поиск по сайту ▼

КОНТАКТЫ

Дневная форма получения образования
тел. 267-92-57

Заочная форма получения образования
тел. 267-97-73

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

 


 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Баннер базы данных научной периодики - Scopus Баннер Fontys University of Applied Sciences Баннер NORD University Баннер абитуриент.by
События
Международное сотрудничество
Участие сотрудников Института инклюзивного образования в международных проектах (2016-2020 гг.) Участие сотрудников Института инклюзивного образования в международных проектах в 2016 – 2020 гг.

 

№ п/п

Название темы, проекта

Руководитель

Участники темы / проекта

  1.  

Международная программа Erasmus+ Global Mobility

Гайдукевич С.Е., доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Хитрюк В.В., директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук, доцент

  1.  

Международный проект (Беларусь-Нидерланды-Голландия) «Интеграция в рынок труда». (В рамках договора о сотрудничестве с университетом Фонтус (Нидерланды)).

 

Шинкаренко В.А.,

заведующий кафедрой специальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

Кравцова М.В., доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат психологических наук, доцент;

Шинкаренко В.А.,

заведующий кафедрой специальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

  1.  

Международный проект «Софит», реализуемый БГПУ и негосударственной организацией «Share Music Sweden» (Швеция), 2016 г.

София Александерссон, директор «Share Music Sweden»

Сороко Е.Н., заведующий кафедрой коррекционно-развивающих технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Кижло И.В. преподаватель кафедры логопедии

  1.  

Международная программа академической мобильности MOST “Изучение опыта организации коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами в Центре реабилитации слуха и речи «Суваг» (г. Загреб, Республика Хорватия).

Феклистова С.Н., заместитель директора Института инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент

-

  1.  

Международный проект «Распространим жест»

Томас Лидел-Олсен, координатор проекта

Европейский центр исследования жестовых языков, Королевство Швеция

Русакович И.К., доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Международная деятельность Института инклюзивного образования  (2016-2017 гг.)

Презентация "Институт инклюзивного образования международное сотрудничество 2016-2017

Сведения о приеме зарубежных представителей в Институте инклюзивного образования в 2016 – 2017

Участие сотрудников Института инклюзивного образования в стажировках за рубежом в 2016 – 2017

Участие сотрудников Института инклюзивного образования в мероприятиях (конференции, симпозиумы, семинары), проводимых за рубежом, в 2015 – 2017

Приглашенный профессор
События

С 24 января по 1 февраля 2018 года в рамках реализации программы академических обменов с БГПУ, финансируемой Erasmus - Global Mobility Наталия Ханссен, сотрудник Университета Nord (г. Буде, Норвегия), находится с визитом в Институте инклюзивного образования. Н. Ханссен является участником международной группы, выполняющей сравнительное исследование инклюзивной практики в Норвегии, Финляндии и Беларуси, ее визит связан с реализацией совместной программы академических и исследовательских мероприятий двух университетов.

В ходе визита Н. Ханссен приняла участие в исследованиях, организованных на базе общеобразовательных школ Республики Беларусь. На заседании рабочей группы, выполняющей сравнительное изучение опыта инклюзивного образования в Норвегии, Финляндии и Беларуси, представила предварительные результаты своей научной работы. Ознакомилась с деятельностью Республиканского ресурсного цента инклюзивного образования, изучила возможности привлечения его ресурсов для своей дальнейшей исследовательской деятельности в Беларуси.

26 января Н. Ханссен провела обучающий курс на тему «Моббинг в учреждении образования: профилактика и преодоление». Занятия проходили в интерактивном режиме. Слушатели имели возможность ознакомиться с основными теоретическими положениями распознавания и профилактики моббинга в детской среде, принять участие в дискуссии, решении кейсов и практических задач. Студенты и преподаватели проявили большой интерес к заявленной теме, выступили с инициативой продолжить обучение в рамках следующего визита Н. Ханссен в БГПУ в апреле 2018 года.

Согласно договоренности, в феврале 2018 года группа преподавателей Института инклюзивного образования БГПУ посетит Университет Nord. Планируется провести курс лекций для норвежских студентов, познакомиться с опытом инклюзивного образования школ Норвегии.


Фотографии в оригинальном качестве


Стажировка доцента кафедры специальной педагогики М.Е. Скивицкой в Институте профессиональной педагогики БГАРФ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

На основании приглашения в период с 05.12.2017 по 07.12.2017 М.Е. Скивицкая, доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ, кандидат педагогических наук, была командирована в г. Калининград, в Институт профессиональной педагогики БГАРФ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калининградский государственный технический университет».

С целью обсуждения перспективных направлений сотрудничества в области проведения совместных научных исследований состоялась встреча с директором Института профессиональной педагогики, доктором педагогических наук, профессором Михаилом Юрьевичем Бокаревым.

В рамках стажировки были решены задачи подготовительного этапа реализации совместного проекта «Формирование инклюзивной готовности преподавателей профессионального образования в процессе повышения квалификации». Совместно с участниками проекта, руководителем которого от Российской Федерации является профессор кафедры теории и методики профессионального образования Института профессиональной педагогики, доктор педагогических наук, профессор Нина Васильевна Тамарская, была разработана анкета с целью изучения состояния сформированности инклюзивной готовности преподавателя профессионального образования в условиях повышения квалификации Республики Беларусь и Российской Федерации. Был разработан план научно-исследовательской деятельности по реализации проекта, определено содержание его основных этапов, обсуждены сроки подготовки совместной с преподавателями Института профессиональной педагогики публикации.

Во время лекции «Будущее образования: концепции и технологии, которые важно знать педагогу», которую провела Н.В. ТамарскаяМ.Е. Скивицкая выступила с сообщением о востребованности технологии инклюзивного образования, ее характеристиках в современных условиях.

 

О результатах научной стажировки преподавателей Института инклюзивного образования в Иерусалиме

В период с 05 по 29 декабря 2017 года по приглашению агентства международного сотрудничества в целях развития при Министерстве Иностранных Дел Государства Израиль (МАШАВ) доценты кафедр специальной педагогики и коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования – Лемех Елена Анатольевна и Русакович Ирина Кузьминична приняли участие в международном образовательном курсе «Интеграция детей с особыми нуждами в нормативную образовательную среду». В ходе курса наши преподаватели изучили теоретические аспекты инклюзивного образования в Израиле и приняли участие в тренинговых занятиях и мастер-классах. 


Участниками международной программы стали 25 представителей восьми стран: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Украины и Узбекистана – преподаватели, педагоги-дефектологи, специальные психологи, врачи-реабилитологи. Республику Беларусь представили 4 человека: преподаватели ИИО БГПУ – Лемех Е.А., Русакович И.К., выпускница факультета специального образования, логопед РНПЦ отоларингологии Старовойтова А.В. и старший преподаватель БарГУ – Захарченя Н.Ф.


Участникам образовательного курса была предоставлена уникальная возможность познакомиться с системой образования Израиля, направлениями и подходами к интеграции детей с особыми потребностями в нормативную среду, со структурой и функциями общественных организаций, их ролью в социализации и жизнеустройстве молодежи с особыми потребностями. Мы посетили ряд учебных заведений – Еврейский университет, начальную интегрированную школу, школу для детей – аутистов, центр профессиональной реабилитации «Шекель», Образовательный центр для детей-даунов «Шалва», школу для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, завод-лабораторию по производству натуральной косметики, созданный родителями детей с расстройствами аутистического спектра.


В процессе стажировки наряду с изучением опыта организации инклюзивного образования в Государстве Израиль, слушателям была представлена возможность полноценно общаться между собой, обмениваться идеями, составлять совместные проекты по преемственности опыта государств Европы и Азии в области организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. 


В рамках стажировки Лемех Е.А. и Русакович И.К. для своих коллег организовали профориентационную акцию, предоставили презентацию Института инклюзивного образования БГПУ, систему подготовки специалистов на 1 и 2 ступенях в нашем учреждении высшего образования и пригласили все страны-участницы образовательной программы к дальнейшему сотрудничеству. 
По итогам научной стажировки нашим доцентам были вручены Сертификаты Центра международного сотрудничества при Министерстве Иностранных Дел Государства Израиль (МАШАВ), подтверждающие повышение квалификации в рамках международного образовательного курса «Интеграция детей с особыми нуждами в нормативную образовательную среду».

Фотографии в оригинальном качестве

Продолжается сотрудничество специалистов Института инклюзивного образования с университетом Nord (Норвегия)

С 25 февраля по 03 марта 2018 года в рамках реализации проекта академических обменов с БГПУ, финансируемого Erasmus + Global Mobility, заведующий кафедрой педагогики и психологии инклюзивного образования  Даливеля О. В. и доцент кафедры специальной педагогики Мамонько О. В.  Находятся в университете Nord (г. Будо, Норвегия). 

28 февраля студентам университета прочитана лекция и проведён мастер-класс на тему "Formation of  communicative skills for children with educational needs". Мастер- класс был проведён в технологии эвристического обучения,  студенты смогли использовать свой опыт практической деятельности и ранее полученные знания для решения поставленных перед ними задач. 

Лекция и мастер-класс вызвали живой интерес и получили высокую оценку со стороны преподавателей и студентов университета. 

В рамках визита планируется продолжить ознакомление с современной зарубежной литературой по проблемам обучения и воспитания детей с особыми образовательными  потребностями и вопросам организации образовательной инклюзии в разных странах. 

Также планируются визиты в учреждения дошкольного и школьного образования в Норвегии. 

Фотографии в оригинальном качестве

Институт инклюзивного образования - Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта: мост сотрудничества

29 – 30 августа 2017 года состоялись встречи администрации Института инклюзивного образования с делегацией Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта: Житневичем Дмитрием Геннадьевичем, директором департамента образовательных программ и образовательной политики, кандидатом юридических наук, и Симаевой Ириной Николаевной, профессором Института гуманитарных наук, доктором психологических наук, профессором.

Одной из основных задач прошедших переговоров явилось обсуждение перспектив реализации совместного научно-образовательного проекта по разработке содержания, учебно-методического обеспечения и реализации сетевой образовательной программы магистратуры «Инклюзивное образование в начальной школе». Научным руководителем указанной программы выступит директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук, доцент Хитрюк Вера Валерьевна.

В рамках визита была представлена деятельность Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования. Директор Института Хитрюк В.В. и заместитель директора по научной работе Феклистова С.Н. охарактеризовали научно-образовательный потенциал Центра, возможности использования его ресурсов в процессе формирования профессиональных компетенций будущих и практикующих педагогов в области инклюзивного образования, а также для организации дистанционного взаимодействия между двумя университетами (проведения вебинаров, on-line лекций, конференций).

Важным явилось обсуждение вопросов организации совместных научных исследований по проблемам инклюзивного образования, организации академического обмена преподавателями и студентами, подготовки совместных публикаций.

Коллеги из Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта высказали искреннюю заинтересованность во взаимодействии с сотрудниками Института инклюзивного образования.

Фотографии в высоком разрешении

Институт инклюзивного образования посетила с визитом делегация Шаньдунского педагогического университета (Китайская народная республика)

Институт инклюзивного образования 11 сентября 2017 года посетила с визитом делегация Шаньдунского педагогического университета (Китайская Народная Республика). В составе делегации прибыли: Тан Бо – ректор Шаньдунского педагогического университета, Хуан Кэсянь– декан факультета международных отношений, Чжоу Ляньюн – начальник отдела международного сотрудничества, Би Хуалин – директор отдела по научно-исследовательской информации, Жэнь Цзюньфэн – помощник декана физики и электроники, Чжао Сяни – директор бюро по приему студентов.

Заместитель директора Института инклюзивного образования по научной работе Феклистова С.Н. охарактеризовала историю и современные тенденции развития подготовки педагогических кадров к работе с детьми с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, рассказала гостям о направлениях работы Института. Основной акцент был сделан на научном и образовательном потенциале Института инклюзивного образования, перспективах организации академического обмена преподавателями и студентами, возможностях организации для иностранных студентов обучения в БГПУ на I и II ступенях высшего образования, в том числе и в сетевой магистратуре.

В процессе встречи представители китайской делегации получили возможность ознакомиться с направлениями деятельности Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования. Зарубежным коллегам была представлена коллекция средств альтернативной и поддерживающей коммуникации, используемая в работе с детьми, имеющими тяжелые и (или) множественные нарушения развития, FM-системы для работы с детьми с нарушениями слуха, Брайлевский органайзер для детей с нарушениями зрения, вертикализатор, используемый при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и другие важные ресурсы.

Ректор Шаньдунского педагогического университета Тан Бо высказал искреннюю заинтересованность во взаимодействии с Институтом инклюзивного образования БГПУ в области подготовки кадров к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Особая благодарность была высказана сотрудникам Института инклюзивного образования за подготовку презентации на китайском языке.

Фотографии в высоком разрешении

В Институте инклюзивного образования реализуется программа академического обмена преподавателями с Академией педагогики специальной им. М. Гжегожевской (г. Варшава, Республика Польша

В период с 02.05.2017 по 05.05.2017 с целью реализации мероприятий подпрограммы «Развитие системы высшего образования» Государственной программы Республики Беларусь «Образование и молодежная политика» в Институт инклюзивного образования БГПУ приглашена для чтения лекций Беата Роля, доктор гуманитарных наук, доцент Академии педагогики специальной им. М. Гжегожевской.

Программой академического обмена предусмотрено чтение учебной дисциплины «Теория и практика специального и инклюзивного образования». В своих лекциях Беата Роля акцентировала внимание участников на правовых аспектах и моделях образования детей с особенностями психофизического развития, раскрыла особенности реализации методов и приемов обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования, охарактеризовала пути взаимодействия разных специалистов в образовательном процессе.

Лекции Беаты Роля прошли в интерактивном режиме. Студенты Института инклюзивного образования моделировали учебные ситуации, принимали на себя разные роли, осуществляли поиск адекватных методов и приемов обучения детей с особенностями психофизического развития. Практические упражнения, предложенные Беатой Роля, стимулировали слушателей к рассуждениям о том, как найти индивидуальный подход к каждому ребенку, что именно является важным при совместном обучении разных детей, какими компетенциями должен обладать педагог, организующий совместное обучение. В процессе занятий состоялся конструктивный диалог, направленный на сопоставление моделей образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Беларусь и Республике Польша.

Благодаря лекциям Беаты Роля, доктора гуманитарных наук, доцента Академии педагогики специальной им. М. Гжегожевской, у студентов Института инклюзивного образования появилась возможность более глубокого осмысления проблем инклюзивного образования, а также своей роли в будущей профессиональной деятельности. Желаем нашим студентам новых идей и открытий, стремления к постоянному самообразованию и профессиональному росту!

Фото в оригинальном качестве 

Институт инклюзивного образования посетила с визитом декан факультета специального образования Армянского государственного педагогического университета Авакян Арменуи Владимировна

В институте инклюзивного образования 12 сентября 2016 года состоялась встреча с деканом факультета специального образования Армянского государственного педагогического университета (АГПУ) Авакян Арменуи Владимировной.

Директор института, доктор педагогических наук, доцент Хитрюк Вера Валерьевна, охарактеризовала структуру и приоритетные направления деятельности института инклюзивного образования, наметила возможные перспективы сотрудничества с факультетом специального образования АГПУ.

В рамках встречи была представлена деятельность учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ». Вабищевич Ольга Михайловна, заведующий лабораторией, рассказала об основных ее функциях: накопление, обобщение, адаптация и распространения опыта использования информационных технологий в образовании и социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития.

Возможности использования специализированных аппаратных средств в работе с людьми, имеющими различные образовательные потребности, продемонстрировал специалист учебной лаборатории Шепелевич Евгений Михайлович. Особый интерес у Арменуи Владимировны вызвали альтернативные устройства ввода и управления компьютером, прибор создания тактильной графики PIAF, Брайлевский дисплей, сенсорная клавиатура IntelliKeys.

Доцент кафедры сурдопедагогики Сороко Екатерина Николаевна раскрыла специфику использования альтернативных средств коммуникации в работе с людьми с особенностями психофизического развития. Акцент был сделан на разработках методического обеспечения к указанным средствам, которые были выполнены сотрудниками учебной лаборатории.

Арменуи Владимировне была предоставлена возможность протестировать специализированные программные средства, которые используются в процессе обучения студентов и позволяют сформировать у них профессиональные компетенции в области использования современных информационных технологий. Об их внедрении в образовательный процесс рассказала преподаватель кафедры логопедии Сапогова Ольга Леонидовна. Студентка 5 курса специальности «Тифлопедагогика» Головач Татьяна представила свою разработку – электронный образовательный ресурс «Упражнения для обучения решению задач с условием в косвенной форме».

Авакян А.В. отметила высокий уровень технического оснащения учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ», а также учебно-методического обеспечения, используемого в процессе обучения студентов.

В рамках визита также состоялся круглый стол, в котором приняли участие директор института инклюзивного образования Хитрюк В.В., заместители директора Жмачинская Н.Л. и Феклистова С.Н., начальник организационно-методического отдела Турский Б.Т., заведующие кафедрами Варенова Т.В., Даливеля О.В., Логинова И.Н., Чурило Н.В., Шинкаренко В.А. В ходе встречи обсуждались вопросы подготовки специалистов к работе с лицами с особенностями психофизического развития в условиях специального и инклюзивного образования в Республике Беларусь и Республике Армении.

Фотографии в оригинальном качестве

Теория и практика: знакомство  декана факультета специального образования Армянского государственного педагогического университета Авакян А.В. с системой обучения и воспитания детей с нарушением слуха

Сотрудниками института инклюзивного образования 14 сентября 2016 был организован визит декана факультета специального образования Армянского государственного педагогического университета (АГПУ) Авакян Арменуи Владимировны в ГСДУ «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха» (филиал кафедры сурдопедагогики).

В презентации центра директор, Веретенникова Алла Вячеславовна, рассказала о структуре и содержании деятельности учреждения, специалистах, осуществляющих образовательный процесс с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Особый акцент она сделала на характеристике групп кратковременного пребывания и их роли в подготовке детей со слуховой депривацией к интегрированному обучению и воспитанию и инклюзивному образованию.

Заместитель директора института инклюзивного образования Феклистова Светлана Николаевна подчеркнула значимость взаимодействия института и республиканского центра для качественной подготовки специалистов к работе с детьми с нарушением слуха. В качестве основных направлений сотрудничества были выделены возможности проведения на базе центра практических и лабораторных занятий, педагогической практики для студентов; организация консультативной помощи специалистам центра сотрудниками института инклюзивного образования.

Арменуи Владимировне была предоставлена возможность посетить занятия педагогов республиканского центра. Учитель-дефектолог Розанова Ольга Николаевна продемонстрировала специфику работы с детьми после операции кохлеарной имплантации раннего возраста в группе кратковременного пребывания. Возможности слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха дошкольного возраста с использованием верботональной аппаратуры показала учитель-дефектолог Раткевич Александра Владимировна. Особый эмоциональный отклик вызвали занятия, проведенные музыкальным руководителем Чаплинской Натальей Александровной.

Авакян А.В. выразила огромную благодарность сотрудникам Республиканского центра для детей дошкольного возраста с нарушением слуха за профессионализм и теплый прием, отметила высокий уровень технического оснащения учреждения образования и пожелала команде талантливых перспективных педагогов развития и новых побед.

Фотографии в оригинальном качестве

В Институте инклюзивного образования стартовала программа академического обмена преподавателями

В Институте инклюзивного образования, в соответствии с приказом ректора БГПУ, 6 марта 2017 года начата реализация программы академического обмена преподавателями с Армянским государственным педагогическим университетом имени Хачатура Абовяна (АГПУ).

Для чтения лекций студентам Института инклюзивного образования приглашена Азатян Тереза Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по науке и поствузовскому образованию факультета специального образования АГПУ.

Программой академического обмена предусмотрено чтение учебной дисциплины «Организация инклюзивного образования», в содержание которой включены правовые нормы и модели инклюзии, изучение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья как инструмента сопровождения, поддержки и оценивания образовательных потребностей детей, вопросы организации инклюзивного образования в учреждениях общего среднего образования, разработки индивидуальных образовательных программ, сотрудничества семьи, школы и общества. Объем учебной дисциплины составляет 24 академических часа.

Благодаря программе академического обмена у студентов Института инклюзивного образования появилась возможность более глубокого осмысления проблем инклюзивного образования, сравнения систем образования детей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и Республике Армения. Желаем нашим студентам новых идей и открытий, профессионального роста!

Фотографии в оригинальном качестве

Инклюзивное образование лиц с инвалидностью: Польша – Беларусь

В период с 17 по 24 сентября 2016 года сотрудники Института инклюзивного образования БГПУ принимают участие в обучающем семинаре «Инклюзивное образование как условие социальной интеграции лиц с инвалидностью – Беларусь» в г. Варшава.

Участникам семинара предоставлена возможность прослушать лекции преподавателей Академии специальной педагогики им. М. Гжегожевской (г. Варшава), Мазовецкого центра усовершенствования учителей, а также директора института инклюзивного образования БГПУ Хитрюк Веры Валерьевны. В дискуссиях по проблеме создания системы поддержки и помощи лицам с особенностями психофизического развития, о роли ассистента ребенка с особенностями психофизического развития в процессе организации инклюзивного образования принимают участие заместитель директора по научной работе института инклюзивного образования Феклистова С.Н., доцент кафедры олигофренопедагогики Новицкая-Гаврилко В.М., старший преподаватель Светлакова О.Ю. Особую значимость имеют практические занятия, в процессе которых моделируются и обсуждаются различные подходы к организации включения ребенка с особыми образовательными потребностями в общее образовательное пространство. В процессе «мозгового штурма» осуществляется поиск наиболее адекватных способов и приемов обеспечения принятия каждого ребенка, в том числе и «особого».

Фотографии в оригинальном качестве

Институт инклюзивного образования посетила с визитом Донателло Петретто, помощник ректора по организации инклюзивного образования Университета Кальяри (Италия)

В Институте инклюзивного образования 3 марта 2017 года состоялась встреча с Донателлой Петретто, помощником ректора по организации инклюзивного образования Университета Кальяри (Италия), которая прибыла в Республику Беларусь в составе официальной делегации автономного региона Сардиния (Италия) для участия в Днях образования и науки Сардинии в Республике Беларусь.

Во время встречи директор Института инклюзивного образования Хитрюк Вера Валерьевна охарактеризовала приоритетные направления деятельности Института, а также возможные перспективы сотрудничества с Университетом Кальяри в области инклюзивного образования.

Донателла Петретто посетила учебную лабораторию по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ». Заведующий лабораторией – Вабищевич Ольга Михайловна – представила результаты работы сотрудников Института инклюзивного образования по обобщению и распространению опыта использования информационных технологий в образовании и социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития, а также рассказала о собственных разработках преподавателей Института. Возможности использования специализированных аппаратных средств в работе с людьми с особыми образовательными потребностями продемонстрировали инженер-программист Паршонок Елена Владимировна и специалист Шепелевич Евгений Михайлович. Особый интерес у Донателлы Петретто вызвали альтернативные устройства ввода и управления компьютером, прибор создания тактильной графики PIAF, Брайлевский органайзер.

В рамках визита состоялось обсуждение перспектив сотрудничества Института инклюзивного образования БГПУ с Университетом Кальяри. В переговорах приняли участие директор Института инклюзивного образования Хитрюк Вера Валерьевна и заместитель директора Феклистова Светлана Николаевна. В ходе встречи обсуждались вопросы организации совместных научных исследований по проблемам инклюзивного образования в школе и учреждениях высшего образования, организации академического обмена преподавателями и студентами. Хитрюк В.В. рассказала Д. Петретто о Республиканском ресурсном центре инклюзивного образования, открытие которого планируется 29.03.2017, о возможностях его использования для организации дистанционного взаимодействия между двумя университетами (проведения вебинаров, on-line лекций, конференций).

Донателла Петретто высказала искреннюю заинтересованность во взаимодействии с сотрудниками Института инклюзивного образования.

Фотографии в оригинальном качестве

В Институте инклюзивного образования состоялась встреча с Ахметзяновой Анной Ивановной, заместителем директора по научной деятельности Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета

15 марта 2017 года Институт инклюзивного образования посетила Ахметзянова Анна Ивановна, заместитель директора по научной деятельности Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ). Целью визита было определение направлений сотрудничества между Институтом инклюзивного образования БГПУ и Институтом психологии и образования КФУ.

Директор Института инклюзивного образования Хитрюк Вера Валерьевна раскрыла образовательный и научный потенциал Института, основные направления международного сотрудничества, а также перспективы взаимодействия в рамках деятельности Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования, открытие которого планируется 29 марта 2017 года. Заместитель директора Феклистова Светлана Николаевна охарактеризовала опыт организации академического обмена преподавателями и студентами, возможности сотрудничества в процессе реализации сетевых программ магистерской подготовки.

Заведующий учебной лабораторией по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ» Вабищевич Ольга Михайловна и специалист лаборатории Шепелевич Евгений Михайлович продемонстрировали результаты работы сотрудников Института по обобщению и распространению опыта использования информационных технологий в образовании лиц с особенностями психофизического развития. Ахметзянова А.И. отметила высокий уровень оснащенности лаборатории специализированными аппаратными средствами.

Ахметзянова Анна Ивановна высказала искреннюю заинтересованность в разработке и реализации совместных научных проектов, программ академического обмена. Надеемся на плодотворное сотрудничество Института инклюзивного образования БГПУ и Институтом психологии и образования КФУ.

Фотографии в оригинальном качестве

Институт инклюзивного образования посетила с визитом делегация Линнаньского педагогического университета (Китайская народная республика)

Институт инклюзивного образования 23 марта 2017 года посетила с визитом делегация Линнаньского педагогического университета (Китайская Народная Республика). В составе делегации прибыли Лю Мингуй – ректор Линнаньского педагогического университета, Чжэн Чжицзюнь – директор отдела иностранных дел, Чжао Цзиньчжун – директор отделения китайского языка и Цюй Фэй – партсекретарь института физкультуры.

Заместитель директора Института инклюзивного образования Феклистова С.Н. кратко представила историю развития подготовки педагогических кадров к работе с детьми с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, рассказала гостям об основных направлениях работы Института на современном этапе, охарактеризовала возможные пути сотрудничества с Линнаньским педагогическим университетом, сделав особый акцент на научном и образовательном потенциале Института инклюзивного образования, перспективах организации академического обмена преподавателями и студентами, возможностях организации для иностранных студентов обучения в БГПУ на I и II ступенях высшего образования.

В ходе встречи представители китайской делегации получили возможность ознакомиться с направлениями деятельности Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования. Сотрудники Института – Феклистова С.Н., Лемех Е.А., Вабищевич О.М., Малевич О.М., Забелич Д.Н. – представили зарубежным коллегам коллекцию средств альтернативной и поддерживающей коммуникации, используемой в работе с детьми, имеющими тяжелые и (или) множественные нарушения развития, а также другие важные ресурсы центра (FM-системы для работы с детьми с нарушениями слуха, Брайлевский органайзер для детей с нарушениями зрения, вертикализатор, используемый при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и др.).

Ректор Линнаньского педагогического университета Лю Мингуй высказал искреннюю заинтересованность во взаимодействии с Институтом инклюзивного образования БГПУ. В беседе с представителями Института Лю Мингуй отметил, что в их университете имеется лишь небольшой – четырехлетний – опыт подготовки кадров к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому сотрудничество с Институтом для них особенно важно. Особая благодарность была высказана сотрудникам Института инклюзивного образования за подготовку презентации на китайском языке.

Фотографии в оригианльном качестве

Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования принял делегацию педагогов Литовской Республики

7 апреля 2017 г. Республиканский ресурсный центр Института (РРЦИО) инклюзивного образования БГПУ посетила с визитом делегация педагогов из Литовской Республики.

Администрация Института – директор Института инклюзивного образования  Хитрюк Вера Валерьевна и заместитель директора Феклистова Светлана Николаевна рассказали коллегам из Литовской Республики об основных направлениях деятельности Института инклюзивного образования, образовательном и научном потенциале Института. Особый акцент был сделан на возможностях обучения в магистратуре БГПУ, а также получения дополнительных специальностей в Институте повышения квалификации и переподготовки.

В процессе беседы обсуждались модели образования детей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и Литовской Республике, особенности развития инклюзивного образования в разных странах.

Начальник Республиканского ресурсного центра Малевич Ольга Валерьевна охарактеризовала функции центра, проинформировала об образовательных мероприятиях, проводимых при участии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. В своем выступлении она подчеркнула, что РРЦИО является уникальным комплексным подразделением нового типа, основной задачей которого выступает обобщение и распространение опыта использования образовательных ресурсов для лиц с особенностями психофизического развития в подготовке и повышении квалификации педагогов.

Педагогам из Литовской Республики были продемонстрированы уникальные ресурсы, предназначенные для использования в образовании детей с особенностями психофизического развития, а также собственные разработки сотрудников Института инклюзивного образования.

Руководитель делегации Наталья Мустафаева поблагодарила руководство и коллектив Института за возможность ознакомиться с опытом работы белорусских коллег.

Фотографии в оригинальном качестве

Институт инклюзивного образования: международное сотрудничество

28 октября 2016 года в рамках международной конференции «Инклюзивные процессы в образовании» сотрудниками института инклюзивного образования БГПУ был проведен ряд переговоров и встреч.

В деловой встрече с академиком Николаем Николаевичем Малофеевым, директором Института коррекционной педагогики, вице-президентом Российской академии образования приняла участие директор института Хитрюк В.В. Среди основных обсуждаемых вопросов стал поиск путей расширения научных и академических связей родственных по духу и содержанию деятельности организаций.

Состоялись также переговоры с Петретто Донателлой Ритой – делегатом ректора по вопросам инвалидности для университета Кальяри (Италия). В переговорах приняли участие заместитель директора института инклюзивного образования по научной работе Феклистова С.Н., доцент кафедры олигофренопедагогики Лемех Е.А. и старший преподаватель кафедры олигофренопедагогики Светлакова О.Ю. Стороны охарактеризовали основные направления деятельности в области образования лиц с особенностями психофизического развития. Намечены возможные направления сотрудничества института инклюзивного образования БГПУ и университетом Кальяри в области организации инклюзивного образования на всех уровнях системы образования.

Фотографии в оригинальном качестве

Стажировка сотрудников Института инклюзивного образования в Московском городском педагогическом университете

В период с 16.11.2016 по 18.11.2016 состоялась стажировка сотрудников Института инклюзивного образования БГПУ в Институте специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета. В стажировке приняли участие заместитель директора Института Феклистова Светлана Николаевна, доцент кафедры логопедии Баль Наталия Николаевна и заведующий кафедрой олигофренопедагогики Шинкаренко Владимир Анатольевич.

Основными целями стажировки выступили:

  1. изучение опыта подготовки специалистов к работе в условиях инклюзивного образования;
  2. определение направлений сотрудничества с Институтом специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета.

Программа стажировки включала:

  • изучение содержания подготовки педагогических кадров к работе с детьми с особенностями психофизического развития в условиях специального и инклюзивного образования;
  • изучение опыта разработки и реализации программ магистерской подготовки в Институте специального образования и комплексной реабилитации МГПУ «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии», «Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения», «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями»;
  • презентацию опыта подготовки специалистов к работе в условиях специального и инклюзивного образования в Институте инклюзивного образования БГПУ;
  • определение направлений сотрудничества с Институтом специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета по обмену опытом в области подготовки специалистов к работе в условиях специального и инклюзивного образования.

16.11.2016 прошла встреча сотрудников Института инклюзивного образования БГПУ с директором Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ Приходько Оксаной Георгиевной, заместителем директора по научно-исследовательской работе Мануйловой Викторией Викторовной, заведующим лабораторией инклюзивного образования Левченко Ириной Юрьевной. Состоялся обмен опытом подготовки педагогических кадров к работе с детьми с особенностями психофизического развития в условиях специального и инклюзивного образования. В процессе беседы были намечены направления сотрудничества Института инклюзивного образования БГПУ и Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ.

17.11.2016 члены программы стажировки приняли участие в тематических чтениях, посвященных 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского. Сделан доклад на тему «Роль Института инклюзивного образования БГПУ в подготовке специалистов к работе с детьми с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь». Заключена предварительная договоренность о совместной организации и проведении ежегодных тематических чтений, посвященных деятельности ученого.

18.11.2016 состоялась встреча Феклистовой С.Н. и Баль Н.Н. с проректором по организационно-правовым и экономическим вопросам МГПУ Рожковым Артемием Игоревичем. Обсуждались вопросы реализации академического обмена и совместных магистерских программ.

Шинкаренко В.А. 18.11.2016 принял участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты» с докладом на тему «Концепция профессионального самоопределения учащихся с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь».

В процессе стажировки осуществлялось посещение занятий преподавателей Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ с бакалаврами и магистрантами на темы «Современные подходы к диагностике и коррекции речедвигательных нарушений у детей», «Междисциплинарный подход в психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья», «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Опыт, представленный коллегами из МГПУ, будет внедрен в процесс подготовки специалистов в Институте инклюзивного образования БГПУ.

Таким образом, по результатам стажировки в Институте специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета были заключены договоренности о возможности:

  1. организации академического обмена студентами и преподавателями;
  2. разработки и реализации совместной программы магистерской подготовки «Комплексная диагностика нарушений развития в условиях психолого-медико-педагогической консультации (комиссии)»;
  3. ежегодной подготовки и издания межвузовского сборника научных трудов.

Результаты стажировки в Институте специального образования и комплексной реабилитации МГПУ будут внедрены в образовательный процесс Института инклюзивного образования БГПУ.

Фотографии в оригинальном качестве

Программа мобильности MOST: визит в центр реабилитации слуха и речи «SUVAG» (г. Загреб, Республика Хорватия)

В рамках программы мобильности для целенаправленных межличностных контактов MOST сотрудники БГПУ посетили центр реабилитации слуха и речи «SUVAG» (г. Загреб, Республика Хорватия).

В программе мобильности, включающей обучающий курс «Верботональный метод как средство слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха», приняли участие заместитель директора института инклюзивного образования БГПУ Феклистова Светлана Николаевна (руководитель группы), заместитель директора по научно-методической работе института повышения квалификации и переподготовки БГПУ Радыгина Вероника Валерьевна и декан факультета повышения квалификации института повышения квалификации и переподготовки БГПУ Клезович Ольга Валерьевна.

Целью мероприятия мобильности явилось изучение международного опыта слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

Содержание программы обучающего курса включало:

  • ознакомление со структурой Центра реабилитации слуха и речи «SUVAG»;
  • изучение опыта взаимодействия разных специалистов в процессе слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами разного возраста;
  • ознакомление с теорией и практикой организации коррекционной работы с детьми с нарушением слуха раннего, дошкольного и школьного возраста (в структуре верботонального метода реабилитации людей с нарушением слуха);
  • разработку индивидуальных программ коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами;
  • изучение опыта организации инклюзивного образования детей с нарушением слуха и нарушениями речи в Республике Хорватия.

С основными принципами, задачами и направлениями работы центра реабилитации слуха и речи «SUVAG» ознакомила директор – Адинда Дульчич. В процессе беседы с ней были намечены возможности взаимодействия института инклюзивного образования БГПУ и центра «SUVAG» (проведение совместных вебинаров, on-line лекций, консультирование и др.).

Состоялась встреча с инженером Владимиром Козина – конструктором уникальной звукоусиливающей аппаратуры, составляющей техническую основу верботонального метода реабилитации людей с глубоким нарушением слуха. В интересной беседе были раскрыты возможности улучшения качества восприятия речи у детей с нарушением слуха, компенсированным как слуховым аппаратом, так и кохлеарным имплантом.

Особый интерес вызвали практические занятия, проведенные сотрудниками центра на базе диагностического отделения, детского сада и школы «SUVAG». Участники программы мобильности посетили уникальные занятия по развитию слуха и речи детей раннего и дошкольного возраста с использованием музыкальной стимуляции, стимуляции движениями, изучили основы методического приема фонетической ритмики.

Возможность изучения опыта организации интегрированного и инклюзивного образования детей с нарушением слуха и нарушениями речи была предоставлена при посещении общеобразовательной школы «Davorin Trstenjak». Педагоги школы продемонстрировали возможность адаптации учебных программ в соответствии с индивидуальными возможностями конкретного ученика, вариативного применения методических приемов обучения, обеспечения адекватной «речевой поддержки» учащихся с нарушением слуха и нарушениями речи.

Результаты стажировки в центре реабилитации слуха и речи «SUVAG» будут внедрены в содержание учебных программ учебных дисциплин института инклюзивного образования, а также обучающих курсов для педагогов.

Фотографии в оригинальном качестве

Институт инклюзивного образования посетили гости из Швеции

29 апреля 2017 года в Республиканском ресурсном центре инклюзивного образования состоялась встреча со шведскими коллегами, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями.

Бу Хейльсков Элвен, профессиональный психолог, практикующий в Дании и Швеции, познакомил коллег из Института инклюзивного образования с опытом работы в сфере обучения персонала методам контроля проблемного поведения. Директор Института инклюзивного образования Вера Валерьевна Хитрюк охарактеризовала систему образования детей с особенностями психического развития в Республике Беларусь и рассказала о подготовке педагогических кадров для специального и инклюзивного образования в Институте инклюзивного образования.

Во время круглого стола были обсуждены актуальные вопросы организации специальных условий для разных категорий особенных детей с учетом развития инклюзивных тенденций, представлен положительный опыт Беларуси и Швеции. Были обсуждены проблемные вопросы, намечены пути дальнейшего сотрудничества.

В память о встрече Бу Хейльсков Элвен подарил ресурсному центру свою книгу, изданную на русском языке, «Проблемное поведение у людей с особенностями развития», оставил дарственную надпись.

Книга пополнит библиотеку центра, будет полезна как специалистам, так и родителям, принимающим участие в мероприятиях центра.

Фотографии в оригинальном качестве

Визит эстонских педагогов в Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования

5 апреля 2017 г. группа педагогов – директоров, методистов и воспитателей детских садов во главе с главным специалистом департамента образования г. Таллинна Миленой Погодаевой посетила Институт инклюзивного образования БГПУ. Визит состоялся на базе Республиканского ресурсного центра. Об основных направлениях и задачах его деятельности, особенностях подготовки кадров для работы с детьми с особенностями психофизического развития в новых образовательных условиях гостям рассказали директор Института инклюзивного образования Вера Валерьевна Хитрюк и заместитель директора по научной работе Светлана Николаевна Феклистова. Эстонским коллегам было продемонстрировано специальное оборудование для работы с детьми с особенностями психофизического развития, а также электронные ресурсы Института.

Светлана Николаевна Феклистова охарактеризовала возможные пути международного сотрудничества, сделав особый акцент на научном и образовательном потенциале Института инклюзивного образования, возможностях обучения в сетевой магистратуре, стажировках.

Доцент кафедры логопедии Института инклюзивного образования Наталия Николаевна Баль представила гостям презентацию о национальной системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития, традициях специального дошкольного образования в Республике Беларусь и перспективах интегрированного и инклюзивного образования. По просьбе эстонских педагогов сотрудниками Института инклюзивного образования организованы визиты в специальные дошкольные учреждения № 231 и 235 г. Минска.

В завершение встречи руководитель делегации Милена Погодаева поблагодарила руководство и коллектив Института за возможность ознакомиться с опытом работы белорусских педагогов, высказала заинтересованность во взаимодействии с сотрудниками Института инклюзивного образования БГПУ.

Фотографии в оригинальном качестве