EN | BY
Поиск по сайту
КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Дневная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-43

Заочная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-44

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намНаш канал в TelegramГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ

Республиканский центр развития инклюзивного образования

Электронное расписание Блоги преподавателей СДО Moodle

 

 
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

     

    

   

  
События
Сотрудники кафедры коррекционно-развивающих технологий

 

Светлакова Ольга Юрьевна

Светлакова Ольга Юрьевна 

заведующий кафедрой коррекционно-развивающих технологийкандидат педагогических наук

Профиль Светлаковой О.Ю. в Google AcademyПрофиль Светлаковой О.Ю. в репозитории БГПУ  

Информация

Общие сведения

Выпускница дефектологического факультета БГПУ (1998). Специальность «Олигофренопедагогика. Практическая психология».

В 2009 году присвоена высшая квалификационная категория учителя-дефектолога. С 2002 по 2007 г. соискатель кафедры психологии ФФСН БГУ по специальности «Социальная психология». В 2021 году диссертационное исследование «Технология формирования инклюзивной культуры педагогов воспитательно-оздоровительных учреждений образования» по специальности 13.00.08 (Теория и методика профессионального образования) было предоставлено в Высшую аттестационную комиссию для допуска к защите.

Область научных исследований: интегрированное обучение и воспитание, инклюзивное образование.

Стажировалась в Международном детском фонде в 2012 г.

Сфера научных интересов – инклюзивное образование, коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

 Феклистова Светлана Николаевна

Феклистова Светлана Николаевна

профессор кафедры коррекционно-развивающих технологий, доктор педагогических наук, профессор (внутренний совместитель)

Профиль Феклистовой С.Н. в Google AcademyПрофиль Феклистовой С.Н. в репозитории БГПУ  

 Информация

Общие сведения

В 1997 г. с отличием окончила Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, дефектологический факультет по специальности «Сурдопедагогика. Дошкольное образование».

В 1998 г. окончила магистратуру БГПУ по специальности «Дефектология».

В 2002 г. окончила аспирантуру БГПУ.

В 2003 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 − «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика)» на тему «Формирование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха».

В 2005 г. получила ученое звание доцента по специальности «Педагогика».

С 2003 г. по 2014 гг. – заведующий кафедрой сурдопедагогики БГПУ.

В 2014 – 2015 уч. г. – доцент кафедры сурдопедагогики БГПУ.

В 2015 – 2016 уч. г. – заведующий кафедрой педагогики и психологии непрерывного образования, декан факультета переподготовки специалистов образования ИПКиП БГПУ.

С 1 сентября 2016 г. – заместитель директора по научно-методической работе Института инклюзивного образования.

В 2018 – 2021 гг. – обучалась в докторантуре Национального института образования по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика.

В 2021 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.03 − «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика)» на тему «Научно-методическая система коррекционной работы по развитию устной речи детей с нарушением слуха».

Автор более 160 научных и учебно-методических публикаций.

Учебные дисциплины:

  • «Основы фонологии с фонетической ритмикой»
  • «Методика формирования речи дошкольников с нарушением слуха»,
  • «Методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха»,
  • «Коррекционная работа с детьми с кохлеарными имплантами».

Научные интересы:

  • ранняя комплексная помощь детям с нарушением слуха;
  • развитие словесной речи у детей с нарушением слуха;
  • коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом: реализация дифференцированного подхода;
  • особые образовательные потребности детей с нарушением слуха разного возраста;
  • создание специальных образовательных условий для детей с нарушением слуха в условиях реализации принципа инклюзии в образовании.

Руководство научными программами, проектами, темами НИР

Государственные программы

Задание 04 Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012 – 2016 годы «Разработать научно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития»

НИР по обеспечению деятельности Министерства образования Республики Беларусь

«Научно-методические основы коррекционной работы по развитию устной речи слабослышащих детей в условиях интегрированного обучения и воспитания» (2007 г.).

«Использование верботональной методики в обучении детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха» (соруководство с Обуховой Т.И., 2009 г.).

«Разработать программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами» (2010 г.).

«Научно-методические основы совершенствования самостоятельной работы студентов» (2006 – 2010 гг.).

«Разработать программно-методическое обеспечение коррекционной работы с учащимися 1 – 4 классов с кохлеарными имплантами» (2011 г.).

«Формирование профессиональных умений учителей-дефектологов (сурдопедагогов) с использованием видеометода» (2011 – 2015 гг.).

«Разработать разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности на основе междисциплинарного подхода» (соруководитель – Лисовская Т.В., доктор педагогических наук, доцент, 2019 – 2020 гг.).

«Разработать научно-методическое обеспечение дифференциации образования учащихся с особенностями психофизического развития на I ступени общего среднего образования в контексте реализации принципа инклюзии в образовании» (соруководитель – Хруль О.С., кандидат педагогических наук, доцент, 2021 – 2022 гг.).

Участие в разработке научных программ, проектов, тем НИР

Отраслевые научно-технические программы

ОНТП «Разработка содержания и научно-методического обеспечения дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников в целях повышения качества образования в современных социально-экономических; условиях» («Качество образования») на 2015 – 2017 годы (Задание 07 «Разработать содержание и научно-методическое обеспечение коррекционной работы на уровне дошкольного образования лиц с особенностями психофизического развития», член ВНК).

НИР по обеспечению деятельности

Министерства образования Республики Беларусь

«Научное обоснование и определение содержания учебного предмета «Английский язык» в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), (2009 год, член ВНК).

«Разработать научно-методическое обеспечение деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (2012 год, член ВНК).

«Разработать справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов для подготовки специалистов для системы специального образования» (2013 – 2014 гг., член ВНК).

«Разработать психолого-педагогический инструментарий для обеспечения деятельности психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (2020 г., член ВНК).

Руководство экспериментальными проектами Министерства образования Республики Беларусь

«Апробация программного обеспечения обучения и воспитания слепоглухих детей» (2011 – 2013 гг.).

«Апробация программного обеспечения коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами» (2011 – 2014 гг.).

«Апробация аудиовизуальных комплексов как средства развития речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования» (2017 – 2018 учебный год).

«Реализация образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» (2017 – 2020 гг.).

«Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности» (2021 – 2023 гг.).

Руководство инновационными проектами Министерства образования Республики Беларусь

«Внедрение программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста» (2014 – 2016 гг.).

«Внедрение модели методического обеспечения процесса обучения и воспитания слепоглухих детей на базе ресурсного центра ГУО «Молодечненская специальная общеобразовательная  школа-интернат №2 для детей с нарушениями зрения» (2014 – 2016 гг.).

Участие в международных проектах:

«Организация  интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития» (2001 г., Беларусь – Италия).

«Искусство как средство реабилитации детей с особенностями психофизического развития» (2006 – 2008 гг., Беларусь – Швеция – Россия).

«Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира» (при финансовой поддержке ЮНЕСКО, 2011 г., соруководитель проекта).

«Совершенствование оказания ранней комплексной помощи в учреждениях дошкольного образования» (при финансовой поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, 2020 – 2021 гг., соруководитель проекта).

Основные направления учебно-методической работы

  1. Участие в разработке стандартов высшего образования по специальности «Сурдопедагогика».
  2. Участие в разработке стандартов переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование по специальностям «Жестовый язык»; «Сурдопедагогика».
  3. Соавтор программы кандидатского экзамена по специальности 13.00.03 – Коррекционная педагогика.
  4. Разработка типовых и учебных программ учебных дисциплин специальности «Сурдопедагогика».
  5. Участие в системе повышения квалификации учителей в Академии последипломного образования и Институте переподготовки и повышения квалификации БГПУ.

Основные публикации

Монографии

Феклистова, С. Н. Научно-методическая система коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха : моногр. / С. Н. Феклистова. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2020. – 216 с.

Научные статьи

Феклистова, С. Н. Содержание и организация коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами раннего и дошкольного возраста: опыт Республики Беларусь / С. Н. Феклистова, Т. И. Обухова, А. В. Веретенникова // Szkola Specjalna. – 2016. – № 5. – С. 362–371.

Феклистова, С. Н. Методика формирования текстовой компетентности учащихся с нарушением слуха на второй ступени общего среднего образования / С. Н. Феклистова, О. П. Коляда // Весцi БДПУ. Сер. 1, Педагогiка. Псiхaлогiя. Фiлaлогiя. – 2017. – № 4. – С. 11–16.

Феклистова, С. Н. Аудиовизуальные комплексы для детей с нарушением слуха / С. Н. Феклистова // Народная асвета. – 2018. – № 4. – С. 30–34.

Феклистова, С. Н. Современный этап развития системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха: SWOT-анализ / С. Н. Феклистова // Спецыяльная адукацыя. – 2018. – № 5. – С. 21–26.

Феклистова, С. Н. Методологические основы дидактической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха / С. Н. Феклистова // Адукацыя i выхаванне. – 2018. – № 10. – С. 15–21.

Феклистова, С. Н. Современное состояние педагогической диагностики развития слухового восприятия детей с нарушением слуха / С. Н. Феклистова // Весцi БДПУ. Сер. 1, Педагогiка. Псiхaлогiя. Фiлaлогiя. – 2019. – № 2. – С. 29–34.

Феклистова, С. Н. Современное состояние педагогической диагностики развития речи детей с нарушением слуха / С. Н. Феклистова // Весцi БДПУ. Сер. 1, Педагогiка. Псiхaлогiя. Фiлaлогiя. – 2019. – № 3. – С. 6–10.

Феклистова, С. Н. Особенности слухоречевого развития учащихся с нарушением слуха на II ступени общего среднего образования / С. Н. Феклистова // Весцi БДПУ. Сер. 1, Педагогiка. Псiхaлогiя. Фiлaлогiя. – 2019. – № 4. – С. 18–22.

Феклистова, С. Н. Развитие связной речи учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях: реализация дифференцированного подхода / С. Н. Феклистова, Т. П. Ярошевич // Спецыяльная адукацыя. – 2019. – № 5. – С. 3–12.

Феклистова, С. Н. Интегративная технология слухоречевого развития детей с нарушением слуха / С. Н. Феклистова // Педагогическая наука и образование. – 2019. – № 3. – С. 78–86.

Феклистова, С. Н. Особые образовательные потребности детей с нарушением слуха в области слухоречевого развития и их учет в процессе коррекционной работы / С. Н. Феклистова // Спецыяльная адукацыя. – 2020. – № 2. –  С. 4–12.

Феклистова, С. Н. Предпосылки совершенствования научно-методической системы коррекционно-развивающей работы по развитию устной речи детей с нарушением слуха / С. Н. Феклистова // Адукацыя і выхаванне. – 2020. – № 3. – С. 58–67.

Феклистова, С. Н. Концептуальные подходы к модернизации научно-методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха / С. Н. Феклистова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2020. – № 2. –  С. 348–354.

Феклистова, С. Н. Педагогическая диагностика развития устной речи учащихся с нарушением слуха на уровнях начального и основного общего образования / С. Н. Феклистова // Наука и школа. – 2020. – № 4. – С. 61–73.

Феклистова, С. Н. Модель научно-методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха в Республике Беларусь / С. Н. Феклистова // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 33–43.

Феклистова, С. Н.  Научно-методическое обеспечение системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и общего среднего образования / С. Н. Феклистова // Спецыяльная адукацыя. – 2020. – №5. – С. 16–23.

Feklistova, S. Pedagogical diagnostics of auditory-speech development of children with hearing impairment of preschool age: methodology and results [Electronic resource] / S. Feklistova // ARPHA Proceedings 3: р. 575-583. – IFTE – 2020: VI International Forum on Teacher Education. – Mode of access : https://doi.org/10.3897/ap.2.e0575.– Date of access : 25.11.2020.

Yugova, O. Specifics of diagnosing young children and counseling their families /  O. Yugova, O. Prikhodko, E. Rykova, S. Feklistova // SHS Web of Conferences 98, 02012 (2021). – https://doi.org/10.1051/shsconf/20219802012. – Date of access : 15.03.2021.

Учебно-методические пособия

Феклистова, С. Н. Методика развития слухового восприятия детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования на уровне дошк. образования / С. Н. Феклистова. – Минск : Нац. ин-т. образования, 2015. – 120 с.

Феклистова, С.Н. Методика обучения сюжетной игре детей дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования на уровне дошк. образования / С. Н. Феклистова. – Минск : Нац. ин-т. образования, 2015. – 127 с.

Феклистова, С.Н. Развитие устной речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования на уровне дошк. образования / С. Н. Феклистова. – Минск : Нац. ин-т. образования, 2016. – 111 с.

Феклистова, С. Н. Развитие устной речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования на уровне дошк. образования / С. Н. Феклистова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2016. – 111 с.

Феклистова, С. Н. Развитие устной речи и слухового восприятия учащихся с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования на уровне общ. сред. образования / С. Н. Феклистова. – Минск : Изд. центр БГУ, 2017. – 115 с.

Феклистова, С. Н. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования на уровне дошк. образования / С. Н. Феклистова, Е. Н. Сороко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018. – 212 с.

Феклистова, С. Н. Создание специальных условий для детей с нарушением слуха в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов / С. Н. Феклистова, И. К. Русакович // Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие / Е. А. Лемех, С. Н. Феклистова, И. К. Русакович. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – С. 64–107.

Феклистова, С. Н. Методика формирования текстовой компетентности у учащихся с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие / С. Н. Феклистова, О. П. Коляда. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2019. – 80 с.

Феклистова, С. Н. Аудиовизуальные комплексы как средство слухоречевого развития детей с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / С. Н. Феклистова  [и др.]. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2020.

Сороко Екатерина Николаевна

Павлович Екатерина Николаевна

доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Профиль Сороко Е.Н. в Google AcademyПрофиль СорокоЕ.Н. в репозитории БГПУ  

 Информация

Общие сведения

В 2004 г. с отличием окончила Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, дефектологический факультет по специальности «Сурдопедагогика. Педагогика и психология дошкольная».
В 2006 г. окончила магистратуру БГПУ по специальности 13.00.03 – «Коррекционная педагогика».
В 2009 г. окончила аспирантуру БГПУ по специальности 13.00.03 – «Коррекционная педагогика». 
В 2011 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика)» на тему «Формирование готовности младших дошкольников с нарушением слуха к созданию предметного изображения».
В 2012 г. получила ученое звание доцента по специальности «Педагогика».
С 2006 г. – работает в БГПУ:

  • 2006 – 2011 гг. – преподаватель кафедры сурдопедагогики БГПУ;
  • 2011 – 2017 гг. – доцент кафедры сурдопедагогики БГПУ.

С 1 сентября 2017 г. – заведующий кафедрой коррекционно-развивающих технологий БГПУ.
2011 г. – лауреат конкурса на лучшую кандидатскую диссертацию года, организованного Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь.
2013 г. – стипендиат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливых молодых ученых.

Основные читаемые курсы:

  • «Альтернативная коммуникация», 
  • «Дошкольная сурдопедагогика», 
  • «Основы общей и специальной методики дошкольного воспитания и обучения».

Научные интересы:

  • поддерживающая и альтернативная коммуникация как средство нормализации жизнедеятельности детей с особенностями психофизического развития;
  • обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха;
  • использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития.

Направления научно-исследовательской и научно-методической работы:

Участие в разработке научных программ, проектов, темам НИР по обеспечению деятельности Министерства образования Республики Беларусь.
Участие в международных образовательных проектах.
Соавтор программы кандидатского экзамена по специальности 13.00.03 – «Коррекционная педагогика».
Разработчик учебных программ учебных дисциплин и педагогических практик специальностей «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика».
Участие в системе повышения квалификации учителей в Академии последипломного образования и Институте повышения квалификации и переподготовки БГПУ.
Член государственной аттестационной комиссии аспирантов по специальностям «Коррекционная педагогика» и «Коррекционная психология».
Член проблемного совета по специальностям «Коррекционная педагогика» и «Коррекционная психология».
Сопредседатель Республиканского конкурса научных работ студентов (комиссия 17 «Педагогика, теория и методика обучения и воспитания. Социальные проблемы воспитания. Информационные технологии в образовании. Воинское обучение и воспитание»).
Председатель секции специального образования научно-методического совета при Министерстве образования Республики Беларусь.
Автор 4 учебно-методических пособий для студентов и учителей-дефектологов, более 80 научных статей.

Веренич Сергей Вячеславович

Веренич Сергей Вячеславович

доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий, кандидат медицинских наук, доцент

Профиль Веренича С.В. в Google AcademyПрофиль Веренича С.В. в репозитории БГПУ  

 Информация

Общие сведения:

Выпускник лечебного факультета Минского государственного медицинского института.

В 1985-1990 гг. – врач-невролог Могилевской областной больницы.

В 1990-1993 гг. – научный сотрудник НИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

1993 г. – присуждена ученая степень кандидата медицинских наук по специальностям 14.00.13 – «Нервные болезни» и 03.00.14 – «Антропология» (Москва, ВАК при Совете Министров СССР).

С 1993 г. – доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии БГПУ.

С 1 сентября 2017 г. – доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий БГПУ.

Автор более 40 публикаций.

Основные читаемые курсы:

  • «Основы невропатологии»,
  • «Клинические основы интеллектуальных нарушений»,
  • «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи»,
  • «Анатомия, физиология и патология человека».

Научные интересы:

  • биология развития человека;
  • физическая антропология;
  • медико-биологические исследования детей с особенностями психофизического развития.
Гайдукевич Светлана Евгеньевна

Гайдукевич Светлана Евгеньевна

доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Профиль Гайдукевич С.Е. в Google AcademyПрофиль Гайдукевич С.Е. в репозитории БГПУ  

 Информация

Общие сведения:

В 1987 г. с отличием окончила Минский государственный педагогический институт им. А.М. Горького, дефектологический факультет по специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия».
В 1994 г. окончила аспирантуру БГПУ по специальности 13.00.03 – «Коррекционная педагогика».
В 1999 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических  наук по специальности 13.00.03 – «Коррекционная педагогика (тифлопедагогика)» на тему «Коррекционная работа по развитию ценностных ориентаций незрячих и слабовидящих старшеклассников».
В 2003 г. получила ученое звание доцента по специальности «Педагогика».
С 2000 г. по 2002 г. – зам. декана по учебной работе дефектологического факультета БГПУ.

С 2002 г. по 2006 г. – декан факультета переподготовки специалистов образования ИПК и ПК БГПУ.

С 2006 г. по 2016 г. – декан факультета специального образования БГПУ.

С 2016 уч. г. по 2017 г. – доцент кафедры тифлопедагогики БГПУ.

С 1 сентября 2017  г. – доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий БГПУ.
С 2016 г. руководит филиалом кафедры на базе ГУО «Специальный ясли-сад №19 г. Минска для детей с нарушением зрения».

В 2008 г. награждена нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования».

С 2008 г. – член совета по защите диссертаций К 02.23.01 (специальность 13.00.03 – «Коррекционная педагогика»).

Под руководством Гайдукевич С.Е. защищены две диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – «Коррекционная педагогика»: Миненкова И.Н. (2008 г.), Гаманович В.Э. (2016 г.).

Основные читаемые курсы:

  • «Тифлопедагогика»,
  • «Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения: развитие зрительного восприятия»,
  • «Научно-методические основы методики коррекционно-развивающей работы»,
  • «Охрана и развитие зрения в учреждениях образования»,
  • «Современные тенденции развития коррекционной педагогики (магистратура)».

Научные интересы:

  • проблемы развития методики коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения;
  • проблема формирования методической компетентности учителя-дефектолога в сфере коррекционно-развивающей работы.

Направления научно-исследовательской работы:

Руководство научными программами, проектами, темами НИР по обеспечению деятельности Министерства образования Республики Беларусь:

  1. «Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного образования» (ГПФИ «Непрерывное образование» 2003 – 2005 гг.).
  2. «Разработать научно-методическое обеспечение процесса обучения педагогических кадров здоровьесберегающим технологиям в образовании детей с особенностями психофизического развития» (ОНТП «Образование и здоровье» 2006 – 2008 гг.).
  3. «Разработать научно-методическое обеспечение развития содержания и средств педагогического образования в области коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития» (ОНТП «Современная образовательная среда» 2009 – 2011 гг.).
  4. «Разработать содержание и научно-методическое обеспечение подготовки учителей-дефектологов к реализации компетентностного подхода на коррекционных занятиях в дошкольном и общем среднем образовании» (ОНТП «Качество образования» 2015 – 2017 гг.).
  5. «Разработать научно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушениями зрения на уровне общеобразовательного компонента (научно-исследовательская работа по обеспечению деятельности Министерства образования Республики Беларусь 2016 – 2017 гг.).

В результате научно-исследовательской работы были созданы модели организации образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения, технологии подготовки педагогических кадров к освоению и использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, программы спецкурсов для студентов педагогических специальностей, учебно-методические пособия, учебные программы для детей с особенностями психофизического развития и методические рекомендации по их реализации с учетом развития вариативных форм получения образования (в учреждении специального образования, в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования).

Участие в международных проектах:

  1. «Интеграция и деинституализация субъектов – handicap» − научно-образовательный проект (2001 – 2002 гг., Беларусь – Италия).
  2. «Психолого-педагогическая помощь детям с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития» − образовательный проект (2005 – 2006 гг., Беларусь – Германия).
  3. «Методические основы психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития» − образовательный проект (2007 – 2009 гг., Беларусь – Германия).
  4. «Разработка и внедрение базовых программ профессиональной подготовки в области дополнительной и альтернативной коммуникации (AAC) для специалистов здравоохранения и специальных педагогов» − научно-образовательный проект (2008 – 2010 гг., Беларусь – Швеция).
  5. «Развитие и реализация трудовой терапии для молодых людей с комбинированными ограничениями в Беларуси» − социально-образовательный проект (2008 – 2010 гг., Беларусь – Нидерланды).
  6. «Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира» (при финансовой поддержке ЮНЕСКО, 2011 г.).
  7. «Бедность и стратегии выживания в России, Беларуси и Украине» − социально-образовательный проект (2011 – 2013 гг., Беларусь – Швеция).
  8. «Развитие модели использования музыки и искусства как средства реабилитации в Минском регионе – BELART» − образовательный проект (2010 – 2017 гг., Беларусь – Швеция):
  •  «DAJ I-III» − образовательный проект (2010 – 2013 гг., Беларусь – Швеция). 
  • «Sofit» − образовательный проект (2015 – 2017 гг., Беларусь – Швеция).
  1. Международная программа академических обменов Erasmus+ Global Mobility (2016 – 2018 гг., Беларусь – Норвегия):

Основные направления учебно-методической работы:

  1. Участие в разработке стандартов высшего образования 2008 г., 2013 г., 2017 г. по специальностям направления специальное образование.
  2. Участие в разработке типовых учебных планов и программ (специальности «Тифлопедагогика. Дошкольное образование», «Тифлопедагогика»), программ спецкурсов для студентов и курсов повышения квалификации учителей-дефектологов.
  3. Соавтор программы кандидатского экзамена по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика.
  4. Автор программы «Современные тенденции развития специального образования» (2 ступень, магистратура).
  5. Член государственной аттестационной комиссии аспирантов по специальностям «Коррекционная педагогика» и «Коррекционная психология».
  6. Член проблемного совета по специальностям «Коррекционная педагогика» и «Коррекционная психология».
  7. Член экспертного совета по проведению ведомственной научно-технической экспертизы проектов научных исследований и разработок, выполняемых в рамках плана научных исследований и разработок отраслевого назначения, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь.
  8. Автор учебно-методических пособий для студентов и учителей-дефектологов:
  • Гайдукевич, С.Е. О воспитании незрячих и слабовидящих младших школьников / С.Е. Гайдукевич / Если ребенок особенный: метод. пособие. Ч. 3. – Минск, 2000.
  • Особенности интегрированного обучения детей с нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие для учителей специальных и общеобразовательных школ / С.Е. Гайдукевич, О.В. Белянкова, З.Г. Ермолович и др. – Мн.: НИО, 2004. – 160 с.
  • Гайдукевич, С.Е. Стимуляция раннего развития детей с нарушением зрения: метод. рек. для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич. – Мн., 2005. – 38 с.
  • Гайдукевич, С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич, И.Н. Миненкова [и др.]; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. – Минск : БГПУ, 2006. – 98 с.
  • Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск : БГПУ, 2007. – 144 с.
  • Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб-метод. пособие / М. Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн. : БГПУ, 2009. – 220 с.
  • Здоровьесберегающие технологии в образовании детей с особенностями психофизического развития: учебно-методическое пособие / С.Е. Гайдукевич, В.В. Радыгина, И.Ю. Евдокимова, М.А. Плескачева. – Минск: БГПУ, 2009. – 290 с.
Русакович Ирина Кузьминична

Русакович Ирина Кузьминична

доцент кафедры коррекционно-развивающих технологийкандидат педагогических наук, доцент

Профиль Русакович И.К. в Google AcademyПрофиль Русакович И.К. в репозитории БГПУ  

 Информация

Общие сведения:

В 1995 г. с отличием окончила Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, дефектологический факультет по специальности «Дефектология. Сурдопедагогика, педагогика и психология дошкольная».

В 1996 г. окончила магистратуру по специальности «Психология». Получила академическую степень магистра образования в области «Психологии».

В 2003 г. защитила диссертацию «Формирование знаний на занятиях по жестовой речи у младших глухих школьников» на соискание степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03. – «Коррекционная педагогика» (под научным руководством профессора Т.А. Григорьевой).

С 1994 г. по 2007 г. работала в специальной школе для детей с нарушением слуха в должности воспитателя; учителя; педагога-психолога; зам. директора и директора. Имеет высшую квалификационную категорию учителя.

С 20.11.2007 переведена на постоянную работу в БГПУ на должность доцента кафедры сурдопедагогики. С 2009 по 2011 год являлась заведующим кафедрой логопедии.

С 1 сентября 2017 г. работает в должности доцента кафедры коррекционно-развивающих технологий БГПУ.

1997 г. – стипендиат фонда фундаментальных исследований Академии Наук Республики Беларусь для молодых ученых.

2002, 2007 г.г. – награждена Почетными грамотами Управления образования Первомайского района г. Минска.

2009 г. – награждена Почетной грамотой Президиума Центрального правления
Общественного объединения «Белорусское общество глухих».

2009 г. – имеет благодарность Академии МВД РБ.

2015 г. награждена Почетной грамотой БГПУ.

С 5 по 29 декабря 2017 прошла научную стажировку в Израиле по международному образовательному курсу «Интеграция детей с особыми нуждами в нормативную образовательную среду»

Основные читаемые курсы:

  • «Сурдопсихология»;
  •  «Методика коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха: Жестовая речь с методикой преподавания»;
  • «Педагогическая психология»,
  • «Психология развития»,
  • «Жестовый язык как средство коммуникации».

Научные интересы:

  • жестовая речь как средство обучения, воспитания и развития детей с нарушением слуха;
  • лингвистический анализ жестового языка;
  • словесно-жестовое двуязычие (билингвизм);
  • технологии обучения жестовой речи слышащих и неслышащих школьников и студентов;
  • межкультурная коммуникация микросоциума неслышащих и макросоциума слышащих;
  • профессиональная и личностная самореализация лиц с нарушением слуха.

Направления научно-исследовательской и научно-методической работы:

  • Участие в разработке научных программ, проектов и тем научно-исследовательской работы Министерства образования Республики Беларусь.
  • Разработка вузовских типовых программ учебных дисциплин «Сурдопсихология», «Жестовая речь с методикой преподавания», программ государственных экзаменов по специальности «Специальная психология», «Жестовый язык», учебных программ специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха «Развитие жестовой речи», «Социально-бытовая ориентировка».
  • Организация авторской школы жестового языка на базе БГПУ «Жестовый язык как средство коммуникации» (трехступенчатые курсы: начальный, базовый и углубленный уровни).
  • Участие в системе повышения квалификации учителей в Академии последипломного образования и Институте переподготовки и повышения квалификации кадров БГПУ.
  • Экспертиза статей, программ, рукописей пособий в рамках работы секции Научно-методического совета Министерства Образования Республики Беларусь.
  • Разработка учебно-методических комплексов для студентов и школьников.
  • Руководство научно-исследовательской работой и педагогической практикой студентов, магистрантов.
  • Личное участие в популяризации разработанной системы обучения жестовой речи через выступления на совещаниях и семинарах различного ранга, сотрудничество с общественным объединением «Белорусское общество глухих» (ОО БелОГ), Академией МВД РБ.

Участие в международных проектах:

  • ПРОООН (UNDP) «Содействие социальной вовлеченности и интеграции лиц с ограниченными возможностями» - разработка и проведение обучающего семинара «Основы сурдопедагогики и методы преподавания общеобразовательных предметов для детей с нарушением слуха» для специалистов системы специального образования Туркменистана (г. Ашхабад, с 12 по 16 августа 2013 года).
  • Международный образовательный проект «Распространим жест»: разработка и презентация жестового языка Республики Беларусь на всемирно известном сайте www.spreadthesign.com: более 15000 жестов (с 2016 года, в соавторстве с учителем методистом Мелеховцом В.Ф.)
  • Инклюзивный социально-образовательный проект для лиц с нарушением слуха «Ожившие картины» совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь (с 2017 года).
Гордейко Владимир Викторович

Гордейко Владимир Викторович

старший преподаватель кафедры коррекционно-развивающих технологий

Профиль Гордейко В.В. в репозитории БГПУ  

 Информация

Общие сведения:

В 1990 г. закончил с отличием механико-математический факультет БГУ по специальности «Математика».

С февраля 1991 г. по август 1996 г. работал учителем математики и информатики в ГУО «Специальная общеобразовательная школа №188 для детей с нарушениями зрения г. Минска».

В 1994 г. закончил с отличием заочное отделение дефектологического факультета БГПУ по специальности «Дефектология (тифлопедагогика)».

С сентября 1996 г. по август 2017 г. работал старшим преподавателем кафедры тифлопедагогики БГПУ.

С 1 сентября 2017 г. – старший преподаватель кафедры коррекционно-развивающих технологий БГПУ.

Научный руководитель студенческой научно-исследовательской лаборатории «Информационно-образовательные ресурсы в коррекционно-педагогической работе и обучении детей с особенностями психофизического развития».

Основные читаемые курсы:

  • «Методика преподавания математики»,
  • «Информационные технологии в специальном образовании»,
  • «МДВ: формирование элементарных математических представлений».

Научные интересы:

  • развитие пространственного мышления у младших школьников с нарушениями зрения;
  • информационные технологии в специальном и инклюзивном образовании;
  • информационно-образовательные ресурсы в коррекционно-педагогической работе и обучении детей с особенностями психофизического развития.

Костенко Ольга Сергеевна

старший преподаватель кафедры коррекционно-развивающих технологий

  Профиль Гордейко В.В. в репозитории БГПУ

 Информация

Общие сведения:

В 1996 году закончила дефектологический факультет БГПУ им. Танка по специальности «Тифлопедагогика»

С августа 1996 г. по август 2022 г. работала учителем начальных классов в ГУО «Специальная общеобразовательная школа №188 для детей с нарушениями зрения г. Минска»

С 12 сентября 2022 г. – старший преподаватель кафедры коррекционно-развивающих технологий БГПУ

.Основные читаемые курсы:

  • «Методика преподавания русского, белорусского языков и литературного чтения»;
  • «Методика преподавания трудового обучения»;
  • «Основы инклюзивной и специальной дидактики в школьном образовании».

Научные интересы:

  • Общая и специальная методика школьного обучения русскому, белорусскому языкам и литературному чтению.

Жевнерович Алина Алексеевна

преподаватель кафедры коррекционно-развивающих технологий

Профиль Гордейко В.В. в репозитории БГПУ

 Информация

Общие сведения:

В 2022 году окончила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Институт инклюзивного образования по специальности «Тифлопедагогика».

В 2023 году окончила магистратуру по специальности 1-08 80 09 Инклюзивное образование (Профилизация: Коррекционная педагогика) с присуждением академической степени магистра педагогических наук.

С 2021 по 2023 гг. учитель-дефектолог ГУО «Детский сад №2 г. Минска».

Автор 11 научных публикаций.

Сфера научных интересов:

  • формирование зрительных сенсорных представлений у детей с нарушениями зрения: реализация дифференцированного подхода;
  • коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения.

Учебные дисциплины:

  • «Тифлопедагогика»;
  • «Основы коррекционно-развивающей работы»;
  • «Развитие познавательной деятельности»;
  • «Основы инклюзивной и специальной дидактики в школьном образовании».
 

Городницкая Екатерина Игоревна

специалист кафедры коррекционно-развивающих технологий

 Информация

Общие сведения:

В 2018 году окончила биологический факультет БГУ по специальности «Биолог. Преподаватель биологии и химии».

С 8 февраля 2019 года работает специалистом кафедры коррекционно-развивающих технологий.