EN | BY
Поиск по сайту
КОНТАКТЫ

220114, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Дневная форма получения образования
тел. 267-92-57

Заочная форма получения образования
тел. 267-97-73

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ
События
Публикации сотрудников Института

Методика развития жестовой речи: учебно-методическое пособие   

/ И.К. Русакович, Т.А. Григорьева. - Минск: БГПУ, 2020. – 144 с.

Пособие разрабатывалось в соавторстве с профессором Т.А. Григорьевой, это печатный, более современный вариант изданной в 2016 году электронной версии (Русакович, И.К. Методика развития жестовой речи [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Т. А. Григорьева, И. К. Русакович ; Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск : БГПУ, 2016 – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM)).

В пособии рассматриваются научно-теоретические и методические проблемы использования жестового языка как средства обучения и воспитания в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха. Конкретизированы цель, задачи, содержание, технологии, методы и методические приемы развития жестовой речи неслышащих обучающихся. Охарактеризована коррекционная направленность учебных занятий «Развитие жестовой речи», описаны ресурсы жестового языка для фасилитации процесса овладения словесной речью детьми с нарушением слуха.

Адресуется студентам Института инклюзивного образования БГПУ, сурдопедагогам, специалистам, работающим с неслышащими людьми, слушателям переподготовки специалистов образования, методистам по практике, преподавателям, а также всем, кто изучает жестовый язык и интересуется проблемой словесно-жестового двуязычия неслышащих.

Практикум по развитию жестовой речи: практикум   

/ И.К. Русакович.  Минск: БГПУ, 2020. – 104 с.

Издание предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов, изучающих жестовый язык в системе сурдопедагогической подготовки. Оно включает практический материал для овладения жестовой речью: предусматривает запись жестового словаря по изучаемым темам, изучение лингвистических особенностей жестового языка, выполнение лексико-грамматических упражнений и заданий на развитие коммуникативных умений и связной монологической жестовой речи.

Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 06 «Сурдопедагогика», а также слушателям в системе дополнительного образования и переподготовки специалистов  образования.

Аудиовизуальные комплексы как средство слухоречевого развития с нарушением слуха [Электронный ресурс]  

/ С. Н. Феклистова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2020.

В настоящем пособии представлено теоретическое обоснование и описана авторская интегративная технология слухоречевого развития детей с нарушением слуха (Феклистова С.Н.), ядром которой выступают аудиовизуальные комплексы (АК) как средство развития связной речи детей с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие включает материалы теоретического и практического характера.

Авторами раскрыты теоретические основы использования АК как средства слухоречевого развития детей, дана характеристика путей реализации дифференцированного подхода в процессе развития слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха с использованием АК. К каждому разделу теоретического характера приведены вопросы и задания, позволяющие осуществить самоконтроль качества усвоения материала.

Практической составляющей учебно-методического пособия выступают примерные образцы аудиовизуальных курсов и видеоматериалы, демонстрирующие образцы их использования, которые были разработаны педагогами специальных учреждений дошкольного и общего среднего образования под руководством С. Н. Феклистовой. В разработке указанных средств приняли участие администрация и педагоги ГСДУ «Специальный ясли-сад для детей с нарушением слуха» (заведующий – А. В. Веретенникова, учитель-дефектолог А. В. Раткевич) и ГУО «Ждановичская специальная общеобразовательная школа-интернат» (директор – И. В. Волчек, учителя начальных классов Д. А. Будник и М. Э. Сея-Глинская, учитель русского языка и литературы Т. П. Ярошевич). 

Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 06 Сурдопедагогика. Может быть использовано слушателями системы переподготовки и повышения квалификации кадров по специальностям
1-03 03 76 Интегрированное обучение и воспитание в дошкольном образовании и 1-03 03 77 Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании.  

Методика формирования тестовой компетентности у учащихся с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие 

/ С. Н. Феклистова, О. П. Коляда. – Минск : БГПУ, 2019. – 80 стр.

Одним из важнейших умений, которым должен владеть современный человек, живущий в информационном обществе, выступает работа с текстами (электронными, печатными, устными): умения воспринимать, анализировать, извлекать необходимую информацию, эффективно ее использовать в процессе жизнедеятельности, представлять в доступном для других людей виде. В связи с этим ключевой задачей общего среднего образования становится формирование у учащихся текстовой компетентности, которая является основой для успешного овладения содержанием разных учебных дисциплин.

Современный этап развития образования в Республике Беларусь характеризуется внедрением практик инклюзивного образования, предполагающих совместное обучение и воспитание всех детей. Это актуализирует вопрос о том, какие условия необходимо создать, чтобы ребенок с нарушением слуха мог эффективно включаться в общий образовательный процесс.

Цель настоящего учебно-методического пособия – раскрыть специфику методики формирования текстовой компетентности у учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию слухового восприятия и устной речи.

Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 06 Сурдопедагогика. Может быть использовано слушателям системы переподготовки и повышения квалификации кадров по специальности
1-03 03 77 Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании.  

Информационные технологии в системе логопедической работы: учебно-методическое пособие

Н.В.Чемоданова – Минск : БГПУ, 2019. – 64 с.

В учебно-методическом пособии представлены материалы и требования  к самостоятельной работе по темам учебной дисциплины (по выбору студента) «Информационные технологии как средство логопедической работы». Рассмотрены возможности использования информационных технологий в системе логопедической работы. Включено содержание практических занятий. Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 01 «Логопедия».

Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (I ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 3 

Н.Н. БальТ.В. ВареноваС. Е. Гайдукевич – Минск : БГПУ, 2018. – 168 с.

В пособии раскрываются современные возможности организации образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования. Пособие включает три раздела, посвященных описанию специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями речи, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В каждом разделе представлена психолого-педагогическая характеристика детей соответствующей нозологической группы, определены основные ограничения, связанные с учебной и другими видами деятельности, даны рекомендации по включению детей с особенностями психофизического развития в образовательный процесс, продуктивное социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Адресуется педагогам учреждений образования, создавших условия для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, учителям-дефектологам, студентам педагогических специальностей, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования, родителям.

Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 2 

Н.В. ЧурилоС.Л. Рубченя – Минск : БГПУ, 2018. – 140 с. 

В пособии отражены современные представления о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), расстройствами аутистического спектра (РАС), описаны особенности развития детей данных категорий. Раскрывается понятие «адаптивная образовательная среда» в условиях инклюзивного образования, рассматривается ее структура и характеристики групп ресурсов: социально-психологических, организационно-смысловых, пространственных, предметных. Даются рекомендации по адаптации различных групп ресурсов по включению детей с СДВГ и РАС в образовательный процесс в условиях инклюзивного образования. Описаны методы эффективного вовлечения детей в СДВГ и РАС в учебный процесс и принципы управления их поведением. Адресуется педагогам учреждений общего среднего образования, студентам педагогических специальностей, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования, будет интересно учителям-дефектологам, социальным педагогам и педагогам-психологам, а также всем, кто заинтересован в повышении профессиональной компетентности в области инклюзивного образования.

 

Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития на первой ступени общего среднего образования с учетом инклюзивных подходов: : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 1 

Е.А. ЛемехС.Н. ФеклистоваИ.К. Русакович – Минск : БГПУ, 2018. – 128 с.

В пособии последовательно рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития, определяются их особенные образовательные потребности, на основании чего выводятся специальные образовательные условия, необходимые для обучения детей с нарушением развития в условиях инклюзивного образования. Адресуется педагогам учреждений общего среднего образования, студентам педагогических специальностей, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования, будет интересно учителям-дефектологам, социальным педагогам и педагогам-психологам, а также всем, кто заинтересован в повышении профессиональной компетентности в области инклюзивного образования.

Инклюзивное образование: тренинги в работе с родителями: учеб.-метод. пособие 

 

/ В.В. Хитрюк – Минск : БГПУ, 2018. – 112 с. (С мультимедийным приложением)

Содержание пособия раскрывает возможности тренинговой формы работы педагога с родителями как средства формирования инклюзивной культуры учреждения образования. Рекомендуется подробный алгоритм разработки образовательного тренинга с учетом особенностей группы родителей, обучающихся на первой ступени общего среднего образования, приводятся сценарии тренингов, дополнительный материал. Адресуется практикующим педагогам, педагогам-психологам, учителям-дефектологам, работающим в учреждениях общего среднего образования, студентам первой и второй ступеней высшего образования, слушателям, осваивающим образовательные программы дополнительного образования взрослых. 

Основы специальной педагогики: учеб.-метод. пособие  

/ Т. В. Варенова – Минск : БГПУ, 2018. – 352 с.

Содержание учебного пособия соответствует уровню развития коррекционной (специальной) педагогики. Логика изложения материалов направлена на осознание человеческого организма как единого целого, формирование целостного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми с особенностями психофизического развития. Пособие написано в соответствии с разделом учебной программы «Педагогика» («Основы специальной педагогики») и представляет общий компактный, информационный курс для студентов, обучающихся по специальностям 1-03 03 01 «Логопедия», 1-03 03 06 «Сурдопедагогика», 1-03 03 07 «Тифлопедагогика», 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика». Адресуется слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров, работающим в системе инклюзивного образования, родителям детей с особенностями психофизического развития.

 Обучение изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие  

/ Е. Н. Сороко – Минск : Зорны Верас, 2018. – 100 с. – (Коррекционная педагогика).

В пособии характеризуются особенности овладения изобразительной деятельностью детьми дошкольного возраста с нарушением слуха. Представлена методика формирования готовности неслышащих и слабослышащих детей к изобразительной деятельности, в частности, к ее первому виду – предметному изображению, а также примеры содержания занятий. Адресуется педагогам, реализующим образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, слушателям переподготовки и повышения квалификации, студентам.