EN | BY
Поиск по сайту
КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Дневная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-43

Заочная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-44

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намНаш канал в TelegramГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ

Республиканский центр развития инклюзивного образования

Электронное расписание Блоги преподавателей Опросы для студентов

 

 

 
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

     

  

  

   

  
События
Публикации сотрудников Института

Формирование навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

/А.С. Брыкова. - Минск: Национальный институт образования, 2023.- 176 с.

В пособии представлены основные подходы и принципы разработки содержания коррекционных занятий для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, два направления коррекционных занятий «Формирование навыков социального поведения» и «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия», методические рекомендации для повышения эффективности реализации содержания коррекционных занятий с примерами игр, заданий и конспектов занятий.

Рекомендовано научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Пособие адресуется педагогическим работникам учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

 

Современные средства коммуникации в коррекционно-развивающей работе: учебно-методическое пособие

/В.В. Гордейко, Е.В. Паршонок. - Минск: БГПУ, 2022. - 132 с. 

Учебно-методическое пособие является сборником систематически представленных материалов, отражающих различные аспекты применения современных средств коммуникации при организации образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития. Содержание учебно-методического пособия позволяет организовать самостоятельную работу студентов по учебному разделу «Современные средства коммуникации» с целью наиболее полного осмысления лекционных материалов и эффективной подготовки к выполнению практических и лабораторных заданий, итоговой аттестации.

Адресуется студентам учреждений высшего образования, обучающимся по специальностям 1-03 03 01 «Логопедия», 1 03 03 07 «Тифлопедагогика», 1-03 03 06 «Сурдопедагогика».

 

Методика преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во вспомогательной школе: учебно-методическое пособие

/Д.Н. Забелич. - Минск: БГПУ, 2021. - 88 с. 

В учебно-методическом пособии представлены теоретические материалы, содержание практических занятий по разделу «Методика преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учебной дисциплины «Методика преподавания предметов «Социально-бытовая ориентировка», «Социальное ориентирование», «Основы безопасности жизнедеятельности» модуля «Специальные методики школьного обучения». Пособие является компонентом учебно-методического комплекса.

Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика».

 

Информационные технологии в образовании детей с ОПФР: учебно-методическое пособие

/В.В. Гордейко, Е.В. Паршонок. - Минск: БГПУ, 2021. - 124 с. 

Учебно-методическое пособие является сборником систематически представленных материалов, отражающих различные аспекты применения информационных технологий при организации образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития.

Содержание учебно-методического пособия позволяет организовать самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине «Информационные технологии в специальном и инклюзивном образовании» с целью наиболее полного осмысления лекционных материалов и эффективной подготовки к выполнению практических и лабораторных заданий, итоговой аттестации.

 

Система оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: монография

/Е.А. Лемех. - Минск: БГПУ, 2022. - 324 с. 

В монографии отражены современные взгляды на сущность качества образования дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями, представлены результаты эмпирического и теоретического исследования, а также целостный взгляд на систему оценки качества дошкольного образования в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, описана структура технологии оценки качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР. Работа выполнена в рамках НИР по заданию 6.1.01.«Разработать научно-методическое обеспечение развития национальной системы оценки качества образования на уровнях дошкольного, общего среднего и специального образования» подпрограммы «Образование» Государственной программы научных исследований «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» на 2020 год.

Адресуется учителям-дефектологам, воспитателям, педагогам-психологам, педагогам социальным, работающим с воспитанниками с ТМН, а также студентам, обучающимся по специальности «Олигофренопедагогика».

 

Основы специальной педагогики : учебно-методическое пособие  

/ Т. В. Варенова 2-е изд., пер. – Минск : БГПУ, 2021. – 352 с.

Содержание учебно-методического пособия соответствует современному уровню развития коррекционной (специальной) педагогики. Логика изложения материала на- правлена на осознание человеческого организма как единого целого, формирование целостного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми с особенностями психофизического развития. Пособие написано в соответствии с разделом учебной программы «Педагогика» («Основы специальной педагогики») и представляет собой компактный, информационный курс для студентов, обучающихся по специальностям 1–03 03 01 «Логопедия», 1–03 03 06 «Сурдопедагогика», 1–03 03 07 «Тифлопедагогика»,1–03 03 08 «Олигофренопедагогика».

Онтогенез речевой деятельности : учебно-методическое пособие 

/ Н. В. Дроздова. – Минск : БГПУ, 2021. – 144 с.  

В пособии изложены теоретические основы развития речевой деятельно- сти ребенка, определяющие содержание теоретической подготовки будущих учителей-логопедов по учебной дисциплине «Онтогенез речевой деятельности». Включены материалы лекций, практических занятий, глоссарий.

Адресовано студентам учреждений высшего образования, обучающимся по специальности 1-03 03 01 «Логопедия».

 

Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения: развитие зрительного восприятия : учебно-методическое пособие 

/ С. Е. Гайдукевич. – Минск : БГПУ, 2021. – 144 с.  

Содержание пособия раскрывает методическую систему коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения дошкольного возраста, педагогические условия ее успешной реализации в современной образовательной практике.

Адресуется студентам первой и второй ступеней высшего образования, учителям-дефектологам, воспитателям дошкольного образования, инструкторам по физической культуре, слушателям, осваивающим программы дополнительного образования взрослых, а также родителям.

 

Преодоление стигматизации и формирование инклюзивной культуры у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра: монография

/ В. В. Хитрюк [и др.] ; под науч. ред. В. В. Хитрюк, А. А. Нестеровой. – Минск : БГПУ, 2020. – 208 с.

В монографии рассматривается психосоциальная модель преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), предлагаются механизмы и инструменты ее реализации. Предложен диагностический инструментарий исследования факторов и причин стигматизации детей с РАС, а также инклюзивной культуры родителей, воспитывающих детей с РАС, и педагогов, работающих с данной категорией детей.

Адресуется студентам, аспирантам, докторантам, преподавателям высшей школы, научным сотрудникам, педагогам-практикам, педагогам-психологам и педагогам социальных учреждений образования.

 

 

Формирование языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи : учебно-метод. пособие 

/Н.В.Чемоданова; под ред. Н. Н. Баль. – Минск : БГПУ, 2020 – 152 с.

Представлены методические рекомендации и дидактический (речевой) материал для оценки языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и поэтапного его формирования на коррекционных занятиях. Пособие может быть использовано в практике работы учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи; при подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей-логопедов.

.

Методика воспитательной работы с учащимися с особенностями психофизического развития: учебно-методическое пособие (с электронным приложением) 

/А. В. Киселева, Г. Н. Ясовеева. – Минск : БГПУ, 2020. – 264 с.

В учебно-методическом пособии перечислены цели, задачи, принципы, формы, методы и приемы воспитания учащихся с особенностями психофизического развития; охарактеризованы вопросы планирования воспитательной работы, методика организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы, внеклассной учебно-познавательной, информационно-просветительской, трудовой, игровой, досуговой деятельности; методика работы с родителями детей с особенностями психофизического развития.
Адресуется студентам Института инклюзивного образования БГПУ, слушателям факультетов переподготовки и курсов повышения квалификации, воспитателям и учителям образовательных учреждений, создавших условия для воспитания и обучения учащихся с особенностями психофизического развития.

Тренинг профессионального самосознания будущих учителей-дефектологов (в аспекте развития субъектности): учебно-методическое пособие 

/ Т. И. Юхновец. – Минск : БГПУ, 2020. – 128 с.

В пособии изложены основные сведения о профессиональном самосознании учителя, учителя-дефектолога. Рассматриваются: понятие, целевое предназначение, заключающееся в развитии профессиональной субъектности педагога, структурная схема взаимосвязи профессионального самосознания и субъектности учителя-дефектолога, опосредующие ее механизмы, характеристика структурных компонентов; обучающий тренинг как средство фасилитации профессионального самосознания и формирования на его основе профессиональной субъектности; разноуровневые задания для изучения учебной информации, а также задания для организации самостоятельной работы студентов по вопросам предлагаемого проблемного поля.
Адресуется студентам и преподавателям Института инклюзивного образования, слушателям, осваивающим образовательные программы дополнительного образования взрослых, учителям-дефектологам, педагогам-психологам.

Инклюзивное и специальное образование : международный словарь терминов  

/ под общ. ред. А. И. Жука, Н. Н. Малофеева, В. В. Хитрюк. – Минск : БГПУ, 2020. – 104 с.

В словаре представлены как новые термины, отражающие сущность инклюзивных процессов в системах образования стран СНГ, так и традиционные понятия, используемые в педагогической и психологической науках и образовательной практике этих стран, получившие в настоящее время новые семантические акценты в их толковании. Предлагаемый словарь позволяет увидеть тенденции развития профессиональной педагогической лексики, уточнить значение используемых терминов, определить общность и национальные особенности их понимания и использования.
Адресуется педагогическим работникам учреждений образования всех уровней и видов национальных систем образования, научным сотрудникам. Может быть использовано студентами, осваивающими образовательные программы специальностям профиля А Педагогика первой ступени высшего образования, магистрантами, аспирантами, а также слушателями образовательных программ дополнительного образования взрослых.

Научно-методические основы обучения и воспитания детей в ЦКРОиР: учебно-методическое пособие   

/ Е. А. Лемех [и др.]. – Минск : БГПУ, 2020. – 84 с.

В пособии раскрываются психолого-педагогические, нормативные правовые и организационно-методические основы образовательного процесса с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика». Может быть использовано педагогическими работниками центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Методика развития жестовой речи: учебно-методическое пособие   

/ И.К. Русакович, Т.А. Григорьева. - Минск: БГПУ, 2020. – 144 с.

Пособие разрабатывалось в соавторстве с профессором Т.А. Григорьевой, это печатный, более современный вариант изданной в 2016 году электронной версии (Русакович, И.К. Методика развития жестовой речи [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Т. А. Григорьева, И. К. Русакович ; Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск : БГПУ, 2016 – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM)).

В пособии рассматриваются научно-теоретические и методические проблемы использования жестового языка как средства обучения и воспитания в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха. Конкретизированы цель, задачи, содержание, технологии, методы и методические приемы развития жестовой речи неслышащих обучающихся. Охарактеризована коррекционная направленность учебных занятий «Развитие жестовой речи», описаны ресурсы жестового языка для фасилитации процесса овладения словесной речью детьми с нарушением слуха.

Адресуется студентам Института инклюзивного образования БГПУ, сурдопедагогам, специалистам, работающим с неслышащими людьми, слушателям переподготовки специалистов образования, методистам по практике, преподавателям, а также всем, кто изучает жестовый язык и интересуется проблемой словесно-жестового двуязычия неслышащих.

Практикум по развитию жестовой речи: практикум   

/ И.К. Русакович.  Минск: БГПУ, 2020. – 104 с.

Издание предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов, изучающих жестовый язык в системе сурдопедагогической подготовки. Оно включает практический материал для овладения жестовой речью: предусматривает запись жестового словаря по изучаемым темам, изучение лингвистических особенностей жестового языка, выполнение лексико-грамматических упражнений и заданий на развитие коммуникативных умений и связной монологической жестовой речи.

Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 06 «Сурдопедагогика», а также слушателям в системе дополнительного образования и переподготовки специалистов  образования.

Аудиовизуальные комплексы как средство слухоречевого развития с нарушением слуха [Электронный ресурс]  

/ С. Н. Феклистова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2020.

В настоящем пособии представлено теоретическое обоснование и описана авторская интегративная технология слухоречевого развития детей с нарушением слуха (Феклистова С.Н.), ядром которой выступают аудиовизуальные комплексы (АК) как средство развития связной речи детей с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие включает материалы теоретического и практического характера.

Авторами раскрыты теоретические основы использования АК как средства слухоречевого развития детей, дана характеристика путей реализации дифференцированного подхода в процессе развития слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха с использованием АК. К каждому разделу теоретического характера приведены вопросы и задания, позволяющие осуществить самоконтроль качества усвоения материала.

Практической составляющей учебно-методического пособия выступают примерные образцы аудиовизуальных курсов и видеоматериалы, демонстрирующие образцы их использования, которые были разработаны педагогами специальных учреждений дошкольного и общего среднего образования под руководством С. Н. Феклистовой. В разработке указанных средств приняли участие администрация и педагоги ГСДУ «Специальный ясли-сад для детей с нарушением слуха» (заведующий – А. В. Веретенникова, учитель-дефектолог А. В. Раткевич) и ГУО «Ждановичская специальная общеобразовательная школа-интернат» (директор – И. В. Волчек, учителя начальных классов Д. А. Будник и М. Э. Сея-Глинская, учитель русского языка и литературы Т. П. Ярошевич). 

Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 06 Сурдопедагогика. Может быть использовано слушателями системы переподготовки и повышения квалификации кадров по специальностям
1-03 03 76 Интегрированное обучение и воспитание в дошкольном образовании и 1-03 03 77 Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании.  

Методика формирования тестовой компетентности у учащихся с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие 

/ С. Н. Феклистова, О. П. Коляда. – Минск : БГПУ, 2019. – 80 стр.

Одним из важнейших умений, которым должен владеть современный человек, живущий в информационном обществе, выступает работа с текстами (электронными, печатными, устными): умения воспринимать, анализировать, извлекать необходимую информацию, эффективно ее использовать в процессе жизнедеятельности, представлять в доступном для других людей виде. В связи с этим ключевой задачей общего среднего образования становится формирование у учащихся текстовой компетентности, которая является основой для успешного овладения содержанием разных учебных дисциплин.

Современный этап развития образования в Республике Беларусь характеризуется внедрением практик инклюзивного образования, предполагающих совместное обучение и воспитание всех детей. Это актуализирует вопрос о том, какие условия необходимо создать, чтобы ребенок с нарушением слуха мог эффективно включаться в общий образовательный процесс.

Цель настоящего учебно-методического пособия – раскрыть специфику методики формирования текстовой компетентности у учащихся с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию слухового восприятия и устной речи.

Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 06 Сурдопедагогика. Может быть использовано слушателям системы переподготовки и повышения квалификации кадров по специальности
1-03 03 77 Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании.  

Информационные технологии в системе логопедической работы: учебно-методическое пособие

Н.В.Чемоданова – Минск : БГПУ, 2019. – 64 с.

В учебно-методическом пособии представлены материалы и требования  к самостоятельной работе по темам учебной дисциплины (по выбору студента) «Информационные технологии как средство логопедической работы». Рассмотрены возможности использования информационных технологий в системе логопедической работы. Включено содержание практических занятий. Адресуется студентам, обучающимся по специальности 1-03 03 01 «Логопедия».

Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (I ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 3 

Н.Н. БальТ.В. ВареноваС. Е. Гайдукевич – Минск : БГПУ, 2018. – 168 с.

В пособии раскрываются современные возможности организации образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования. Пособие включает три раздела, посвященных описанию специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями речи, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В каждом разделе представлена психолого-педагогическая характеристика детей соответствующей нозологической группы, определены основные ограничения, связанные с учебной и другими видами деятельности, даны рекомендации по включению детей с особенностями психофизического развития в образовательный процесс, продуктивное социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Адресуется педагогам учреждений образования, создавших условия для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, учителям-дефектологам, студентам педагогических специальностей, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования, родителям.

Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 2 

Н.В. ЧурилоС.Л. Рубченя – Минск : БГПУ, 2018. – 140 с. 

В пособии отражены современные представления о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), расстройствами аутистического спектра (РАС), описаны особенности развития детей данных категорий. Раскрывается понятие «адаптивная образовательная среда» в условиях инклюзивного образования, рассматривается ее структура и характеристики групп ресурсов: социально-психологических, организационно-смысловых, пространственных, предметных. Даются рекомендации по адаптации различных групп ресурсов по включению детей с СДВГ и РАС в образовательный процесс в условиях инклюзивного образования. Описаны методы эффективного вовлечения детей в СДВГ и РАС в учебный процесс и принципы управления их поведением. Адресуется педагогам учреждений общего среднего образования, студентам педагогических специальностей, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования, будет интересно учителям-дефектологам, социальным педагогам и педагогам-психологам, а также всем, кто заинтересован в повышении профессиональной компетентности в области инклюзивного образования.

 

Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития на первой ступени общего среднего образования с учетом инклюзивных подходов: : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 1 

Е.А. ЛемехС.Н. ФеклистоваИ.К. Русакович – Минск : БГПУ, 2018. – 128 с.

В пособии последовательно рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития, определяются их особенные образовательные потребности, на основании чего выводятся специальные образовательные условия, необходимые для обучения детей с нарушением развития в условиях инклюзивного образования. Адресуется педагогам учреждений общего среднего образования, студентам педагогических специальностей, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования, будет интересно учителям-дефектологам, социальным педагогам и педагогам-психологам, а также всем, кто заинтересован в повышении профессиональной компетентности в области инклюзивного образования.

Инклюзивное образование: тренинги в работе с родителями: учеб.-метод. пособие 

 

/ В.В. Хитрюк – Минск : БГПУ, 2018. – 112 с. (С мультимедийным приложением)

Содержание пособия раскрывает возможности тренинговой формы работы педагога с родителями как средства формирования инклюзивной культуры учреждения образования. Рекомендуется подробный алгоритм разработки образовательного тренинга с учетом особенностей группы родителей, обучающихся на первой ступени общего среднего образования, приводятся сценарии тренингов, дополнительный материал. Адресуется практикующим педагогам, педагогам-психологам, учителям-дефектологам, работающим в учреждениях общего среднего образования, студентам первой и второй ступеней высшего образования, слушателям, осваивающим образовательные программы дополнительного образования взрослых. 

 Обучение изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие  

/ Е. Н. Сороко – Минск : Зорны Верас, 2018. – 100 с. – (Коррекционная педагогика).

В пособии характеризуются особенности овладения изобразительной деятельностью детьми дошкольного возраста с нарушением слуха. Представлена методика формирования готовности неслышащих и слабослышащих детей к изобразительной деятельности, в частности, к ее первому виду – предметному изображению, а также примеры содержания занятий. Адресуется педагогам, реализующим образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, слушателям переподготовки и повышения квалификации, студентам.