EN | BY
Поиск по сайту
КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Дневная форма получения образования
тел. 267-92-57

Заочная форма получения образования
тел. 267-97-73

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намНаш канал в TelegramГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ
События
Каталог специальность 1-03 03 08 Олигофренопедагогика (RU)
История

 

Название учебной дисциплины (модуля)

История

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1

Семестр обучения

1

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

18

16

-

-

Форма отчетности

1 семестр – экзамен

Количество кредитов

3

Содержание дисциплины

 

При рассмотрении тем «Древнее общество», «Первые княжества-государства на белорусских землях», «Беларусь во времена Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, в составе Российского государства», «Развитие белорусской государственности на советской основе», «Республика Беларусь – суверенное независимое государство» студенты изучают социально-экономические, общественно-политические и культурные процессы национальной истории с древнейших времен до наших дней в контексте истории развития мировых цивилизаций.

Дисциплина направлена на приобретение знаний об основных этапах, явлениях, событиях разных периодов и исторических эпох отечественной истории, осмысление общего и особенного в истории Беларуси и понимание ее места в системе социально-гуманитарного знания.

В процессе изучения учебной дисциплины «История» студенты должны усвоить общую логику истории развития белорусской государственности и формирования белорусской нации, завершившееся образованием независимого суверенного государства – Республики Беларусь.

 

Философия

Название учебной дисциплины (модуля)

Философия

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2

Семестр обучения

3

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

22

20

-

-

Форма отчетности

3 семестр – экзамен

Количество кредитов

3

Содержание дисциплины

 

Философия играет ведущую роль в формировании мировоззрения и методологической культуры личности, так как она имеет многовековую историю размышлений над основополагающими вопросами человеческого бытия. Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой философской и отечественной мысли, развитие навыков самостоятельного мышления, умение выработать и аргументировать собственную позицию по отношению к различным явлениям общественной жизни.

Основной целью изучения философии является формирование интегрального видения мира и системного мышления, преодоление фрагментарности профессионального сознания, создание основ гуманистического миропонимания.

Главными задачами изучения философии являются формирование способности к творческому и критическому мышлению в области профессиональной и общественной деятельности, овладение современным стилем рационально-ориентированного и научного мышления, умение четко формулировать и аргументировать свою социально-политическую, профессиональную и смысложизненную позиции.

В результате изучения учебной дисциплины «Философия» студенты должны знать основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений, ключевые идеи и категории философского анализа, основные ценности современной культуры,  социокультурные основания и закономерности человеческой деятельности (в том числе, профессиональной), основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, понимать закономерности функционирования и развития общества, смысл и содержание глобальных проблем современности а также основные стратегии и перспективы их разрешения.

 

Экономика

Название учебной дисциплины (модуля)

Экономика  (экономическая теория; социология)

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2

Семестр обучения

4

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

34  (22; 12)

26  (20; 6)

-

-

Форма отчетности

4 семестр – экзамен

Количество кредитов

4

Содержание дисциплины

 

«Экономическая теория» дает студентам представление об экономической основе, механизме функционирования субъектов хозяйствования, чем диктуется необходимость конкуренции, как государство поддерживает ее, каковы цели и задачи, основные проблемы развития экономики на микро- и макроуровнях. «Экономическая теория» позволяет изучить достижения экономической теории и мировой практики, школ экономической мысли прошлого и настоящего, формирует умение делать объективный анализ экономических явлений, хозяйственной жизни, чтобы затем успешно заниматься экономической деятельностью.

«Социология» направлена на усвоение комплекса социологических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальные процессы в обществе, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений и приобретение практико-ориентированных умений. В ходе изучения «Социологии» осуществляется развитие социологического мышления студента, формирование фундамента социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной социологической мысли, раскрытие специфики социальных отношений и процессов в Республике Беларусь, формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социальной активности.

 

Политология

Название учебной дисциплины (модуля)

Политология (политология, основы идеологии белорусского государства)

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1

Семестр обучения

2

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

16

18

-

-

Форма отчетности

2 семестр – экзамен

Количество кредитов

3

Содержание дисциплины

 

Учебная дисциплина «Политология» предусматривает изучение таких проблем, как идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества, культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства, теория и методология политической науки, политические институты и процессы в Республике Беларусь и современном мире, международные отношения и внешняя политика государств.

Основной целью изучения курса интегрированного модуля «Политология» является формирование у студентов современного видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах, научных принципах деятельности, а также социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора. Кроме того важно, чтобы студенты имели прочную базу политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политической мысли, способность к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.

Приобретенные знания позволяют будущим специалистам уметь анализировать идеологические и политические процессы, конкретные политические ситуации в Республике Беларусь и современном мире; обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства; участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия.

 

Этика. Педагогическая этика

Название учебной дисциплины (модуля)

Этика. Педагогическая этика

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

22

12

-

-

Форма отчетности

7 семестр – зачет

Количество кредитов

2

Содержание дисциплины

 

Изучение учебной дисциплины «Этика. Педагогическая этика» предполагает последовательное рассмотрение трех тематических блоков. Первый блок посвящен предмету этики и ее роли в обществе, ее взаимосвязи с другими науками. В нем раскрывается структура современной этики и место профессиональной этики в системе прикладного этического знания.

Второй блок знакомит студентов со структурой профессиональной морали педагога, аксеологическими, деонтологическими и праксеологическими аспектами педагогической этики.

Третий тематический блок посвящен рассмотрению практических проблем педагогической этики: этике отношений в системе «педагог – учащийся», этике деловых отношений в педагогическом коллективе, а также особенностям педагогического имиджа и этикета. В блоке уделено внимание проблеме этической кодификации и механизму ее реализации.

 

История мировой культуры

Название учебной дисциплины (модуля)

История мировой культуры

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

22

12

-

-

Форма отчетности

7 семестр – зачет

Количество кредитов

2

Содержание дисциплины

 

В ходе освоения учебной дисциплины студенты изучают общие закономерности культурного развития человечества с древнейших времен до наших дней; основные понятия и категории культуры, ее периодизацию и хронологию; основные направления и художественные стили (готика, ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм) и их конкретно-историческое проявление в произведениях художественной культуры: изобразительном искусстве, литературе, архитектуре, музыке; знакомятся с творчеством выдающихся представителей культуры и искусства разных эпох.

Важное место в изучении дисциплины занимает русская культура как особый тип культуры. Возникновение, становление и развитие русской культуры представлено в неразрывном единстве и взаимодействии всех факторов, оказавших влияние на ее специфику. Кроме этого, обучающиеся знакомятся с основными тенденциями развития отечественной культуры в ту или иную социокультурную эпоху.

 

Основы права и права человека

Название учебной дисциплины (модуля)

Основы права и права человека

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

8

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

22

12

-

-

Форма отчетности

8 семестр – зачет

Количество кредитов

2

Содержание дисциплины

 

Основной целью курса является формирование у студентов систематизированных знаний о системе  белорусского права и механизмах её функционирования, а также внедрение в сознание будущих специалистов убеждения о необходимости строгого соблюдения законодательства Республики Беларусь.

Задачами  изучения  курса «Основы права и права человека»  являются:

– формирование у студентов понимания значимости правовых знаний для их  практической  деятельности;

– ознакомление студентов с основными положениями важнейших отраслей права  Республики Беларусь;

– развитие у студентов умения и навыков правильно ориентироваться в действующем законодательстве, правильно толковать и применять  нормы  права в  конкретной  жизненной  ситуации;

– сформировать у студентов уважение к законодательству и потребность использовать  полученные  знания  в профессиональной  деятельности, в повышении  правовой  культуры  своей  и коллективов, где  предстоит  работать.

Изложение  курса «Основы права и права человека» построено таким образом,  чтобы студенты сначала изучили  вопросы, касающиеся понятий государства и  права, их  социального  назначения,  знания  источников права, виды нормативных правовых  актов Республики Беларусь. В последующих разделах предусматривается  изучение основ конституционного, гражданского, наследственного, трудового, семейного, уголовного, административного права.

Социология личности

В разработке.

Педагогика

Название учебной дисциплины (модуля)

Педагогика

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1, 2

Семестр обучения

1, 2, 3

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

74

100

-

8

Форма отчетности

1 семестр – экзамен, зачет;

2 семестр – зачет;

3 семестр – экзамен

Количество кредитов

11

Содержание дисциплины

 

Педагогика современной школы: теоретический аспект. Методологические основы и категориальный аппарат современной педагогики. Образование как социальное явление. Проблема целеполагания в педагогике. Обучение и воспитание, их сущность, структура, закономерности, принципы, методы, средства, формы организации. Взаимодействие школы с семьей, детскими и молодежными общественными объединениями. Педагогические системы и технологии. Воспитательная система учреждения образования. Гуманистические воспитательные системы современности. История образования и педагогической мысли. Общая характеристика мирового историко-педагогического процесса. Воспитание, просвещение в Беларуси с древнейших времен до начала ХХ века. Становление и развитие педагогической теории и практики в советский период. Основы специальной педагогики. Ведущие социокультурные идеи, определяющие развитие специального образования на современном этапе. Сущность, модели и современные подходы к коррекционной работе. Развитие системы специального образования Республики Беларусь в инклюзивном пространстве.

 

Психология

Название учебной дисциплины (модуля)

Педагогика

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1, 2

Семестр обучения

1, 2, 3

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

74

100

-

8

Форма отчетности

1 семестр – экзамен, зачет;

2 семестр – зачет;

3 семестр – экзамен

Количество кредитов

11

Содержание дисциплины

 

Педагогика современной школы: теоретический аспект. Методологические основы и категориальный аппарат современной педагогики. Образование как социальное явление. Проблема целеполагания в педагогике. Обучение и воспитание, их сущность, структура, закономерности, принципы, методы, средства, формы организации. Взаимодействие школы с семьей, детскими и молодежными общественными объединениями. Педагогические системы и технологии. Воспитательная система учреждения образования. Гуманистические воспитательные системы современности. История образования и педагогической мысли. Общая характеристика мирового историко-педагогического процесса. Воспитание, просвещение в Беларуси с древнейших времен до начала ХХ века. Становление и развитие педагогической теории и практики в советский период. Основы специальной педагогики. Ведущие социокультурные идеи, определяющие развитие специального образования на современном этапе. Сущность, модели и современные подходы к коррекционной работе. Развитие системы специального образования Республики Беларусь в инклюзивном пространстве.

 

Информационные технологии в образовании

 

Название учебной дисциплины (модуля)

Информационные технологии в образовании

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

3

Семестр обучения

5, 6

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

 

 

18

семинарские

-

практические

8

лабораторные

42

Форма отчетности

6 семестр – экзамен

Количество кредитов

3,5

Содержание дисциплины

 

Информационные технологии в образовании.

Технология обработки нарративных (текстовых) источников педагогической информации.

Технология решение педагогических задач с помощью электронных таблиц.

Анализ и обработка результатов педагогической деятельности.

Компьютерная графика в прикладных учебных дисциплинах. Технология обработки графической информации.

Технология разработки тематического web-документа на основе педагогических ресурсов.

Мультимедийные образовательные ресурсы.

Аппаратно-программные средства обеспечения мультимедиа технологий.

Основы разработки электронных образовательных ресурсов, используемых в профессиональной деятельности педагога.

Мультимедийные презентации в учебной и профессиональной деятельности педагога.

Оцифровка объектов педагогического наследия. Технологии ввода и первичной обработки текстовой и графической информации на персональном компьютере.

Звуковые (анимированные) лекции в профессиональной деятельности педагога.

Видеолекции в профессиональной деятельности педагога.

Специализированное учебное программное обеспечение.

Телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога.

Дистанционное обучение с использованием средств телекоммуникаций.

 

Иностранный язык

Название учебной дисциплины (модуля)

Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский)

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1

Семестр обучения

1, 2

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

-

-

140

-

Форма отчетности

1 семестр – зачет;

2 семестр – экзамен

Количество кредитов

8

Содержание дисциплины

 

Изучение данной учебной дисциплины позволяет студентам сформировать иноязычную коммуникативную компетентность специалиста в предполагаемых сферах его профессиональной деятельности, а также дает возможность использовать иностранный язык в познавательных целях и для межличностного общения.

Содержание учебной дисциплины усилено практико-ориентированной составляющей и наполнено учебной информацией, непосредственно относящейся к профессиональной деятельности будущего специалиста. Изучение учебной дисциплины осуществляется посредством взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности в формировании и развитии соответствующих навыков и умений в рамках определенного программой предметно-тематического содержания.

 

Безопасность жизнедеятельности человека

Название учебной дисциплины (модуля)

Безопасность жизнедеятельности человека

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2

Семестр обучения

3

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

36

32

Форма отчетности

3 семестр – зачет

Количество кредитов

3

Содержание дисциплины

 

Чрезвычайные ситуации техногенного, природного и социального характера. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, при переломах костей, при ожогах, обморожениях, утоплении, электротравмах. Легочно-сердечная реанимация. Внезапные состояния и неотложная помощь при заболеваниях внутренних органов, при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах клещей, змей и других животных. Биологическое действие радиации на организм человека. Лучевая болезнь.

Теоретические и прикладные задачи экологии. Глобальные и региональные экологические проблемы. Экологические основы рационального природопользования и охраны природы. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности. Окружающая среда и здоровье человека. Государственный механизм и программы в области энергосбережения. Энергетическая политика промышленно-развитых стран, опыт и проблемы.

Правовые и организационные основы охраны труда и техники безопасности при проведении образовательного процесса. Санитарно-гигиенические требования к помещениям учреждений образования. Техника безопасности. Пожарная безопасность в учебных и учебно-производственных помещениях. Безопасность детей при организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий общественно-полезного труда. 

 

Белорусский язык (профессиональная лексика)

Название учебной дисциплины (модуля)

Белорусский язык (профессиональная лексика)

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2

Семестр обучения

4

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

20

-

14

-

Форма контроля

4 семестр – зачёт

Количество кредитов

2

Содержание дисциплины

 

Введение. Белорусский язык и его место в системе общечеловеческих и национальных ценностей. Белорусская научная терминалогия. Терминологические словари. Язык науки и его особенности. Язык деловой сферы и его особенности. Культура профессиональной речи.

 

Введение в педагогическую профессию

Название учебной дисциплины (модуля)

Введение в педагогическую профессию

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1

Семестр обучения

1

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

14

20

-

-

Форма отчетности

1 семестр – зачет

Количество кредитов

2

Содержание дисциплины

 

Педагогическая профессия и ее особенности. Перспективы развития педагогической профессии и условия повышения ее престижа.Сущность, структура и виды педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности. Структура системы образования в Республике Беларусь. Тенденции развития современной национальной системы образования. Непрерывное образование как необходимое условие профессионального роста и развития личности педагога. Виды, функции, источники самообразования педагога. Специфика педагогической деятельности учителя-дефектолога. Нормативные правовые основы деятельности учителя-дефектолога. Особые образовательные потребности детей с особенностями психофизического развития.

 

Возрастная физиология и школьная гигиена

Название учебной дисциплины (модуля)

Возрастная физиология и школьная гигиена

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1

Семестр обучения

1

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

20

14

-

-

Форма отчетности

1 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Основные закономерности роста и развития организма в его взаимоотношении с внешней средой.

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Методы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ.

Физиология нервной системы и ее возрастные особенности. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности. Неврозы у детей и их профилактика.

Возрастные особенности зрительного и слухового анализаторов. Меры профилактики нарушений зрения и слуха.

Возрастные особенности желез внутренней секреции. Половое созревание. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и системы крови. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы и системы крови.

Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиенические требования к питанию школьников. Нормы, рацион и режим питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

Возрастные особенности органов мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний органов мочевыделительной системы.

Возрастные особенности строения и функций кожи. Гигиена кожи, одежды, обуви. Гигиена внешней среды школьников как условие сохранения их здоровья.

Физиолого-гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся.

 

Педагогическая психология

Название учебной дисциплины (модуля)

Педагогическая психология

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2

Семестр обучения

3

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

16

-

18

-

Форма отчетности

3 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Психология образовательной деятельности. Педагогическая психология: основные характеристики. Психологическая структура процесса обучения. Психологические аспекты проблемы управления в процессе обучения, повышения эффективности обучения. Психология учебной деятельности. Мотивация учения. Общие критерии анализа современного урока. психологический анализ урока. Психология педагогической деятельности и личности учителя. Психологические требования к личности учителя-дефектолога. Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения. Психологические проблемы воспитания детей.

 

Социальная психология

Название учебной дисциплины (модуля)

Социальная психология

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2

Семестр обучения

3

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

18

16

-

-

Форма отчетности

3 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Введение в социальную психологию: предмет, функции и этапы исторического становления. Социальная психология личности. Я-концепция личности. Социализация личности. Социальные установки личности. Общение и социальное взаимодействие. Социальное познание и социальное объяснение. Общение как социально-психологический феномен. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты общения. Управление впечатлением. Социальная психология групп. Малая группа. Социально-психологические феномены малой группы. Большая группа. Массовидные социально-психологические явления и процессы. Межгрупповой взаимодействие и межгрупповой конфликт. Социальное поведение личности. Агрессивное поведение. Просоциальное поведение. Социальные предрассудки и дискриминация.

 

Детская литература

Название учебной дисциплины (модуля)

Детская литература

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1

Семестр обучения

2

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

20

14

-

-

Форма отчетности

2 семестр – зачет

Количество кредитов

2

Содержание дисциплины

 

Специфика детской литературы как искусства слова. Жанр сказки в литературе для детей. Эволюция жанра сказки в русской и белорусской литературе. Пути развития французской и скандинавской литературной сказки. Английская, немецкая, американская литературная сказка. Рассказ и повесть для детей в отечественной и мировой литературе. Жанр рассказа в литературе для детей. Повесть для детей и о детях. Жанр автобиографической повести. Научно-познавательная литература для детей. Русская и белорусская научно-познавательная литература для детей. Развитие жанров зарубежной научно-художественной литературы. Поэзия в детском чтении. Тенденции развития жанров детской драматургии. Жанр иллюстрации в детской книге.

 

Методика воспитательной работы в детских оздоровительных учреждениях образования

Название учебной дисциплины (модуля)

Методика воспитательной работы в детских оздоровительных учреждениях образования

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2

Семестр обучения

4

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

20

14

-

-

Форма отчетности

4 семестр – зачет

Количество кредитов

2

Содержание дисциплины

 

Задачи и особенности воспитательной работы в детских  оздоровительных учреждениях образования. Организация летнего оздоровления и отдыха детей с особенностями психофизического развития. Логика развития смены в детском оздоровительном учреждении образования. Организационный период смены. Планирование воспитательной работы с детьми. Игротека как средство развития детей. Экологическое воспитание детей. Физкультура, спорт, туризм. Оформительская деятельность в детском оздоровительном учреждении образования. Охрана жизни и здоровья детей, безопасность в детском оздоровительном учреждении образования.

 

Основы современного естествознания

Название учебной дисциплины (модуля)

Основы современного естествознания

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2

Семестр обучения

4

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

24

10

-

-

Форма отчетности

4 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры. Современные представления о пространстве – времени.  Происхождение и развитие Вселенной. Происхождение и строение Солнечной системы. Планеты Солнечной системы. Планета Земля, общая структура и характеристика основных геосфер. Основные геологические оболочки планеты: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. Происхождение жизни на Земле. Основные пути эволюции животных и растений. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Теория ноосферы. Место и роль человека в природе.

 

Педагогическое сопровождение семьи в учреждениях образования

Название учебной дисциплины (модуля)

Педагогическое сопровождение семьи в учреждениях образования

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7, 8

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

44

-

24

-

Форма отчетности

8 семестр – экзамен

Количество кредитов

4,5

Содержание дисциплины

 

Теоретические основы педагогического сопровождения семьи ребенка с особенностями психофизического развития. Организация и содержание педагогического сопровождения семьи ребенка с особенностями психофизического развития в учреждениях образования. Актуальные вопросы семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития

 

Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии

Название учебной дисциплины (модуля)

Медико-биологические основы коррекционной педагогики и специальной психологии

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1, 2

Семестр обучения

1, 2, 3

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

100

-

120

8

Форма отчетности

1 семестр – экзамен;

2 семестр – экзамен, зачет, зачет;

3 семестр – экзамен

Количество кредитов

13,5

Содержание дисциплины

 

Анатомия, физиология и патология человека.

Основы генетики человека.

Основы невропатологии.

Клинические основы интеллектуальных нарушений.

Основы психопатологии.

 

Олигофренопсихология

Название учебной дисциплины  (модуля)

Олигофренопсихология

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1, 2

Семестр обучения

2, 3

Количество учебных часов учебной дисциплины  (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

48

-

28

8

Форма отчетности

3 семестр – экзамен

Количество кредитов

5

Содержание дисциплины

 

Категориальный аппарат и методологические основы олигофренопсихологии. Классификации нарушений при интеллектуальной недостаточности. Общие и специфические закономерности развития психики при интеллектуальной недостаточности. Условия и факторы, влияющие на формирования психики детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности взаимосвязи психики и деятельности при интеллектуальной недостаточности. Особенности формирования психики детей младенческого и раннего возраста при психическом недоразвитии.

Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Особенности развития и формирования подражательной, игровой и познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Развитие личности дошкольника с интеллектуальной недостаточностью. Готовность дошкольника  с интеллектуальной недостаточностью к  обучению в школе.

Общая психологическая характеристика деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Особенности развития познавательных процессов при интеллектуальной недостаточности. Особенности развития и формирования личности и межличностных отношений при интеллектуальной недостаточности. Особенности развития эмоционально-волевой сферы личности при интеллектуальной недостаточности. Особенности формирования характера. Общая психологическая характеристика подростков с интеллектуальной недостаточностью. Психологическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Проблема социализации детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Олигофренопедагогика

Название учебной дисциплины (модуля)

Олигофренопедагогика

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2, 4

Семестр обучения

3, 4, 7

Количество учебных часов учебной дисциплины  (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

86

-

64

8

Форма отчетности

3 семестр – зачет;

4 семестр – экзамен;

7 семестр – экзамен

Количество кредитов

8

Содержание дисциплины

 

История олигофренопедагогики.  История развития теории и практики обучения, воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью). Основные этапы развития общественной помощи лицам с умственной отсталостью.

Олигофренопедагогика. Направления развития современной олигофренопедагогики. Социально-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью. Учреждения, обеспечивающие получение специального образования. Содержание образования,  система принципов обучения и воспитания, методы и технологии обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Традиционная и современная система трудовой подготовки. Партнерство учреждения образования и семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития. Общемировые тенденции развития образования лиц с особенностями психофизического развития. Социокультурный аспект  интегрированного обучения и воспитания. Нормативные правовые и  научно-методологические основы интегрированного обучения и воспитания в Республике Беларусь. Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания. Организация образовательной среды в условиях интегрированного обучения и воспитания. Партнерство школы и семьи в условиях интегрированного обучения и воспитания. Социально-психологический климат в классах интегрированного обучения и воспитания.

 

Специальные методики школьного обучения

Название учебной дисциплины (модуля)

Специальные методики школьного обучения

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1, 3, 4

Семестр обучения

1,5, 6, 8

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

248

-

266

76

Форма отчетности

1 семестр – зачет, зачет;

5 семестр – экзамен, экзамен, зачет, зачет;

6 семестр – экзамен, экзамен, экзамен, зачет, зачет;

8 семестр – зачет

Количество кредитов

29

Содержание дисциплины

 

Методика преподавания русского, белорусского языка и чтения.

Методика преподавания математики.

Труд с методикой трудового обучения.

Методика преподавания изобразительного искусства.

Методика преподавания истории Беларуси.

Методика преподавания предмета «Человек и мир».

Методика преподавания географии.

Методика преподавания биологии.

Методика преподавания предмета «Социально-бытовая ориентировка».

Методика преподавания предмета «Элементы компьютерной грамоты».

 

Методика воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Название учебной дисциплины (модуля)

Методика воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2

Семестр обучения

4

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

30

-

16

4

Форма отчетности

4 семестр – экзамен

Количество кредитов

4

Содержание дисциплины

 

Научно-теоретические основы воспитания. Особенности организации воспитательной работы в учреждениях образования с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Современные технологии воспитания  и их реализация в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Формы организации воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Методика организации и управления  внеклассной учебно-познавательной деятельностью учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методика организации и проведения воспитательных мероприятий. Методика организации и управления самообслуживанием, бытовой и общественно-полезной деятельностью. Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы. Методика организации досуговой деятельности. Планирование и оценка результатов воспитательной работы. Методическая работа воспитателя. Воспитывающая среда, особенности ее формирования. Особенности методики воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях образовательной интеграции.

 

Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

 

Название учебной дисциплины (модуля)

Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

3

Семестр обучения

5

Количество учебных часов учебной дисциплины  (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

40

-

34

8

Форма отчетности

5 семестр – экзамен

Количество кредитов

4

Содержание дисциплины

 

Особенности психофизического развития учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Задачи коррекционно-воспитательной работы. Психолого-педагогические условия формирования знаний, умений, навыков. Принципы, содержание, методы обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Учебные планы, учебные программы второго отделения вспомогательной школы. Специальные методики обучения учебным предметам: «Элементы грамоты и развитие речи», «Элементы арифметики», «Социальная адаптация», «Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание», «Человек и мир», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия», «Адаптивная физическая культура», «Предметно-практическая деятельность», «Хозяйственно-бытовой труд», «Трудовое обучение». Педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

 

Основы методики коррекционно-развивающей работы 

Название учебной дисциплины  (модуля)

Основы методики коррекционно-развивающей работы

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2, 3, 4

Семестр обучения

4, 5, 7, 8

Количество учебных часов учебной дисциплины  (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

142

-

100

28

Форма отчетности

4 семестр – зачет;

5 семестр – экзамен; зачет;

7 семестр – экзамен;

8 семестр – экзамен

Количество кредитов

15,5

Содержание дисциплины

 

Научно-методические основы коррекционно-развивающей работы. Основные принципы организации, планирование, методы, технологии и средства коррекционно-развивающей работы. Особенности организации и проведения коррекционных занятий.

Основы логопедии. Классификация речевых нарушений. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения, детском церебральном параличе, интеллектуальной недостаточности, задержке психического развития.

Основы методики коррекционно-развивающей работы при детском аутизме. Современные психолого-педагогические подходы к коррекции данного состояния. Эффективные стратегии педагогического взаимодействия с детьми с аутизмом в области когнитивного, сенсорного, социального и коммуникативного развития.

Основы методики коррекционно-развивающей  работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Современные психолого-педагогические подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Вспомогательные приспособления в работе с детьми с нарушениями  функций опорно-двигательного аппарата.

Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями в обучении. Коррекционная направленность образовательного процесса для детей с трудностями в обучении. Организация и методика коррекционно-развивающей работы в условиях образовательной интеграции.

 

Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности

Название учебной дисциплины (модуля)

Методика коррекционно-развивающей работы

при интеллектуальной недостаточности

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2, 3, 4

Семестр обучения

3, 5, 8

Количество учебных часов учебной дисциплины  (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

84

-

50

12

Форма отчетности

3 семестр – зачет;

5 семестр – зачет;

8 семестр – экзамен

Количество кредитов

7

Содержание дисциплины

 

Формирование игровой деятельности. Особенности игровой деятельности детей с  интеллектуальной недостаточностью. Методика развития игровой деятельности детей с  интеллектуальной недостаточностью.

Методика коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте. Организационно-методические основы ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта. Методика стимуляции эмоционально-коммуникативного, сенсорного и моторно-двигательного развития, формирование навыков самообслуживания. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Отбор и адаптация специальных дидактических средств для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Формирование социального поведения. Особенности социальной ориентировки дошкольников и школьников с легкой, умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Методика формирования знаний, умений, навыков социальной ориентировки дошкольников и младших школьников с легкой, умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Развитие познавательной деятельности. Особенности познавательной деятельности дошкольников и младших школьников с легкой, умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Методика развития познавательной деятельности детей с легкой, умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

 

Альтернативная коммуникация

Название учебной дисциплины (модуля)

Альтернативная коммуникация

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

3

Семестр обучения

6

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

18

-

12

4

Форма отчетности

6 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Поддерживающая и альтернативная коммуникация как средство нормализации жизнедеятельности детей с особенностями психофизического развития.

Средства и системы поддерживающей и альтернативной коммуникации.

Диагностика коммуникативных навыков детей с особенностями психофизического развития.

Содержание коррекционной работы по обучению поддерживающей и альтернативной коммуникации детей с особенностями психофизического развития.

Планирование и организация работы по обучению поддерживающей и альтернативной коммуникации детей с особенностями психофизического развития.

 

Психология развития

Название учебной дисциплины (модуля)

Психология развития

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1

Семестр обучения

2

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

26

-

24

-

Форма отчетности

2 семестр – зачет

Количество кредитов

2,5

Содержание дисциплины

 

Введение в психологию развития: предмет, содержание, цели, задачи, разделы, междисциплинарные связи и методы. Психическое развитие: формы, области, факторы, принципы и закономерности. Возраст и возрастная периодизация психического развития. Теории психического развития. Пренатальное развитие ребенка. Психическое  развитие ребенка в новорожденном и младенческом возрасте. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте. Психическое  развитие ребенка в дошкольном возрасте. Психическое  развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Психическое  развитие в подростковом возрасте. Психическое развитие в юношеском возрасте. Психическое развитие взрослого человека: возрасте ранней зрелости, возраст средней зрелости, возраст поздней зрелости.

 

Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития

Название учебной дисциплины (модуля)

Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1, 2

Семестр обучения

2, 3

Количество учебных часов учебной дисциплины:

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

52

-

48

20

Форма отчетности

2 семестр – экзамен;

3 семестр – экзамен

Количество кредитов

7,5

Содержание дисциплины

 

Основы психолого-педагогической диагностики. Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования психодиагностических методик. Психодиагностика личности. Психодиагностика индивидуального сознания и самосознания, интеллектуального развития, межличностных отношений и эмоциональной атмосферы в разных сферах жизнедеятельности личности. Педагогическая диагностика. Использование данных педагогической диагностики при оказании педагогической помощи.

Дифференциальная психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Теоретико-методологические основы диагностики нарушений развития. Виды диагностики нарушений развития. Методы диагностики нарушений развития. Организация и содержание обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии. Дифференциальная диагностика. Дифференциальная диагностика нарушений эмоционально-волевой сферы.

 

Специальная методика дошкольного воспитания и обучения

Название учебной дисциплины (модуля)

Специальная методика дошкольного воспитания и обучения

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1, 2, 3

Семестр обучения

1, 3, 4, 5

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

134

 

80

20

Форма отчетности

1 семестр – экзамен;

4 семестр – экзамен;

5 семестр – зачет

Количество кредитов

12,5

Содержание дисциплины

 

Основы общей дошкольной педагогики, олигофренопедагогика дошкольная. Основы общей и специальной методики дошкольного воспитания и обучения (образовательные области «Элементарные математические представления», «Разитие речи», «Обучение грамоте», «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Искусство», «Фическая культура»).

 

 
Коррекционно-педагогическая помощь в условиях ПКПП

Название учебной дисциплины (модуля)

Коррекционно-педагогическая помощь в условиях ПКПП

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

42

-

34

8

Форма отчетности

7 семестр – экзамен, зачет

Количество кредитов

4,5

Содержание дисциплины

 

Теоретические основы методики коррекционно-педагогической помощи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Организация и содержание методики коррекционно-педагогической работы в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи в учреждениях дошкольного и общего среднего образования.

Документация пункта коррекционно-педагогической помощи.

Методическая, консультативная и информационно-просветительская работа в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Коррекция нарушений речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

 

Воспитание и обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Название учебной дисциплины  (модуля)

Воспитание и обучение детей с тяжелыми  и множественными нарушениями развития

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7

Количество учебных часов учебной дисциплины  (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

36

-

36

12

Форма отчетности

7 семестр – экзамен

Количество кредитов

4,5

Содержание дисциплины

 

Научно-методические основы воспитания и обучения детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Методика воспитания и обучения, проведения коррекционных занятий с воспитанниками (учащимися) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (методика обучения самообслуживанию, методика формирования знаний о себе и ближайшем окружении, методика обучения основам жизнедеятельности и социальной адаптации, методика обучения предметно-практической деятельности, методика обучения игре, методика сенсорной стимуляции и сенсомоторного обучения, методика обучения коммуникации, методика обучения изобразительной деятельности, методика обучения практической математике, методика трудового обучения и обучения хозяйственно-бытовому труду, методика проведения коррекционных занятий).

 

Современный белорусский язык

 

Название учебной дисциплины (модуля)

Современный белорусский язык

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

1

Семестр обучения

2

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

14

-

20

-

Форма отчетности

2 семестр – зачет

Количество кредитов

2

Содержание дисциплины

 

Введение. История и современность белорусского языка. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография.

Морфемика, словообразование. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Наречие.  Служебные части речи.  Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.  Сложное предложение.  Практическая стилистика и культура речи.

 

Современный русский язык

Название учебной дисциплины (модуля)

Современный русский язык

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

2

Семестр обучения

3

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

14

-

20

-

Форма отчетности

3 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Введение. Лексикология. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Словообразование и морфемика. Морфология. Синтаксис. Пунктуация.

 

Здоровьесберегающие технологии в образовании

Название учебной дисциплины (модуля)

Здоровьесберегающие технологии в образовании

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

20

-

14

-

Форма отчетности

7 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Педагогическая компетентность в области здоровья детей.

Здоровьесберегающая деятельность учреждения образования.

Предупреждение дискомфортных состояний, состояния утомления и переутомления.

Организация здоровьесберегающей образовательной среды.

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса.

Обучение детей заботе о своем здоровье: образовательные программы.

Профессиональная деятельность и здоровье педагога.

 

Дисциплины по выбору

Проектирование программ диагностического обследования детей с особенностями психофизического развития в компьютерной среде

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Проектирование программ диагностического обследования детей с особенностями психофизического развития в компьютерной среде»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

14

-

20

-

Форма отчетности

7 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Компьютерная психодиагностика как раздел психодиагностики. Современные компьютерные системы психолого-педагогической диагностики. Психодиагностический комплекс Effecton Studio. Способы оформления и интерпретации диагностических данных компьютерного тестирования. Разработка программ диагностического обследования детей с ОПФР в компьютерной среде.

 

Нестандартные уроки в современной школе

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Нестандартные уроки в современной школе»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

14

-

20

-

Форма отчетности

7 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Общая характеристика нестандартных форм организации деятельности на уроке. Урок как основная форма организации образовательного процесса. Формы организации обучения.  Преимущества и недостатки нестандартного урока. Принципы обучения, требования к организации нестандартного урока. Рекомендации по проведению нестандартных уроков в современной школе.

Типология и структура нестандартного урока.

Методические основы проведения нестандартных уроков  в условиях интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования. Включение детей с особенностями психофизического развития в учебный процесс на традиционном и нестандартном уроке.

Специфика организации исследовательского и проектного обучения.

Организация контрольно-оценочной деятельности в рамках традиционного и инновационного обучения.

Теоретические основы разработки и использования технологии веб-квест в обучении.

Рефлексивное учение и преподавание.

 

Педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

14

-

20

-

Форма отчетности

7 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Клинические признаки и проявления нарушения. Причины и механизмы возникновения СДВГ. Основные этапы и принципы обследования ребенка с СДВГ. Медицинское и психолого-педагогическое обследование ребенка с СДВГ. Методы психологической диагностики СДВГ. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции СДВГ. Современные направления в лечении и коррекции СДВГ. Основные направления и задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с СДВГ.  Помощь семье ребенка с СДВГ. Основные задачи и направления психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с СДВГ. Обучение родителей методам управления поведением ребенка с СДВГ.

 

Технологии обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Технологии обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

18

-

12

4

Форма отчетности

7 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Педагогические технологии как многомерное понятие. Классификация педагогических технологий. Технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса; эффективности управления и организации учебного процесса; развивающего обучения; разноуровневого и адаптивного обучения; проектного обучения и коллективной творческой деятельности; информационно-коммуникационные; игровые и интерактивные. Социально-воспитательные технологии. Арт-технологии в социально-педагогической реабилитации и поддержке детей с ОПФР. Проектирование и освоение педагогической технологии.

 

Информационные технологии в специальном и инклюзивном образовании

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Информационные технологии в специальном и инклюзивном образовании»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

18

-

12

4

Форма отчетности

7 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Специальное и инклюзивное образование как часть информационного общества.

Ассистивные технологии, используемые с детьми с особенностями психофизического развития.

Специальные компьютерные программы как средство обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

Методика использования компьютерных программ в процессе обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

Создание электронных средств обучения детей с особенностями психофизического развития.

 

Профилактика и коррекция дискалькулии

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Профилактика и коррекция дискалькулии»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

7

Количество учебных часов учебной дисциплины  (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

18

 

12

4

Форма отчетности

7 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Понятие числа и счетных операций, их формирование в онтогенезе. Нейропсихологическая структура интеллектуальной деятельности счета.

          Исторический обзор развития учения об акалькулии и дискалькулии.

Симптоматика дискалькулии.

Механизмы и классификация дискалькулий.

Методики диагностики дискалькулии.

Методика нейропсихологического исследования усвоения понятия числа, его разрядной структуры и счетных операций.

Организация и содержание педагогической работы по профилактике и коррекции  дискалькулии как самостоятельного расстройства.

Организация и содержание педагогической работы по профилактике и коррекции  дискалькулии в структуре речевых и других нарушений.

 

Профессиональная ориентация учащихся с с особенностями психофизического развития

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Профессиональная ориентация учащихся с особенностями психофизического развития»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

8

Количество учебных часов учебной дисциплины  (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

16

-

18

-

Форма отчетности

8 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Понятие профессиональной ориентации. Нормативные правовые основы профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь. Основные составляющие профессиональной ориентации молодежи. Профессиональная ориентации учащихся с особенностями психофизического развития на I ступени общего среднего образования. Профессиональная ориентация учащихся с особенностями психофизического развития на II и III ступенях общего среднего образования.

 

Коррекционно-педагогическая работа по эмоциональному развитию детей с с особенностями психофизического развития

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Коррекционно-педагогическая работа по эмоциональному развитию детей с особенностями психофизического развития»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

8

Количество учебных часов учебной дисциплины  (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

16

-

18

-

Форма отчетности

8 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Эмоции как одна их сфер психики человека.

Характеристика эмоциональной сферы детей с особенностями психофизического развития (с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с интеллектуальной недостаточностью).

Научно-теоретические основы коррекционно-педагогической работы по эмоциональному развитию детей с особенностями психофизического развития.

Содержание коррекционно-педагогической работы по эмоциональному развитию детей школьного возраста с особенностями психофизического развития.

Развитие эмоциональной сферы школьников с особенностями психофизического развития в ходе коррекционных занятий.

 

Коммуникативная компетентность учителя-дефектолога

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Коммуникативная компетентность учителя-дефектолога»

Код и название специальности

1-03 03 08  Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

8

Количество учебных часов учебной дисциплины  (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

16

-

18

-

Форма отчетности

8 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

Педагогические взаимоотношения в работе учителя-дефектолога. Особенности взаимоотношений с ребенком с особенностями психофизического развития. Специфика взаимоотношений с родителями особого ребенка. Виды общения. Понимание и толерантность в работе учителя-дефектолога.

Понимание компетентности в современной педагогике. Виды компетенций, необходимых учителю-дефектологу. Содержание коммуникативных компетенций.

Использование невербальных средств коммуникации. Мимика и пантомимика. Ограничения в использовании средств невербальной коммуникации во взаимодействии с ребенком с особенностями психофизического развития.

Речь педагога как основное орудие общения. Культура речи педагога. Средства речевой выразительности.

Педагогический конфликт. Виды конфликтов. Стратегии поведения человека в конфликте. Разрешение педагогических конфликтов с детьми, родителями, педагогами. Барьеры коммуникации в конфликтной ситуации.

Психологические механизмы защиты в общении

Диагностика уровня сформированности коммуникативных компетенций.

 

Охрана и развитие зрения в учреждениях образования

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Охрана и развитие зрения в учреждениях образования»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

8

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

14

-

10

4

Форма отчетности

8 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Функциональные особенности зрения и зрительного восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Система мероприятий по охране и развитию зрения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Организация здоровьесберегающей образовательной среды в учреждении образования.

Применение методик улучшения и восстановления зрения в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития.

Организация, содержание и методика работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

 

Создание и адаптация текстовой информации на «ясном языке»

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Создание и адаптация текстовой информации на «ясном языке»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

8

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

14

-

10

4

Форма отчетности

8 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Теоретические и практические аспекты создания и адаптации текстовой информации на «ясном языке»: характеристика понятия «ясный язык»; требования к созданию и адаптации текстов на «ясном языке»; требования к созданию веб-сайтов на «ясном языке».

Теоретические и практические аспекты организации взаимодействия с оценщиками-экспертами по созданию  и адаптации текстовой информации на «ясном языке»: подготовка оценщиков-экспертов для создания и адаптации текстовой информации на «ясном языке»; участие оценщиков-экспертов в создании нового текста на «ясном языке»; участие оценщиков-экспертов в адаптации сложного текста на «ясный язык»; участие оценщиков-экспертов в вычитке текста на «ясном языке».

 

Оценка учебно-познавательной деятельности детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного и инклюзивного образования

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Оценка учебно-познавательной деятельности детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного и инклюзивного образования»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

8

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

14

-

10

4

Форма отчетности

8 семестр – зачет

Количество кредитов

1,5

Содержание дисциплины

 

Научно-методические основы оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях интегрированного и инклюзивного образования.

Организация оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях интегрированного и инклюзивного образования.

Характеристика состояния оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного и инклюзивного образования.

Оптимизация оценивания учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях интегрированного и инклюзивного образования.

 

Профилактика и коррекция фонастении

В разработке

 

Тренинг формирования профессионального самосознания

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Тренинг формирования профессионального самосознания»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

8

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

-

-

-

20

Форма отчетности

8 семестр – зачёт

Количество кредитов

1

Содержание дисциплины

 

Диагностика представлений о себе как о будущем специалисте. Стратегии выбора профессии. Выявление неассимилированных интроектов в моделях профессиональной деятельности. Препятствия и ресурсы в профессиональном саморазвитии. Формирование позитивных представлений о будущей профессиональной деятельности. Я как будущий  специалист.  Стратегии профессионального выбора. Профессиональные страхи. Неассимилированные интроекты в моделях профессиональной деятельности.

 

Использование интерактивной доски в образовании детей с особенностями психофизического развития

Название учебной дисциплины (модуля)

Дисциплина по выбору «Использование интерактивной доски в образовании детей с особенностями психофизического развития»

Код и название специальности

1-03 03 08 Олигофренопедагогика

Курс обучения

4

Семестр обучения

8

Количество учебных часов учебной дисциплины (модуля):

лекционные

семинарские

практические

лабораторные

 

 

-

-

-

20

Форма отчетности

8 семестр – зачет

Количество кредитов

1

Содержание дисциплины

 

Интерактивная доска: основные характеристики.

Модели применения интерактивной доски в учебном процессе.

Методические приемы организации работы детей с особенностями психофизического развития с интерактивной доской.

Функциональные возможности программного обеспечения для интерактивной доски.

Создание учебных материалов для интерактивной доски в компьютерной среде SMART Notebook.