 2008 прошла стажировку на кафедре дефектологии ГУО «Академия последипломного образования».
За последние пять лет имеет 21 научную работу (1 учебно-методическое пособие, 1 методические рекомендации, 10 научных статей, 9 материалов международных и республиканских научно-практических конференций).
Научные интересы: проблемы готовности детей с особенностями психофизического развития к овладению чтением и письмом.
Читаемые курсы:
- «Основы логопедии»,
- «Логопедагогика»,
- «Логопедия (Теоретико-методологические основы логопедии)».
|
 |
Чурило Наталья Вячеславовна
доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат психологических наук, доцент
 
Информация
Общие сведения
1993 г., Минский государственный педагогический институт имени Максима Горького, физический факультет, специальность «Физика и информатика»; 2000 г., Белорусский государственный педагогический университет, специальный факультет социальной педагогики и практической психологии, специальность «Практическая психология в учреждениях образования».
2006 г., аспирантура Национального института образования, специальность «Социальная психология»
18.11.2008. Тема диссертации «Субъективное благополучие юношей и девушек с разным типом жизненной стратегии».
- Повышение квалификации: 2017 г., обучение по образовательной программе ИПКиП БГПУ «Технологии дистанционного обучения», 2017 г., прогрмма «Нейропсихологическая коррекция и реабилитация в детском возрасте» (АНО ДПО «Ципр», Москва).
- Участие в международном проекте академического обмена, 2017 г. Армянский государственный педагогический университет, Ереван.
- Участие в разработке научных тем: Разработать программно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития (Задание 04 Государственной программы развития специального образования на 2012-2016 гг., научный руководитель Феклистова С.Н.);
- Научное руководство темой «Разработка научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов (сурдопедагогов) средствами социально-образовательных проектов».
Сфера научных интересов: нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
Преподаваемые дисциплины: Социальная психология, Психология развития, Клиническая психодиагностика, Групповая психотерапия, Педагогической сопровождение детей с СДВГ, Психолого-педагогическая диагностика.
|
 |
Юхновец Татьяна Ивановна
доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат психологических наук
 
Информация
Общие сведения
В 1992 г. с отличием закончила Минский государственный педагогический институт им. А.М. Горького по специальности «Биология и химия»; с 1990 по 1993 прошла подготовку по специальности «Практический психолог в учреждениях образования», подтвержденную дипломом с отличием.
С 1993 по 1997 работала в качестве практического психолога в гимназии № 4 г. Ст. Дороги.
На факультете психологии БГПУ им. Максима Танка – с 1997 г. по 2014 г.
В 2001 г. закончила целевую аспирантуру БГПУ им. Максима Танка по специальности «Педагогическая психология».
После окончания аспирантуры работала на кафедре прикладной психологии, с 2005 по 2011 гг – на вновь открывшейся кафедре общей и дифференциальной психологии (под руководством доктора психол. наук, проф. Л.В. Марищук), с 2012 г – на кафедре социальной психологии.
На кафедре основ специальной педагогики и психологии факультета специального образования – с 2014 г.
Являлась участницей различных обучающих программ, курсов, семинаров: семинара-практикума «Интеллектуальная шкала Векслера для детей», организованного Академией педагогических наук Украины, институтом психологии им. Г.С. Костюка; учебного курса по нейролингвистическому программированию (НЛП), организованного Институтом Психотерапии; семинара-практикума «Управление стрессом» (автор-ведущий: Б. Баккер (Голландия)); двухгодичной учебной программы «Гештальт-терапия в клинической практике», семинара «Гештальт-терапия с детьми и семьей», «Совершенствование в гештальт-терапии» (Гештальт Институт, г. Москва); «Статистический анализ и обработка данных на персональном компьютере», «Проектирование и разработка тестовых сред и модульно-рейтинговых систем по циклу социально-гуманитарных дисциплин в образовательных системах», РИВШ БГУ; воркшопа «Метод Fotovoice в работе с подростками» (ведущий: Лаура Ремаски (Италия) и др.)
Автор около 60 публикаций, в числе которых учебно-методические пособия, научные статьи, материалы и тезисы конференций.
За время преподавательской деятельности разработаны учебные рабочие программы по дисциплинам «Общая психология», «Общая психодиагностика», «Диагностика психического развития личности», «Диагностика и коррекция познавательных процессов», программа преддипломной практики (в соавт.), типовая учебная программа по «Общей психодиагностике» (в соавт.) рег. № ТД-П 56/тип. 06.06.07 для студентов специальности 1-03 04 04-01 «Практическая психология. Иностранный язык»; типовая учебная программа «Теория и методика профессиональной деятельности психолога» (в соавт.) рег. №ТД-П 071/тип. 11.11.08 для специальности 1-03 04 03 «Психология», 1-03 04 04-01 «Практическая психология. Иностранный язык»; «Социально-психологическая диагностика личности и группы» (2012 г).
Учебно-методические пособия:
Тренинг профессионально-личностного роста психолога (в соав.) (2001)
Психодиагностика межличностного взаимодействия (в соав. М.А. Пономарева) (2003)
Релаксационный тренинг (в соав. Е.В. Коян) (2007)
Программа учебной диагностической практики студентов факультета психологии (2007)
Программа преддипломной практики студентов факультета психологии (2007)
Учебно-методическое пособие по первой психологической практике в 2-х ч..Ч.1 (2007)
Психодиагностика (в соав. М.А. Пономарева) (2007)
Психология: Учебно-метод. комплекс по учебной дисциплине специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» для направлений специальности 1-08 01 01-02 «Профессиональное обучение (радиоэлектроника)» 1-08 01 01-07 «Профессиональное обучение (Информатика)» 1-08 01 01-08 «Профессиональное обучение (Экономика и управление)» (в соав. проф. Л.В.Марищук и др.)
Преподаваемые курсы
В настоящее время работает по дисциплинам: «Общая психология», «Педагогическое сопровождение семьи в учреждениях образования», «Тренинг формирования профессионального самосознания». Осуществляет руководство практикой в качестве педагога-психолога учреждений специального образования.
Сфера научных интересов: становление субъектности в системе психологического сопровождения детей с особенностями развития; акмеологические аспекты педагогической деятельности.
|
 |
Волкова Любовь Михайловна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования
 
Информация
Общие сведения
В 1994 году с отличием окончила факультет педагогики и методики начального обучения БГПУ по специальности «Учитель начальных классов и музыки»; в 1995 году – магистратуру с присвоением академической степени магистра образования РБ по специальности «Педагогика»; в 2005 году – аспирантуру.
Сферу научных интересов составляет проблема повышения качества общепедагогической подготовки студентов. По теме диссертационного исследования опубликовано 55 научных статей, тезисов и учебно-методических пособий.
С 1995 по 2015 год преподавала на кафедре педагогики БГПУ, обеспечивала учебный процесс на факультетах: психологии и физического воспитания, на всех формах обучения по основным педагогическим учебным курсам и спецкурсам, также авторским «Организация воспитательной работы с одаренными детьми», «Педагогическое мастерство», «Проективные методы работы с семьей», «Психологический тренинг: тренинг личностного роста, тренинг общения, релаксационный тренинг, тренинг формирования профессионального самосознания».
С 1999 по 2005 год работала заместителем декана по воспитательной работе факультета психологии.
С 2015 по 2017 год работала на кафедре основ специальной педагогики и психологии, являлась заместителем директора по воспитательной работе факультета специального образования (Института инклюзивного образования).
С 2017 по 2019 год работала на кафедре теории и методики физической культуры, являлась заместителем декана по воспитательной работе факультета физического воспитания. Читала дисциплины: «Психология управления», «Спортивно-педагогическое совершенствование» для студентов специальности «Спортивная режиссура».
С сентября 2019 работает на кафедре педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования.
Значимые повышения квалификации:
В 2013 году прошла переподготовку в ГУО «Республиканский институт высшей школы» по специальности «Психология».
Повышение квалификации по программам: «Телесно-ориентированный подход в деятельности психолога» (ИПКиП БГПУ, 2014); «Теория и практика работы с метафорическими ассоциативными картами» (ИПКиП БГПУ, 2015); «Стратегии работы с семьей» (ИПКиП БГПУ, 2017); «Организация и проведение крупномасштабных спортивных мероприятий как национального туристического продукта Республики Беларусь (на примере II Европейских игр 2019 г.)» (Институт туризма БГУФК, 2018); «Иностранный язык как средство профессиональной коммуникации педагога» (ИПКиП БГПУ, 2019).
В январе 2015 г. сертифицировалась по специализации «Семейная психотерапия» по программе Московского Гештальт Института.
Сертификация по обучающим программам «Краниосакральная терапия. Бодинамика» (Всеукраинский институт интегративной психологии и психотерапии, 2015 г.); «Телесная осознанность в гештальте» (Московский Гештальт Институт, 2019 г.).
Участие в разработке различных научных тем БГПУ.
Сфера научных и практических интересов:
· Детская и семейная психология.
· Исследование психологического климата в семье.
· Проведение психологических тренингов.
· Телесно-ориентированный подход в работе психолога.
· Сказкотерапия и арт-терапия в работе с детьми.
· Игровая педагогика.
· Координация деятельности сводного студенческого педагогического отряда «Беларусачка».
Преподаваемые дисциплины:
· Введение в педагогическую профессию
· Педагогика современной школы
· Педагогические системы и технологии
· Методика воспитательной работы в детских оздоровительных учреждениях образования
· Общая психология
· Психология семьи
· Психологическая коррекция нарушений.
|
 |
Жмачинская Наталья Леонидовна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования.
 
Информация
Общие сведения
В 2000 году окончила дефектологический факультет УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по специальности дефектология (олигофренопедагогика, логопедия) с присвоением квалификации «учитель вспомогательной школы, учитель-логопед».
В 2017 году окончила магистратуру УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по специальности «Коррекционная педагогика». С 1 ноября 2017 года обучается в аспирантуре БГПУ по специальности «Коррекционная педагогика»).
Значимые повышения квалификации, участия в проектах, научных темах:
В 2016 году прошла повышение квалификации в Институте повышения квалификации и переподготовки УО «БГПУ имени Максима Танка» по образовательным программам «Технологии дистанционного обучения», «Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса».
Сфера научных интересов: компетентностный подход в образовании, теория и методика профессиональной подготовки учителей-дефектологов, использование современных технологий в образовательном процессе.
Преподаваемые дисциплины:
- «Введение в педагогическую профессию»;
- «Педагогические системы и технологии»;
- «Теория и практика специального образования».
|
 |
Чигирь Татьяна Константиновна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования

Информация
Общие сведения
В 1994 году окончила дефектологический факультет УО «Белорусский государственный педагогический университет» по специальности дефектология (олигофренопедагогика, логопедия) с присвоением квалификации «учитель вспомогательной школы, учитель-логопед».
С 1 сентября 2018 года обучается в магистратуре УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по специальности «Инклюзивное образование».
Значимые повышения квалификации:
В 2019 году прошла повышение квалификации в ГУО «Минский областной институт развития образования» по образовательной программе «Эффективное управление методической работой в контексте компетентностного подхода». В 2019 году освоила образовательную программу обучающего курса «Эмпатичное соприсутствие» (на основе методов понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка)».
Сфера научных интересов: интегрированное обучение и воспитание, инклюзивное образование, обучение и воспитание детей с тяжелыми и множественными нарушениями, с легкой интеллектуальной недостаточностью
Преподаваемые дисциплины:
- «Теория и практика специального образования»;
- «Методика коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи: социальное ориентирование».
|
 |
Шилович Елена Анатольевна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования
 
Информация
Общие сведения
В 1990 году окончила Минский государственный педагогический институт им. М.Горького, дефектологический факультет по специальности «сурдопедагог дошкольного учреждения, учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы школ для глухих и слабослышащих детей».
Сфера научных интересов:
- формирование элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;
- развитие математических способностей детей с нарушением слуха и нарушениями речи младшего школьного возраста;
- формирование первоначальных знаний о природе и обществе у младших школьников с нарушениями речи;
- особенности семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Преподаваемые дисциплины:
- «Специальные методики школьного обучения: методика преподавания математики» (специальность 1-03 03 01 Логопедия);
- «Специальные методики школьного обучения: методика преподавания предмета «Человек и мир» (специальность 1-03 03 01 Логопедия).
|
 |
Кавецкая Божена Александровна
преподаватель-стажер кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования
Информация
Общие сведения
В 2022 году окончила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Институт инклюзивного образования по специальности «Тифлопедагогика».
В 2023 году окончила магистратуру по специальности 1 – 08 80 09 Инклюзивное образование. Профилизация: Коррекционная педагогика с присуждением академической степени магистра педагогических наук.
Имеет опыт практической работы в качестве воспитателя ГУО «Детский сад № 180 г. Минска».
С 2023 года является членом Совета молодых ученых БГПУ.
Сфера научных интересов:
- Обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития в условиях реализации принципа инклюзии.
- Формирование функциональной грамотности у учащихся с особенностями психофизического развития.
Преподаваемые дисциплины:
- «Теория и практика специального образования»;
- «Методика преподавания «Человек и мир» с основами естествознания»;
- «Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями».
|
 |
Судникова Ольга Владимировна
лаборант I категории кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования
Информация
Общие сведения
Начала работать на факультете специального образования БГПУ с 1999 года в должности лаборанта кафедры олигофренопедагогики.
В 2013 году переведена на кафедру тифлопедагогики.
В настоящее время работает в должности лаборанта I категории кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования.
В 2011 году О.В. Судникова поступила в УО «Белоруский государственный педагогический университет имени Максима Танка» на заочную форму получения образования по специальности «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование». В 2017 году успешно закончила обучение.
|