Поиск по сайту
220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Дневная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-43
Заочная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-44
E-mail: iio@bspu.by
Формирование навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В пособии представлены основные подходы и принципы разработки содержания коррекционных занятий для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, два направления коррекционных занятий «Формирование навыков социального поведения» и «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия», методические рекомендации для повышения эффективности реализации содержания коррекционных занятий с примерами игр, заданий и конспектов занятий. Рекомендовано научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Пособие адресуется педагогическим работникам учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.
|
|
Современные средства коммуникации в коррекционно-развивающей работе: учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие является сборником систематически представленных материалов, отражающих различные аспекты применения современных средств коммуникации при организации образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития. Содержание учебно-методического пособия позволяет организовать самостоятельную работу студентов по учебному разделу «Современные средства коммуникации» с целью наиболее полного осмысления лекционных материалов и эффективной подготовки к выполнению практических и лабораторных заданий, итоговой аттестации. Адресуется студентам учреждений высшего образования, обучающимся по специальностям 1-03 03 01 «Логопедия», 1 03 03 07 «Тифлопедагогика», 1-03 03 06 «Сурдопедагогика».
|
|
Методика преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во вспомогательной школе: учебно-методическое пособие
В учебно-методическом пособии представлены теоретические материалы, содержание практических занятий по разделу «Методика преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учебной дисциплины «Методика преподавания предметов «Социально-бытовая ориентировка», «Социальное ориентирование», «Основы безопасности жизнедеятельности» модуля «Специальные методики школьного обучения». Пособие является компонентом учебно-методического комплекса. Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика».
|
|
Информационные технологии в образовании детей с ОПФР: учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие является сборником систематически представленных материалов, отражающих различные аспекты применения информационных технологий при организации образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития. Содержание учебно-методического пособия позволяет организовать самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине «Информационные технологии в специальном и инклюзивном образовании» с целью наиболее полного осмысления лекционных материалов и эффективной подготовки к выполнению практических и лабораторных заданий, итоговой аттестации.
|
|
Система оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: монография
В монографии отражены современные взгляды на сущность качества образования дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями, представлены результаты эмпирического и теоретического исследования, а также целостный взгляд на систему оценки качества дошкольного образования в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, описана структура технологии оценки качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР. Работа выполнена в рамках НИР по заданию 6.1.01.«Разработать научно-методическое обеспечение развития национальной системы оценки качества образования на уровнях дошкольного, общего среднего и специального образования» подпрограммы «Образование» Государственной программы научных исследований «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» на 2020 год. Адресуется учителям-дефектологам, воспитателям, педагогам-психологам, педагогам социальным, работающим с воспитанниками с ТМН, а также студентам, обучающимся по специальности «Олигофренопедагогика».
|
|
Основы специальной педагогики : учебно-методическое пособие/ Т. В. Варенова 2-е изд., пер. – Минск : БГПУ, 2021. – 352 с. Содержание учебно-методического пособия соответствует современному уровню развития коррекционной (специальной) педагогики. Логика изложения материала на- правлена на осознание человеческого организма как единого целого, формирование целостного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми с особенностями психофизического развития. Пособие написано в соответствии с разделом учебной программы «Педагогика» («Основы специальной педагогики») и представляет собой компактный, информационный курс для студентов, обучающихся по специальностям 1–03 03 01 «Логопедия», 1–03 03 06 «Сурдопедагогика», 1–03 03 07 «Тифлопедагогика»,1–03 03 08 «Олигофренопедагогика».
|
|
Онтогенез речевой деятельности : учебно-методическое пособие
В пособии изложены теоретические основы развития речевой деятельно- сти ребенка, определяющие содержание теоретической подготовки будущих учителей-логопедов по учебной дисциплине «Онтогенез речевой деятельности». Включены материалы лекций, практических занятий, глоссарий. Адресовано студентам учреждений высшего образования, обучающимся по специальности 1-03 03 01 «Логопедия».
|
|
Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения: развитие зрительного восприятия : учебно-методическое пособие
Содержание пособия раскрывает методическую систему коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения дошкольного возраста, педагогические условия ее успешной реализации в современной образовательной практике. Адресуется студентам первой и второй ступеней высшего образования, учителям-дефектологам, воспитателям дошкольного образования, инструкторам по физической культуре, слушателям, осваивающим программы дополнительного образования взрослых, а также родителям.
|
|
Преодоление стигматизации и формирование инклюзивной культуры у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра: монография
В монографии рассматривается психосоциальная модель преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), предлагаются механизмы и инструменты ее реализации. Предложен диагностический инструментарий исследования факторов и причин стигматизации детей с РАС, а также инклюзивной культуры родителей, воспитывающих детей с РАС, и педагогов, работающих с данной категорией детей. Адресуется студентам, аспирантам, докторантам, преподавателям высшей школы, научным сотрудникам, педагогам-практикам, педагогам-психологам и педагогам социальных учреждений образования.
|
|
Формирование языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи : учебно-метод. пособие
Представлены методические рекомендации и дидактический (речевой) материал для оценки языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и поэтапного его формирования на коррекционных занятиях. Пособие может быть использовано в практике работы учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи; при подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей-логопедов. . |
|
Методика воспитательной работы с учащимися с особенностями психофизического развития: учебно-методическое пособие (с электронным приложением)
В учебно-методическом пособии перечислены цели, задачи, принципы, формы, методы и приемы воспитания учащихся с особенностями психофизического развития; охарактеризованы вопросы планирования воспитательной работы, методика организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы, внеклассной учебно-познавательной, информационно-просветительской, трудовой, игровой, досуговой деятельности; методика работы с родителями детей с особенностями психофизического развития. |
|
Тренинг профессионального самосознания будущих учителей-дефектологов (в аспекте развития субъектности): учебно-методическое пособие
В пособии изложены основные сведения о профессиональном самосознании учителя, учителя-дефектолога. Рассматриваются: понятие, целевое предназначение, заключающееся в развитии профессиональной субъектности педагога, структурная схема взаимосвязи профессионального самосознания и субъектности учителя-дефектолога, опосредующие ее механизмы, характеристика структурных компонентов; обучающий тренинг как средство фасилитации профессионального самосознания и формирования на его основе профессиональной субъектности; разноуровневые задания для изучения учебной информации, а также задания для организации самостоятельной работы студентов по вопросам предлагаемого проблемного поля. |
|
Инклюзивное и специальное образование : международный словарь терминов
В словаре представлены как новые термины, отражающие сущность инклюзивных процессов в системах образования стран СНГ, так и традиционные понятия, используемые в педагогической и психологической науках и образовательной практике этих стран, получившие в настоящее время новые семантические акценты в их толковании. Предлагаемый словарь позволяет увидеть тенденции развития профессиональной педагогической лексики, уточнить значение используемых терминов, определить общность и национальные особенности их понимания и использования. |
|
Научно-методические основы обучения и воспитания детей в ЦКРОиР: учебно-методическое пособие
В пособии раскрываются психолого-педагогические, нормативные правовые и организационно-методические основы образовательного процесса с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика». Может быть использовано педагогическими работниками центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. |
|
Методика развития жестовой речи: учебно-методическое пособие
Пособие разрабатывалось в соавторстве с профессором Т.А. Григорьевой, это печатный, более современный вариант изданной в 2016 году электронной версии (Русакович, И.К. Методика развития жестовой речи [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Т. А. Григорьева, И. К. Русакович ; Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск : БГПУ, 2016 – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM)). В пособии рассматриваются научно-теоретические и методические проблемы использования жестового языка как средства обучения и воспитания в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха. Конкретизированы цель, задачи, содержание, технологии, методы и методические приемы развития жестовой речи неслышащих обучающихся. Охарактеризована коррекционная направленность учебных занятий «Развитие жестовой речи», описаны ресурсы жестового языка для фасилитации процесса овладения словесной речью детьми с нарушением слуха. Адресуется студентам Института инклюзивного образования БГПУ, сурдопедагогам, специалистам, работающим с неслышащими людьми, слушателям переподготовки специалистов образования, методистам по практике, преподавателям, а также всем, кто изучает жестовый язык и интересуется проблемой словесно-жестового двуязычия неслышащих. |
|
Практикум по развитию жестовой речи: практикум
Издание предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов, изучающих жестовый язык в системе сурдопедагогической подготовки. Оно включает практический материал для овладения жестовой речью: предусматривает запись жестового словаря по изучаемым темам, изучение лингвистических особенностей жестового языка, выполнение лексико-грамматических упражнений и заданий на развитие коммуникативных умений и связной монологической жестовой речи. Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 06 «Сурдопедагогика», а также слушателям в системе дополнительного образования и переподготовки специалистов образования. |
|
Аудиовизуальные комплексы как средство слухоречевого развития с нарушением слуха [Электронный ресурс]/ С. Н. Феклистова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2020. В настоящем пособии представлено теоретическое обоснование и описана авторская интегративная технология слухоречевого развития детей с нарушением слуха (Феклистова С.Н.), ядром которой выступают аудиовизуальные комплексы (АК) как средство развития связной речи детей с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие включает материалы теоретического и практического характера. Авторами раскрыты теоретические основы использования АК как средства слухоречевого развития детей, дана характеристика путей реализации дифференцированного подхода в процессе развития слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха с использованием АК. К каждому разделу теоретического характера приведены вопросы и задания, позволяющие осуществить самоконтроль качества усвоения материала. Практической составляющей учебно-методического пособия выступают примерные образцы аудиовизуальных курсов и видеоматериалы, демонстрирующие образцы их использования, которые были разработаны педагогами специальных учреждений дошкольного и общего среднего образования под руководством С. Н. Феклистовой. В разработке указанных средств приняли участие администрация и педагоги ГСДУ «Специальный ясли-сад для детей с нарушением слуха» (заведующий – А. В. Веретенникова, учитель-дефектолог А. В. Раткевич) и ГУО «Ждановичская специальная общеобразовательная школа-интернат» (директор – И. В. Волчек, учителя начальных классов Д. А. Будник и М. Э. Сея-Глинская, учитель русского языка и литературы Т. П. Ярошевич). Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 06 Сурдопедагогика. Может быть использовано слушателями системы переподготовки и повышения квалификации кадров по специальностям |
|
Методика формирования тестовой компетентности у учащихся с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие/ С. Н. Феклистова, О. П. Коляда. – Минск : БГПУ, 2019. – 80 стр. Одним из важнейших умений, которым должен владеть современный человек, живущий в информационном обществе, выступает работа с текстами (электронными, печатными, устными): умения воспринимать, анализировать, извлекать необходимую информацию, эффективно ее использовать в процессе жизнедеятельности, представлять в доступном для других людей виде. В связи с этим ключевой задачей общего среднего образования становится формирование у учащихся текстовой компетентности, которая является основой для успешного овладения содержанием разных учебных дисциплин. Современный этап развития образования в Республике Беларусь характеризуется внедрением практик инклюзивного образования, предполагающих совместное обучение и воспитание всех детей. Это актуализирует вопрос о том, какие условия необходимо создать, чтобы ребенок с нарушением слуха мог эффективно включаться в общий образовательный процесс. Цель настоящего учебно-методического пособия – раскрыть специфику методики формирования текстовой компетентности у учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию слухового восприятия и устной речи. Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 06 Сурдопедагогика. Может быть использовано слушателям системы переподготовки и повышения квалификации кадров по специальности |
|
Информационные технологии в системе логопедической работы: учебно-методическое пособие/ Н.В.Чемоданова – Минск : БГПУ, 2019. – 64 с. В учебно-методическом пособии представлены материалы и требования к самостоятельной работе по темам учебной дисциплины (по выбору студента) «Информационные технологии как средство логопедической работы». Рассмотрены возможности использования информационных технологий в системе логопедической работы. Включено содержание практических занятий. Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 01 «Логопедия».
|
|
Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (I ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 3/ Н.Н. Баль, Т.В. Варенова, С. Е. Гайдукевич – Минск : БГПУ, 2018. – 168 с. В пособии раскрываются современные возможности организации образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования. Пособие включает три раздела, посвященных описанию специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями речи, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В каждом разделе представлена психолого-педагогическая характеристика детей соответствующей нозологической группы, определены основные ограничения, связанные с учебной и другими видами деятельности, даны рекомендации по включению детей с особенностями психофизического развития в образовательный процесс, продуктивное социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Адресуется педагогам учреждений образования, создавших условия для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, учителям-дефектологам, студентам педагогических специальностей, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования, родителям.
|
|
Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 2/ Н.В. Чурило, С.Л. Рубченя – Минск : БГПУ, 2018. – 140 с. В пособии отражены современные представления о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), расстройствами аутистического спектра (РАС), описаны особенности развития детей данных категорий. Раскрывается понятие «адаптивная образовательная среда» в условиях инклюзивного образования, рассматривается ее структура и характеристики групп ресурсов: социально-психологических, организационно-смысловых, пространственных, предметных. Даются рекомендации по адаптации различных групп ресурсов по включению детей с СДВГ и РАС в образовательный процесс в условиях инклюзивного образования. Описаны методы эффективного вовлечения детей в СДВГ и РАС в учебный процесс и принципы управления их поведением. Адресуется педагогам учреждений общего среднего образования, студентам педагогических специальностей, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования, будет интересно учителям-дефектологам, социальным педагогам и педагогам-психологам, а также всем, кто заинтересован в повышении профессиональной компетентности в области инклюзивного образования.
|
|
Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития на первой ступени общего среднего образования с учетом инклюзивных подходов: : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 1/ Е.А. Лемех, С.Н. Феклистова, И.К. Русакович – Минск : БГПУ, 2018. – 128 с. В пособии последовательно рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития, определяются их особенные образовательные потребности, на основании чего выводятся специальные образовательные условия, необходимые для обучения детей с нарушением развития в условиях инклюзивного образования. Адресуется педагогам учреждений общего среднего образования, студентам педагогических специальностей, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования, будет интересно учителям-дефектологам, социальным педагогам и педагогам-психологам, а также всем, кто заинтересован в повышении профессиональной компетентности в области инклюзивного образования.
|
|
Инклюзивное образование: тренинги в работе с родителями: учеб.-метод. пособие/ В.В. Хитрюк – Минск : БГПУ, 2018. – 112 с. (С мультимедийным приложением) Содержание пособия раскрывает возможности тренинговой формы работы педагога с родителями как средства формирования инклюзивной культуры учреждения образования. Рекомендуется подробный алгоритм разработки образовательного тренинга с учетом особенностей группы родителей, обучающихся на первой ступени общего среднего образования, приводятся сценарии тренингов, дополнительный материал. Адресуется практикующим педагогам, педагогам-психологам, учителям-дефектологам, работающим в учреждениях общего среднего образования, студентам первой и второй ступеней высшего образования, слушателям, осваивающим образовательные программы дополнительного образования взрослых.
|
|
Обучение изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие/ Е. Н. Сороко – Минск : Зорны Верас, 2018. – 100 с. – (Коррекционная педагогика). В пособии характеризуются особенности овладения изобразительной деятельностью детьми дошкольного возраста с нарушением слуха. Представлена методика формирования готовности неслышащих и слабослышащих детей к изобразительной деятельности, в частности, к ее первому виду – предметному изображению, а также примеры содержания занятий. Адресуется педагогам, реализующим образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, слушателям переподготовки и повышения квалификации, студентам.
|