EN | BY
Поиск по сайту
КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Дневная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-43

Заочная форма получения образования
тел. 8 (017) 311-23-44

E-mailiio@bspu.by

Как нам позвонить намНаш канал в TelegramГруппа ИИО в ВК Наш канал на YouTube Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ

Республиканский центр развития инклюзивного образования

Электронное расписание Блоги преподавателей Опросы для студентов

 

 

 
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

     

  

  

   

  
События
Международное сотрудничество
Участие сотрудников Института инклюзивного образования в международных проектах (2016-2020 гг.) Участие сотрудников Института инклюзивного образования в международных проектах в 2016 – 2020 гг.

 

№ п/п

Название темы, проекта

Руководитель

Участники темы / проекта

  1.  

Международная программа Erasmus+ Global Mobility

Гайдукевич С.Е., доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Хитрюк В.В., директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук, доцент

  1.  

Международный проект (Беларусь-Нидерланды-Голландия) «Интеграция в рынок труда». (В рамках договора о сотрудничестве с университетом Фонтус (Нидерланды)).

 

Шинкаренко В.А.,

заведующий кафедрой специальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

Кравцова М.В., доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, кандидат психологических наук, доцент;

Шинкаренко В.А.,

заведующий кафедрой специальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

  1.  

Международный проект «Софит», реализуемый БГПУ и негосударственной организацией «Share Music Sweden» (Швеция), 2016 г.

София Александерссон, директор «Share Music Sweden»

Сороко Е.Н., заведующий кафедрой коррекционно-развивающих технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Кижло И.В. преподаватель кафедры логопедии

  1.  

Международная программа академической мобильности MOST “Изучение опыта организации коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами в Центре реабилитации слуха и речи «Суваг» (г. Загреб, Республика Хорватия).

Феклистова С.Н., заместитель директора Института инклюзивного образования, кандидат педагогических наук, доцент

-

  1.  

Международный проект «Распространим жест»

Томас Лидел-Олсен, координатор проекта

Европейский центр исследования жестовых языков, Королевство Швеция

Русакович И.К., доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Приглашенный профессор
События

С 24 января по 1 февраля 2018 года в рамках реализации программы академических обменов с БГПУ, финансируемой Erasmus - Global Mobility Наталия Ханссен, сотрудник Университета Nord (г. Буде, Норвегия), находится с визитом в Институте инклюзивного образования. Н. Ханссен является участником международной группы, выполняющей сравнительное исследование инклюзивной практики в Норвегии, Финляндии и Беларуси, ее визит связан с реализацией совместной программы академических и исследовательских мероприятий двух университетов.

В ходе визита Н. Ханссен приняла участие в исследованиях, организованных на базе общеобразовательных школ Республики Беларусь. На заседании рабочей группы, выполняющей сравнительное изучение опыта инклюзивного образования в Норвегии, Финляндии и Беларуси, представила предварительные результаты своей научной работы. Ознакомилась с деятельностью Республиканского ресурсного цента инклюзивного образования, изучила возможности привлечения его ресурсов для своей дальнейшей исследовательской деятельности в Беларуси.

26 января Н. Ханссен провела обучающий курс на тему «Моббинг в учреждении образования: профилактика и преодоление». Занятия проходили в интерактивном режиме. Слушатели имели возможность ознакомиться с основными теоретическими положениями распознавания и профилактики моббинга в детской среде, принять участие в дискуссии, решении кейсов и практических задач. Студенты и преподаватели проявили большой интерес к заявленной теме, выступили с инициативой продолжить обучение в рамках следующего визита Н. Ханссен в БГПУ в апреле 2018 года.

Согласно договоренности, в феврале 2018 года группа преподавателей Института инклюзивного образования БГПУ посетит Университет Nord. Планируется провести курс лекций для норвежских студентов, познакомиться с опытом инклюзивного образования школ Норвегии.


Фотографии в оригинальном качестве


Продолжается сотрудничество специалистов Института инклюзивного образования с университетом Nord (Норвегия)

С 25 февраля по 03 марта 2018 года в рамках реализации проекта академических обменов с БГПУ, финансируемого Erasmus + Global Mobility, заведующий кафедрой педагогики и психологии инклюзивного образования  Даливеля О. В. и доцент кафедры специальной педагогики Мамонько О. В.  Находятся в университете Nord (г. Будо, Норвегия). 

28 февраля студентам университета прочитана лекция и проведён мастер-класс на тему "Formation of  communicative skills for children with educational needs". Мастер- класс был проведён в технологии эвристического обучения,  студенты смогли использовать свой опыт практической деятельности и ранее полученные знания для решения поставленных перед ними задач. 

Лекция и мастер-класс вызвали живой интерес и получили высокую оценку со стороны преподавателей и студентов университета. 

В рамках визита планируется продолжить ознакомление с современной зарубежной литературой по проблемам обучения и воспитания детей с особыми образовательными  потребностями и вопросам организации образовательной инклюзии в разных странах. 

Также планируются визиты в учреждения дошкольного и школьного образования в Норвегии. 

Фотографии в оригинальном качестве

Стажировка доцента кафедры специальной педагогики М.Е. Скивицкой в Институте профессиональной педагогики БГАРФ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

На основании приглашения в период с 05.12.2017 по 07.12.2017 М.Е. Скивицкая, доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ, кандидат педагогических наук, была командирована в г. Калининград, в Институт профессиональной педагогики БГАРФ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калининградский государственный технический университет».

С целью обсуждения перспективных направлений сотрудничества в области проведения совместных научных исследований состоялась встреча с директором Института профессиональной педагогики, доктором педагогических наук, профессором Михаилом Юрьевичем Бокаревым.

В рамках стажировки были решены задачи подготовительного этапа реализации совместного проекта «Формирование инклюзивной готовности преподавателей профессионального образования в процессе повышения квалификации». Совместно с участниками проекта, руководителем которого от Российской Федерации является профессор кафедры теории и методики профессионального образования Института профессиональной педагогики, доктор педагогических наук, профессор Нина Васильевна Тамарская, была разработана анкета с целью изучения состояния сформированности инклюзивной готовности преподавателя профессионального образования в условиях повышения квалификации Республики Беларусь и Российской Федерации. Был разработан план научно-исследовательской деятельности по реализации проекта, определено содержание его основных этапов, обсуждены сроки подготовки совместной с преподавателями Института профессиональной педагогики публикации.

Во время лекции «Будущее образования: концепции и технологии, которые важно знать педагогу», которую провела Н.В. ТамарскаяМ.Е. Скивицкая выступила с сообщением о востребованности технологии инклюзивного образования, ее характеристиках в современных условиях.

 

О результатах научной стажировки преподавателей Института инклюзивного образования в Иерусалиме

В период с 05 по 29 декабря 2017 года по приглашению агентства международного сотрудничества в целях развития при Министерстве Иностранных Дел Государства Израиль (МАШАВ) доценты кафедр специальной педагогики и коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования – Лемех Елена Анатольевна и Русакович Ирина Кузьминична приняли участие в международном образовательном курсе «Интеграция детей с особыми нуждами в нормативную образовательную среду». В ходе курса наши преподаватели изучили теоретические аспекты инклюзивного образования в Израиле и приняли участие в тренинговых занятиях и мастер-классах. 


Участниками международной программы стали 25 представителей восьми стран: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Украины и Узбекистана – преподаватели, педагоги-дефектологи, специальные психологи, врачи-реабилитологи. Республику Беларусь представили 4 человека: преподаватели ИИО БГПУ – Лемех Е.А., Русакович И.К., выпускница факультета специального образования, логопед РНПЦ отоларингологии Старовойтова А.В. и старший преподаватель БарГУ – Захарченя Н.Ф.


Участникам образовательного курса была предоставлена уникальная возможность познакомиться с системой образования Израиля, направлениями и подходами к интеграции детей с особыми потребностями в нормативную среду, со структурой и функциями общественных организаций, их ролью в социализации и жизнеустройстве молодежи с особыми потребностями. Мы посетили ряд учебных заведений – Еврейский университет, начальную интегрированную школу, школу для детей – аутистов, центр профессиональной реабилитации «Шекель», Образовательный центр для детей-даунов «Шалва», школу для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, завод-лабораторию по производству натуральной косметики, созданный родителями детей с расстройствами аутистического спектра.


В процессе стажировки наряду с изучением опыта организации инклюзивного образования в Государстве Израиль, слушателям была представлена возможность полноценно общаться между собой, обмениваться идеями, составлять совместные проекты по преемственности опыта государств Европы и Азии в области организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. 


В рамках стажировки Лемех Е.А. и Русакович И.К. для своих коллег организовали профориентационную акцию, предоставили презентацию Института инклюзивного образования БГПУ, систему подготовки специалистов на 1 и 2 ступенях в нашем учреждении высшего образования и пригласили все страны-участницы образовательной программы к дальнейшему сотрудничеству. 
По итогам научной стажировки нашим доцентам были вручены Сертификаты Центра международного сотрудничества при Министерстве Иностранных Дел Государства Израиль (МАШАВ), подтверждающие повышение квалификации в рамках международного образовательного курса «Интеграция детей с особыми нуждами в нормативную образовательную среду».

Фотографии в оригинальном качестве

Институт инклюзивного образования - Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта: мост сотрудничества

29 – 30 августа 2017 года состоялись встречи администрации Института инклюзивного образования с делегацией Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта: Житневичем Дмитрием Геннадьевичем, директором департамента образовательных программ и образовательной политики, кандидатом юридических наук, и Симаевой Ириной Николаевной, профессором Института гуманитарных наук, доктором психологических наук, профессором.

Одной из основных задач прошедших переговоров явилось обсуждение перспектив реализации совместного научно-образовательного проекта по разработке содержания, учебно-методического обеспечения и реализации сетевой образовательной программы магистратуры «Инклюзивное образование в начальной школе». Научным руководителем указанной программы выступит директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук, доцент Хитрюк Вера Валерьевна.

В рамках визита была представлена деятельность Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования. Директор Института Хитрюк В.В. и заместитель директора по научной работе Феклистова С.Н. охарактеризовали научно-образовательный потенциал Центра, возможности использования его ресурсов в процессе формирования профессиональных компетенций будущих и практикующих педагогов в области инклюзивного образования, а также для организации дистанционного взаимодействия между двумя университетами (проведения вебинаров, on-line лекций, конференций).

Важным явилось обсуждение вопросов организации совместных научных исследований по проблемам инклюзивного образования, организации академического обмена преподавателями и студентами, подготовки совместных публикаций.

Коллеги из Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта высказали искреннюю заинтересованность во взаимодействии с сотрудниками Института инклюзивного образования.

Фотографии в высоком разрешении

Институт инклюзивного образования посетила с визитом делегация Шаньдунского педагогического университета (Китайская народная республика)

Институт инклюзивного образования 11 сентября 2017 года посетила с визитом делегация Шаньдунского педагогического университета (Китайская Народная Республика). В составе делегации прибыли: Тан Бо – ректор Шаньдунского педагогического университета, Хуан Кэсянь– декан факультета международных отношений, Чжоу Ляньюн – начальник отдела международного сотрудничества, Би Хуалин – директор отдела по научно-исследовательской информации, Жэнь Цзюньфэн – помощник декана физики и электроники, Чжао Сяни – директор бюро по приему студентов.

Заместитель директора Института инклюзивного образования по научной работе Феклистова С.Н. охарактеризовала историю и современные тенденции развития подготовки педагогических кадров к работе с детьми с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, рассказала гостям о направлениях работы Института. Основной акцент был сделан на научном и образовательном потенциале Института инклюзивного образования, перспективах организации академического обмена преподавателями и студентами, возможностях организации для иностранных студентов обучения в БГПУ на I и II ступенях высшего образования, в том числе и в сетевой магистратуре.

В процессе встречи представители китайской делегации получили возможность ознакомиться с направлениями деятельности Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования. Зарубежным коллегам была представлена коллекция средств альтернативной и поддерживающей коммуникации, используемая в работе с детьми, имеющими тяжелые и (или) множественные нарушения развития, FM-системы для работы с детьми с нарушениями слуха, Брайлевский органайзер для детей с нарушениями зрения, вертикализатор, используемый при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и другие важные ресурсы.

Ректор Шаньдунского педагогического университета Тан Бо высказал искреннюю заинтересованность во взаимодействии с Институтом инклюзивного образования БГПУ в области подготовки кадров к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Особая благодарность была высказана сотрудникам Института инклюзивного образования за подготовку презентации на китайском языке.

Фотографии в высоком разрешении

В Институте инклюзивного образования реализуется программа академического обмена преподавателями с Академией педагогики специальной им. М. Гжегожевской (г. Варшава, Республика Польша

В период с 02.05.2017 по 05.05.2017 с целью реализации мероприятий подпрограммы «Развитие системы высшего образования» Государственной программы Республики Беларусь «Образование и молодежная политика» в Институт инклюзивного образования БГПУ приглашена для чтения лекций Беата Роля, доктор гуманитарных наук, доцент Академии педагогики специальной им. М. Гжегожевской.

Программой академического обмена предусмотрено чтение учебной дисциплины «Теория и практика специального и инклюзивного образования». В своих лекциях Беата Роля акцентировала внимание участников на правовых аспектах и моделях образования детей с особенностями психофизического развития, раскрыла особенности реализации методов и приемов обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования, охарактеризовала пути взаимодействия разных специалистов в образовательном процессе.

Лекции Беаты Роля прошли в интерактивном режиме. Студенты Института инклюзивного образования моделировали учебные ситуации, принимали на себя разные роли, осуществляли поиск адекватных методов и приемов обучения детей с особенностями психофизического развития. Практические упражнения, предложенные Беатой Роля, стимулировали слушателей к рассуждениям о том, как найти индивидуальный подход к каждому ребенку, что именно является важным при совместном обучении разных детей, какими компетенциями должен обладать педагог, организующий совместное обучение. В процессе занятий состоялся конструктивный диалог, направленный на сопоставление моделей образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Беларусь и Республике Польша.

Благодаря лекциям Беаты Роля, доктора гуманитарных наук, доцента Академии педагогики специальной им. М. Гжегожевской, у студентов Института инклюзивного образования появилась возможность более глубокого осмысления проблем инклюзивного образования, а также своей роли в будущей профессиональной деятельности. Желаем нашим студентам новых идей и открытий, стремления к постоянному самообразованию и профессиональному росту!

Фото в оригинальном качестве 

Институт инклюзивного образования посетила с визитом декан факультета специального образования Армянского государственного педагогического университета Авакян Арменуи Владимировна

В институте инклюзивного образования 12 сентября 2016 года состоялась встреча с деканом факультета специального образования Армянского государственного педагогического университета (АГПУ) Авакян Арменуи Владимировной.

Директор института, доктор педагогических наук, доцент Хитрюк Вера Валерьевна, охарактеризовала структуру и приоритетные направления деятельности института инклюзивного образования, наметила возможные перспективы сотрудничества с факультетом специального образования АГПУ.

В рамках встречи была представлена деятельность учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ». Вабищевич Ольга Михайловна, заведующий лабораторией, рассказала об основных ее функциях: накопление, обобщение, адаптация и распространения опыта использования информационных технологий в образовании и социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития.

Возможности использования специализированных аппаратных средств в работе с людьми, имеющими различные образовательные потребности, продемонстрировал специалист учебной лаборатории Шепелевич Евгений Михайлович. Особый интерес у Арменуи Владимировны вызвали альтернативные устройства ввода и управления компьютером, прибор создания тактильной графики PIAF, Брайлевский дисплей, сенсорная клавиатура IntelliKeys.

Доцент кафедры сурдопедагогики Сороко Екатерина Николаевна раскрыла специфику использования альтернативных средств коммуникации в работе с людьми с особенностями психофизического развития. Акцент был сделан на разработках методического обеспечения к указанным средствам, которые были выполнены сотрудниками учебной лаборатории.

Арменуи Владимировне была предоставлена возможность протестировать специализированные программные средства, которые используются в процессе обучения студентов и позволяют сформировать у них профессиональные компетенции в области использования современных информационных технологий. Об их внедрении в образовательный процесс рассказала преподаватель кафедры логопедии Сапогова Ольга Леонидовна. Студентка 5 курса специальности «Тифлопедагогика» Головач Татьяна представила свою разработку – электронный образовательный ресурс «Упражнения для обучения решению задач с условием в косвенной форме».

Авакян А.В. отметила высокий уровень технического оснащения учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ», а также учебно-методического обеспечения, используемого в процессе обучения студентов.

В рамках визита также состоялся круглый стол, в котором приняли участие директор института инклюзивного образования Хитрюк В.В., заместители директора Жмачинская Н.Л. и Феклистова С.Н., начальник организационно-методического отдела Турский Б.Т., заведующие кафедрами Варенова Т.В., Даливеля О.В., Логинова И.Н., Чурило Н.В., Шинкаренко В.А. В ходе встречи обсуждались вопросы подготовки специалистов к работе с лицами с особенностями психофизического развития в условиях специального и инклюзивного образования в Республике Беларусь и Республике Армении.

Фотографии в оригинальном качестве

Теория и практика: знакомство  декана факультета специального образования Армянского государственного педагогического университета Авакян А.В. с системой обучения и воспитания детей с нарушением слуха

Сотрудниками института инклюзивного образования 14 сентября 2016 был организован визит декана факультета специального образования Армянского государственного педагогического университета (АГПУ) Авакян Арменуи Владимировны в ГСДУ «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха» (филиал кафедры сурдопедагогики).

В презентации центра директор, Веретенникова Алла Вячеславовна, рассказала о структуре и содержании деятельности учреждения, специалистах, осуществляющих образовательный процесс с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Особый акцент она сделала на характеристике групп кратковременного пребывания и их роли в подготовке детей со слуховой депривацией к интегрированному обучению и воспитанию и инклюзивному образованию.

Заместитель директора института инклюзивного образования Феклистова Светлана Николаевна подчеркнула значимость взаимодействия института и республиканского центра для качественной подготовки специалистов к работе с детьми с нарушением слуха. В качестве основных направлений сотрудничества были выделены возможности проведения на базе центра практических и лабораторных занятий, педагогической практики для студентов; организация консультативной помощи специалистам центра сотрудниками института инклюзивного образования.

Арменуи Владимировне была предоставлена возможность посетить занятия педагогов республиканского центра. Учитель-дефектолог Розанова Ольга Николаевна продемонстрировала специфику работы с детьми после операции кохлеарной имплантации раннего возраста в группе кратковременного пребывания. Возможности слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха дошкольного возраста с использованием верботональной аппаратуры показала учитель-дефектолог Раткевич Александра Владимировна. Особый эмоциональный отклик вызвали занятия, проведенные музыкальным руководителем Чаплинской Натальей Александровной.

Авакян А.В. выразила огромную благодарность сотрудникам Республиканского центра для детей дошкольного возраста с нарушением слуха за профессионализм и теплый прием, отметила высокий уровень технического оснащения учреждения образования и пожелала команде талантливых перспективных педагогов развития и новых побед.

Фотографии в оригинальном качестве

В Институте инклюзивного образования стартовала программа академического обмена преподавателями

В Институте инклюзивного образования, в соответствии с приказом ректора БГПУ, 6 марта 2017 года начата реализация программы академического обмена преподавателями с Армянским государственным педагогическим университетом имени Хачатура Абовяна (АГПУ).

Для чтения лекций студентам Института инклюзивного образования приглашена Азатян Тереза Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по науке и поствузовскому образованию факультета специального образования АГПУ.

Программой академического обмена предусмотрено чтение учебной дисциплины «Организация инклюзивного образования», в содержание которой включены правовые нормы и модели инклюзии, изучение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья как инструмента сопровождения, поддержки и оценивания образовательных потребностей детей, вопросы организации инклюзивного образования в учреждениях общего среднего образования, разработки индивидуальных образовательных программ, сотрудничества семьи, школы и общества. Объем учебной дисциплины составляет 24 академических часа.

Благодаря программе академического обмена у студентов Института инклюзивного образования появилась возможность более глубокого осмысления проблем инклюзивного образования, сравнения систем образования детей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и Республике Армения. Желаем нашим студентам новых идей и открытий, профессионального роста!

Фотографии в оригинальном качестве

Инклюзивное образование лиц с инвалидностью: Польша – Беларусь

В период с 17 по 24 сентября 2016 года сотрудники Института инклюзивного образования БГПУ принимают участие в обучающем семинаре «Инклюзивное образование как условие социальной интеграции лиц с инвалидностью – Беларусь» в г. Варшава.

Участникам семинара предоставлена возможность прослушать лекции преподавателей Академии специальной педагогики им. М. Гжегожевской (г. Варшава), Мазовецкого центра усовершенствования учителей, а также директора института инклюзивного образования БГПУ Хитрюк Веры Валерьевны. В дискуссиях по проблеме создания системы поддержки и помощи лицам с особенностями психофизического развития, о роли ассистента ребенка с особенностями психофизического развития в процессе организации инклюзивного образования принимают участие заместитель директора по научной работе института инклюзивного образования Феклистова С.Н., доцент кафедры олигофренопедагогики Новицкая-Гаврилко В.М., старший преподаватель Светлакова О.Ю. Особую значимость имеют практические занятия, в процессе которых моделируются и обсуждаются различные подходы к организации включения ребенка с особыми образовательными потребностями в общее образовательное пространство. В процессе «мозгового штурма» осуществляется поиск наиболее адекватных способов и приемов обеспечения принятия каждого ребенка, в том числе и «особого».

Фотографии в оригинальном качестве

Институт инклюзивного образования посетила с визитом Донателло Петретто, помощник ректора по организации инклюзивного образования Университета Кальяри (Италия)

В Институте инклюзивного образования 3 марта 2017 года состоялась встреча с Донателлой Петретто, помощником ректора по организации инклюзивного образования Университета Кальяри (Италия), которая прибыла в Республику Беларусь в составе официальной делегации автономного региона Сардиния (Италия) для участия в Днях образования и науки Сардинии в Республике Беларусь.

Во время встречи директор Института инклюзивного образования Хитрюк Вера Валерьевна охарактеризовала приоритетные направления деятельности Института, а также возможные перспективы сотрудничества с Университетом Кальяри в области инклюзивного образования.

Донателла Петретто посетила учебную лабораторию по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ». Заведующий лабораторией – Вабищевич Ольга Михайловна – представила результаты работы сотрудников Института инклюзивного образования по обобщению и распространению опыта использования информационных технологий в образовании и социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития, а также рассказала о собственных разработках преподавателей Института. Возможности использования специализированных аппаратных средств в работе с людьми с особыми образовательными потребностями продемонстрировали инженер-программист Паршонок Елена Владимировна и специалист Шепелевич Евгений Михайлович. Особый интерес у Донателлы Петретто вызвали альтернативные устройства ввода и управления компьютером, прибор создания тактильной графики PIAF, Брайлевский органайзер.

В рамках визита состоялось обсуждение перспектив сотрудничества Института инклюзивного образования БГПУ с Университетом Кальяри. В переговорах приняли участие директор Института инклюзивного образования Хитрюк Вера Валерьевна и заместитель директора Феклистова Светлана Николаевна. В ходе встречи обсуждались вопросы организации совместных научных исследований по проблемам инклюзивного образования в школе и учреждениях высшего образования, организации академического обмена преподавателями и студентами. Хитрюк В.В. рассказала Д. Петретто о Республиканском ресурсном центре инклюзивного образования, открытие которого планируется 29.03.2017, о возможностях его использования для организации дистанционного взаимодействия между двумя университетами (проведения вебинаров, on-line лекций, конференций).

Донателла Петретто высказала искреннюю заинтересованность во взаимодействии с сотрудниками Института инклюзивного образования.

Фотографии в оригинальном качестве

В Институте инклюзивного образования состоялась встреча с Ахметзяновой Анной Ивановной, заместителем директора по научной деятельности Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета

15 марта 2017 года Институт инклюзивного образования посетила Ахметзянова Анна Ивановна, заместитель директора по научной деятельности Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ). Целью визита было определение направлений сотрудничества между Институтом инклюзивного образования БГПУ и Институтом психологии и образования КФУ.

Директор Института инклюзивного образования Хитрюк Вера Валерьевна раскрыла образовательный и научный потенциал Института, основные направления международного сотрудничества, а также перспективы взаимодействия в рамках деятельности Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования, открытие которого планируется 29 марта 2017 года. Заместитель директора Феклистова Светлана Николаевна охарактеризовала опыт организации академического обмена преподавателями и студентами, возможности сотрудничества в процессе реализации сетевых программ магистерской подготовки.

Заведующий учебной лабораторией по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ» Вабищевич Ольга Михайловна и специалист лаборатории Шепелевич Евгений Михайлович продемонстрировали результаты работы сотрудников Института по обобщению и распространению опыта использования информационных технологий в образовании лиц с особенностями психофизического развития. Ахметзянова А.И. отметила высокий уровень оснащенности лаборатории специализированными аппаратными средствами.

Ахметзянова Анна Ивановна высказала искреннюю заинтересованность в разработке и реализации совместных научных проектов, программ академического обмена. Надеемся на плодотворное сотрудничество Института инклюзивного образования БГПУ и Институтом психологии и образования КФУ.

Фотографии в оригинальном качестве

Институт инклюзивного образования посетила с визитом делегация Линнаньского педагогического университета (Китайская народная республика)

Институт инклюзивного образования 23 марта 2017 года посетила с визитом делегация Линнаньского педагогического университета (Китайская Народная Республика). В составе делегации прибыли Лю Мингуй – ректор Линнаньского педагогического университета, Чжэн Чжицзюнь – директор отдела иностранных дел, Чжао Цзиньчжун – директор отделения китайского языка и Цюй Фэй – партсекретарь института физкультуры.

Заместитель директора Института инклюзивного образования Феклистова С.Н. кратко представила историю развития подготовки педагогических кадров к работе с детьми с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, рассказала гостям об основных направлениях работы Института на современном этапе, охарактеризовала возможные пути сотрудничества с Линнаньским педагогическим университетом, сделав особый акцент на научном и образовательном потенциале Института инклюзивного образования, перспективах организации академического обмена преподавателями и студентами, возможностях организации для иностранных студентов обучения в БГПУ на I и II ступенях высшего образования.

В ходе встречи представители китайской делегации получили возможность ознакомиться с направлениями деятельности Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования. Сотрудники Института – Феклистова С.Н., Лемех Е.А., Вабищевич О.М., Малевич О.М., Забелич Д.Н. – представили зарубежным коллегам коллекцию средств альтернативной и поддерживающей коммуникации, используемой в работе с детьми, имеющими тяжелые и (или) множественные нарушения развития, а также другие важные ресурсы центра (FM-системы для работы с детьми с нарушениями слуха, Брайлевский органайзер для детей с нарушениями зрения, вертикализатор, используемый при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и др.).

Ректор Линнаньского педагогического университета Лю Мингуй высказал искреннюю заинтересованность во взаимодействии с Институтом инклюзивного образования БГПУ. В беседе с представителями Института Лю Мингуй отметил, что в их университете имеется лишь небольшой – четырехлетний – опыт подготовки кадров к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому сотрудничество с Институтом для них особенно важно. Особая благодарность была высказана сотрудникам Института инклюзивного образования за подготовку презентации на китайском языке.

Фотографии в оригианльном качестве

Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования принял делегацию педагогов Литовской Республики

7 апреля 2017 г. Республиканский ресурсный центр Института (РРЦИО) инклюзивного образования БГПУ посетила с визитом делегация педагогов из Литовской Республики.

Администрация Института – директор Института инклюзивного образования  Хитрюк Вера Валерьевна и заместитель директора Феклистова Светлана Николаевна рассказали коллегам из Литовской Республики об основных направлениях деятельности Института инклюзивного образования, образовательном и научном потенциале Института. Особый акцент был сделан на возможностях обучения в магистратуре БГПУ, а также получения дополнительных специальностей в Институте повышения квалификации и переподготовки.

В процессе беседы обсуждались модели образования детей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и Литовской Республике, особенности развития инклюзивного образования в разных странах.

Начальник Республиканского ресурсного центра Малевич Ольга Валерьевна охарактеризовала функции центра, проинформировала об образовательных мероприятиях, проводимых при участии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. В своем выступлении она подчеркнула, что РРЦИО является уникальным комплексным подразделением нового типа, основной задачей которого выступает обобщение и распространение опыта использования образовательных ресурсов для лиц с особенностями психофизического развития в подготовке и повышении квалификации педагогов.

Педагогам из Литовской Республики были продемонстрированы уникальные ресурсы, предназначенные для использования в образовании детей с особенностями психофизического развития, а также собственные разработки сотрудников Института инклюзивного образования.

Руководитель делегации Наталья Мустафаева поблагодарила руководство и коллектив Института за возможность ознакомиться с опытом работы белорусских коллег.

Фотографии в оригинальном качестве

Институт инклюзивного образования: международное сотрудничество

28 октября 2016 года в рамках международной конференции «Инклюзивные процессы в образовании» сотрудниками института инклюзивного образования БГПУ был проведен ряд переговоров и встреч.

В деловой встрече с академиком Николаем Николаевичем Малофеевым, директором Института коррекционной педагогики, вице-президентом Российской академии образования приняла участие директор института Хитрюк В.В. Среди основных обсуждаемых вопросов стал поиск путей расширения научных и академических связей родственных по духу и содержанию деятельности организаций.

Состоялись также переговоры с Петретто Донателлой Ритой – делегатом ректора по вопросам инвалидности для университета Кальяри (Италия). В переговорах приняли участие заместитель директора института инклюзивного образования по научной работе Феклистова С.Н., доцент кафедры олигофренопедагогики Лемех Е.А. и старший преподаватель кафедры олигофренопедагогики Светлакова О.Ю. Стороны охарактеризовали основные направления деятельности в области образования лиц с особенностями психофизического развития. Намечены возможные направления сотрудничества института инклюзивного образования БГПУ и университетом Кальяри в области организации инклюзивного образования на всех уровнях системы образования.

Фотографии в оригинальном качестве

Стажировка сотрудников Института инклюзивного образования в Московском городском педагогическом университете

В период с 16.11.2016 по 18.11.2016 состоялась стажировка сотрудников Института инклюзивного образования БГПУ в Институте специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета. В стажировке приняли участие заместитель директора Института Феклистова Светлана Николаевна, доцент кафедры логопедии Баль Наталия Николаевна и заведующий кафедрой олигофренопедагогики Шинкаренко Владимир Анатольевич.

Основными целями стажировки выступили:

  1. изучение опыта подготовки специалистов к работе в условиях инклюзивного образования;
  2. определение направлений сотрудничества с Институтом специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета.

Программа стажировки включала:

  • изучение содержания подготовки педагогических кадров к работе с детьми с особенностями психофизического развития в условиях специального и инклюзивного образования;
  • изучение опыта разработки и реализации программ магистерской подготовки в Институте специального образования и комплексной реабилитации МГПУ «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии», «Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения», «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями»;
  • презентацию опыта подготовки специалистов к работе в условиях специального и инклюзивного образования в Институте инклюзивного образования БГПУ;
  • определение направлений сотрудничества с Институтом специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета по обмену опытом в области подготовки специалистов к работе в условиях специального и инклюзивного образования.

16.11.2016 прошла встреча сотрудников Института инклюзивного образования БГПУ с директором Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ Приходько Оксаной Георгиевной, заместителем директора по научно-исследовательской работе Мануйловой Викторией Викторовной, заведующим лабораторией инклюзивного образования Левченко Ириной Юрьевной. Состоялся обмен опытом подготовки педагогических кадров к работе с детьми с особенностями психофизического развития в условиях специального и инклюзивного образования. В процессе беседы были намечены направления сотрудничества Института инклюзивного образования БГПУ и Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ.

17.11.2016 члены программы стажировки приняли участие в тематических чтениях, посвященных 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского. Сделан доклад на тему «Роль Института инклюзивного образования БГПУ в подготовке специалистов к работе с детьми с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь». Заключена предварительная договоренность о совместной организации и проведении ежегодных тематических чтений, посвященных деятельности ученого.

18.11.2016 состоялась встреча Феклистовой С.Н. и Баль Н.Н. с проректором по организационно-правовым и экономическим вопросам МГПУ Рожковым Артемием Игоревичем. Обсуждались вопросы реализации академического обмена и совместных магистерских программ.

Шинкаренко В.А. 18.11.2016 принял участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты» с докладом на тему «Концепция профессионального самоопределения учащихся с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь».

В процессе стажировки осуществлялось посещение занятий преподавателей Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ с бакалаврами и магистрантами на темы «Современные подходы к диагностике и коррекции речедвигательных нарушений у детей», «Междисциплинарный подход в психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья», «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Опыт, представленный коллегами из МГПУ, будет внедрен в процесс подготовки специалистов в Институте инклюзивного образования БГПУ.

Таким образом, по результатам стажировки в Институте специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета были заключены договоренности о возможности:

  1. организации академического обмена студентами и преподавателями;
  2. разработки и реализации совместной программы магистерской подготовки «Комплексная диагностика нарушений развития в условиях психолого-медико-педагогической консультации (комиссии)»;
  3. ежегодной подготовки и издания межвузовского сборника научных трудов.

Результаты стажировки в Институте специального образования и комплексной реабилитации МГПУ будут внедрены в образовательный процесс Института инклюзивного образования БГПУ.

Фотографии в оригинальном качестве

Программа мобильности MOST: визит в центр реабилитации слуха и речи «SUVAG» (г. Загреб, Республика Хорватия)

В рамках программы мобильности для целенаправленных межличностных контактов MOST сотрудники БГПУ посетили центр реабилитации слуха и речи «SUVAG» (г. Загреб, Республика Хорватия).

В программе мобильности, включающей обучающий курс «Верботональный метод как средство слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха», приняли участие заместитель директора института инклюзивного образования БГПУ Феклистова Светлана Николаевна (руководитель группы), заместитель директора по научно-методической работе института повышения квалификации и переподготовки БГПУ Радыгина Вероника Валерьевна и декан факультета повышения квалификации института повышения квалификации и переподготовки БГПУ Клезович Ольга Валерьевна.

Целью мероприятия мобильности явилось изучение международного опыта слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

Содержание программы обучающего курса включало:

  • ознакомление со структурой Центра реабилитации слуха и речи «SUVAG»;
  • изучение опыта взаимодействия разных специалистов в процессе слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами разного возраста;
  • ознакомление с теорией и практикой организации коррекционной работы с детьми с нарушением слуха раннего, дошкольного и школьного возраста (в структуре верботонального метода реабилитации людей с нарушением слуха);
  • разработку индивидуальных программ коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами;
  • изучение опыта организации инклюзивного образования детей с нарушением слуха и нарушениями речи в Республике Хорватия.

С основными принципами, задачами и направлениями работы центра реабилитации слуха и речи «SUVAG» ознакомила директор – Адинда Дульчич. В процессе беседы с ней были намечены возможности взаимодействия института инклюзивного образования БГПУ и центра «SUVAG» (проведение совместных вебинаров, on-line лекций, консультирование и др.).

Состоялась встреча с инженером Владимиром Козина – конструктором уникальной звукоусиливающей аппаратуры, составляющей техническую основу верботонального метода реабилитации людей с глубоким нарушением слуха. В интересной беседе были раскрыты возможности улучшения качества восприятия речи у детей с нарушением слуха, компенсированным как слуховым аппаратом, так и кохлеарным имплантом.

Особый интерес вызвали практические занятия, проведенные сотрудниками центра на базе диагностического отделения, детского сада и школы «SUVAG». Участники программы мобильности посетили уникальные занятия по развитию слуха и речи детей раннего и дошкольного возраста с использованием музыкальной стимуляции, стимуляции движениями, изучили основы методического приема фонетической ритмики.

Возможность изучения опыта организации интегрированного и инклюзивного образования детей с нарушением слуха и нарушениями речи была предоставлена при посещении общеобразовательной школы «Davorin Trstenjak». Педагоги школы продемонстрировали возможность адаптации учебных программ в соответствии с индивидуальными возможностями конкретного ученика, вариативного применения методических приемов обучения, обеспечения адекватной «речевой поддержки» учащихся с нарушением слуха и нарушениями речи.

Результаты стажировки в центре реабилитации слуха и речи «SUVAG» будут внедрены в содержание учебных программ учебных дисциплин института инклюзивного образования, а также обучающих курсов для педагогов.

Фотографии в оригинальном качестве

Институт инклюзивного образования посетили гости из Швеции

29 апреля 2017 года в Республиканском ресурсном центре инклюзивного образования состоялась встреча со шведскими коллегами, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями.

Бу Хейльсков Элвен, профессиональный психолог, практикующий в Дании и Швеции, познакомил коллег из Института инклюзивного образования с опытом работы в сфере обучения персонала методам контроля проблемного поведения. Директор Института инклюзивного образования Вера Валерьевна Хитрюк охарактеризовала систему образования детей с особенностями психического развития в Республике Беларусь и рассказала о подготовке педагогических кадров для специального и инклюзивного образования в Институте инклюзивного образования.

Во время круглого стола были обсуждены актуальные вопросы организации специальных условий для разных категорий особенных детей с учетом развития инклюзивных тенденций, представлен положительный опыт Беларуси и Швеции. Были обсуждены проблемные вопросы, намечены пути дальнейшего сотрудничества.

В память о встрече Бу Хейльсков Элвен подарил ресурсному центру свою книгу, изданную на русском языке, «Проблемное поведение у людей с особенностями развития», оставил дарственную надпись.

Книга пополнит библиотеку центра, будет полезна как специалистам, так и родителям, принимающим участие в мероприятиях центра.

Фотографии в оригинальном качестве

Визит эстонских педагогов в Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования

5 апреля 2017 г. группа педагогов – директоров, методистов и воспитателей детских садов во главе с главным специалистом департамента образования г. Таллинна Миленой Погодаевой посетила Институт инклюзивного образования БГПУ. Визит состоялся на базе Республиканского ресурсного центра. Об основных направлениях и задачах его деятельности, особенностях подготовки кадров для работы с детьми с особенностями психофизического развития в новых образовательных условиях гостям рассказали директор Института инклюзивного образования Вера Валерьевна Хитрюк и заместитель директора по научной работе Светлана Николаевна Феклистова. Эстонским коллегам было продемонстрировано специальное оборудование для работы с детьми с особенностями психофизического развития, а также электронные ресурсы Института.

Светлана Николаевна Феклистова охарактеризовала возможные пути международного сотрудничества, сделав особый акцент на научном и образовательном потенциале Института инклюзивного образования, возможностях обучения в сетевой магистратуре, стажировках.

Доцент кафедры логопедии Института инклюзивного образования Наталия Николаевна Баль представила гостям презентацию о национальной системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития, традициях специального дошкольного образования в Республике Беларусь и перспективах интегрированного и инклюзивного образования. По просьбе эстонских педагогов сотрудниками Института инклюзивного образования организованы визиты в специальные дошкольные учреждения № 231 и 235 г. Минска.

В завершение встречи руководитель делегации Милена Погодаева поблагодарила руководство и коллектив Института за возможность ознакомиться с опытом работы белорусских педагогов, высказала заинтересованность во взаимодействии с сотрудниками Института инклюзивного образования БГПУ.

Фотографии в оригинальном качестве

Обучение в рамках международных договоров