Контакты


220114, г. Минск,

ул. Ф. Скорины, 13

Учебно-организационный отдел:

дневная форма получения образования
тел. 267-92-57, каб. 516 (5 этаж)

заочная форма получения образования
тел. 267-97-73, каб. 518 (5 этаж)

тел/факс 369-80-36

E-mail: iio@bspu.by

Веб-сайт: http://iio.bspu.by

Группа ИИО в ВК Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ

Презентация Института

Презентация ИИО


Видеоотчет учебной лаборатории


Электронное расписание института инклюзивного образования




Банер официального сайта Республики БеларусьБаннер Министерства образования Республики Беларусь Баннер на Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь Баннер базы данных научной периодики - ScopusБаннер государственной программы "Доступная среда" РоссииБаннер Национального правового интернет-портала Республики Беларусь Баннер Детского правового сайтаБаннер NORD UniversityБаннер САФУ имени М. В. ЛомоносоваБаннер Fontys University of Applied Sciences
Юнисеф
События
Научно-педагогическая школа

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

Научно-педагогическая школа воспитания и обучения детей с нарушением слуха, детей с интеллектуальной недостаточностью действует с 1990 года.

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Обухова Тамара Исаковна.

Обухова Тамара Исаковна

Тамара Исаковна Обухова – активный консультант органов образования, автор научных статей, учебно-методических пособий для педагогов учреждений дошкольного образования, студентов учреждений высшего образования. Имеет более 220 публикаций. Тамара Исаковна является автором первой национальной программы специального дошкольного образования в Республике Беларусь (1997), программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха» (2006), учебного пособия для подготовительного класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха «Произношение» (2002). Особое место занимает подготовка Т.И. Обуховой пособий для учителей-дефектологов и воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха, а также студентов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика»: «Самостоятельная работа студентов по методике дошкольного воспитания» (2000), «Основы дошкольной сурдопедагогики» (2005), «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха» (2007), «Ознакомление с окружающим миром детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха» (2008), «Коррекционно-педагогическая помощь детям младенческого и раннего возраста с нарушением слуха» (2010), «Особенности обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха» (2010), «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха» (2011), «Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха» (2013), «Дидактические и подвижные игры в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха» (2014), «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (дети с нарушением речи и с нарушением слуха)» (2015) и др.

В публикациях Т.И. Обуховой нашли свое отражение наиболее актуальные вопросы теории и практики образования детей с особенностями психофизического развития: определение содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха; организация коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха на основе использования верботонального метода; формирование изобразительной деятельности детей с нарушением слуха дошкольного возраста; развитие наглядного мышления детей с нарушением слуха дошкольного возраста; развитие воображения учащихся c нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности; организация кружковой и клубной работы с учащимися с нарушением слуха; взаимодействие специалистов и родителей, воспитывающих детей с нарушением слуха; создание условий для социализации и интеграции детей с нарушением слуха; использование видеометода в процессе профессиональной подготовки сурдопедагогов и др.

В состав участников научно-педагогической школы входит 15 человек (в том числе 5 кандидатов педагогических наук, доцентов).

Основные направления научно-педагогической деятельности школы:

  • изучение особенностей развития детей с нарушением слуха, с интеллектуальной недостаточностью в сравнении с нормально развивающимися детьми;

  • разработка содержания и методики коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием новых методов и технологий (верботональной методики реабилитации и др.);

  • формирование различных видов деятельности (игровой, изобразительной, речевой) у детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, с интеллектуальной недостаточностью;

  • разработка содержания и методики коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом;

  • формирование творческого и воссоздающего воображения учащихся с нарушением слуха в процессе обучения изобразительной деятельности;

  • развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Под руководством Т.И. Обуховой защищены четыре кандидатские диссертации:

Феклистова С.Н. «Формирование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха» (2003);

Мамонько О.В. «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в спортивно-игровой деятельности» (2003);

Сороко Е.Н. «Формирование готовности младших дошкольников с нарушением слуха к созданию предметного изображения» (2011);

Киселева А.В. «Формирование творческого воображения в процессе обучения изобразительной деятельности учащихся с нарушением слуха» (2012).

Обухова Т.И. осуществляла руководство исследованиями магистрантов: Грищенко А. Н. «Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха», Минько Ю. Н. «Развитие наглядного мышления у неслышащих и слабослышащих детей дошкольного возраста», Прокопик Е. Н. «Особенности работы по реализации потенциальных слуховых возможностей детей с нарушением слуха».

Реализацию идей научно-педагогической школы воспитания и обучения детей с нарушением слуха, детей с интеллектуальной недостаточностью продолжают ученики Т.И. Обуховой в процессе руководства научными исследованиями молодых ученых.

Так, под руководством кандидата педагогических наук, доцента Феклистовой С. Н. подготовлено к защите 8 диссертационных исследований магистрантов (в том числе 2 – граждан Республики Кипр):

  • Атанасиу Нектария Панагиоти «Индивидуальный подход в процессе коррекции произносительной стороны устной речи учащихся с нарушением слуха»;

  • Боровкова О. Н. «Педагогические условия формирования самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников с нарушением слуха»;

  • Векша М. С. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием аудиовизуального курса»;

  • Денищик Е. В. «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами»;

  • Дорошкевич О. О «Формирование интонационной структуры устной речи слабослышащих младших школьников на индивидуальных занятиях»;

  • Маньятис Христодулос Андреа «Коррекция нарушений голоса младших школьников с нарушением слуха»;

  • Тарабонда Н. Е. «Развитие диалогической речи слабослышащих младших школьников на индивидуальных занятиях»;

  • Чернышевич Л. А. «Моделирование как средство коррекции ритмической структуры слов в речи глухих учащихся начальных классов».

Кандидатом педагогических наук, доцентом Мамонько О. В. осуществлено руководство следующими исследованиями магистрантов:

  • Шутовой Т. А. «Формирование практических навыков познания окружающей действительности у дошкольников с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития»;

  • Петросян Л. А. «Формирование способов приема пищи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями»;

  • Чигуновой Д. А. «Формирование представлений о неживой природе у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в процессе практических действий».

Магистрантом Юревич Е. М. (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Сороко Е. Н.) проведено исследование на тему «Электронные образовательные ресурсы как средство формирования эле­ментарных математических представлений у старших дошкольников с нару­шением слуха».

Магистрант Морозова Е. В. Под руководством кандидата педагоги­ческих наук, доцента Киселевой А. В. выполнила исследование на тему «Дифференцированный подход к развитию воображения младших школьников с нарушением слуха на уроках по предмету "Изобразительное искусство"».

Результаты научных исследований членов научно-педагогической школы получили дальнейшее развитие в процессе реализации экспериментальных и инновационных проектов:

  • Использование верботональной методики реабилитации детей с нарушением слуха (научный руководитель – кандидат педагоги­ческих наук, доцент Обухова Т.И.);

  • Апробация программного обеспечения обучения и воспитания слепоглухих детей (научный руководитель – кандидат педагоги­ческих наук, доцент Феклистова С.Н.);

  • Апробация программного обеспечения коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами (научный руководитель – кандидат педагоги­ческих наук, доцент Феклистова С.Н.).

  • Внедрение программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста (научный консультант – кандидат педагогических наук, доцент Феклистова С.Н.);

  • Внедрение модели методического обеспечения процесса обучения и воспитания слепоглухих детей на базе ресурсного центра ГУО «Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат №2 для детей с нарушениями зрения (научный консультант – кандидат педагогических наук, доцент Феклистова С.Н.).

Члены научно-педагогической школы участвуют в разработке научных исследований в рамках реализации Государственных программ:

Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012 – 2016 годы, задания 04 «Разработать научно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития» (научный руководитель – Феклистова С. Н., члены ВНК – Обухова Т. И., Павлович Н. Е., Дорошкевич О. О., Боровкова О. Н.);

Государственной программы «Информационное общество» подпрограммы «Электронное обучение и развитие человеческого капитала» по темам «Обеспечение деятельности учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ», «Разработка электронных средств обучения для использования в коррекционно-образовательном процессе лиц с особенностями психофизического развития» (Сороко Е. Н. – член ВНК);

Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, подпрограмма «Развитие системы специального образования», задания 04 «Разработать научно-методическое обеспечение психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития» (научный руководитель – Феклистова С. Н.).

Реализация основных направлений деятельности научно-педагогической школы осуществляется в процессе участия в научных исследованиях, финансируемых Министерством образования Республики Беларусь:

  1. «Критерии определения оптимальной интеллектуальной нагрузки учащихся с особенностями психофизического развития при работе с материалами учебника» (2007 г., Сороко Е. Н. – член ВНК);

  2. «Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами» (2010 г., Феклистова С. Н. – научный руководитель задания, Обухова Т. И., Павлович Н. Е. – члены ВНК);

  3. «Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с учащимися 1-4 классов с кохлеарными имплантами» (2011 г., Феклистова С. Н. – научный руководитель задания, Обухова Т. И. – член ВНК);

  4. «Научно-методические основы коррекционной работы по развитию устной речи слабослышащих детей в условиях интегрированного обучения и воспитания» (2007 г., Феклистова С. Н. – научный руководитель задания, Обухова Т. И., Сороко Е. Н. – члены ВНК);

  5. «Использование верботональной методики в обучении детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха» (2008 г., Обухова Т. И. – научный руководитель задания, Феклистова С. Н., Сороко Е. Н. – члены ВНК);

  6. «Научное обоснование и определение содержания учебного предмета «Английский язык» в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах)» (2010 – 2011 гг., Феклистова С. Н. – член ВНК);

  7. «Разработать научно-методическое обеспечение деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (2013 г., Феклистова С. Н. – член ВНК);

  8. «Разработать справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов для подготовки специалистов для системы специального образования» (2012 – 2014 гг., Мамонько О. В. – научный руководитель, Феклистова С. Н. – член ВНК);

  9. «Научно-методические основы коррекционной работы по развитию познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью» (2008 – 2009 гг., Мамонько О. В. – научный руководитель);

  10. «Научное обоснование и разработка программного обеспечения образовательного процесса для детей дошкольного возраста в условиях ЦКРОиР» (2010 г., Мамонько О. В. – член ВНК);

  11. ОНТП «Разработка содержания и научно-методического обеспечения дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников в целях повышения качества образования в современных социально-экономических условиях» («Качество образования») на 2015 – 2017 годы (Задание 07 «Разработать содержание и научно-методическое обеспечение коррекционной работы на уровне дошкольного образования лиц с особенностями психофизического развития»), (2015 – 2016 гг., Обухова Т. И., Феклистова С. Н., Сороко Е. Н. – члены ВНК).

Научные идеи научно-педагогической школы реализуют и студенты – участники студенческих научно-исследовательских лабораторий.

Под руководством кандидата педагогических наук, доцента Мамонько О. В. работает СНИЛ «Методическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психического и (или) физического развития». В качестве основных достижений СНИЛ можно выделить:

разработку и внедрение в практику работы Минского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации диагностических карт, индивидуальных программ, системы игр и упражнений по образовательным областям «Самообслуживание», «Я и Мир», «Игра»;

разработку и внедрение рекомендаций для родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями;

подготовку и проведение городского семинара-практикума для учителей-дефектологов и воспитателей центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации города Минска.

Научным руководителем СНИЛ «Методическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми с кохлеарными имплантами» выступает кандидат педагогических наук, доцент Феклистова С. Н. Основные достижениями СНИЛ:

победитель конкурса «Лучшая СНИЛ БГПУ» в 2016 г.;

грант Министерства образования в 2016 г. на разработку темы «Методическое сопровождение коррекционной работы по развитию связной монологической речи детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, дошкольного возраста» (авторский коллектив СНИЛ: Апанович Е. П, Железная Д. А., Осипчук М. В.);

грант Министерства образования в 2016 г. на разработку темы «Видеоконсультация как форма работы с родителями детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста» (индивидуальный грант, Пудовкина А. Н.);

подготовка совместных публикаций с педагогами филиала кафедры сурдопедагогики – ГСДУ «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха»;

1-е место в конкурсе докладов на Республиканской студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука – инновационный потенциал будущего».

Достижения членов научно-педагогической школы:

Феклистова С. Н. (2010 г.) и Сороко Е. Н. (2013 г.) – стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливых молодых ученых.

Сороко Е. Н.– лауреат конкурса на лучшую диссертацию года, учрежденного Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь (2011 г.).

Павлович Н. Е. – Грант БРФФИ на разработку темы «Коррекция устной речи учащихся с нарушением слуха средствами информационных компьютерных технологий» (2014 г.).

Феклистова С. Н. – обладатель гранта Президента Республики Беларусь (2016 г.).

Научной школой Обуховой Т. И. осуществляется международное сотрудничество с учреждениями образования России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Смоленск, Новосибирск), Украины (Киев, Каменец-Подольск, Львов), Швеции, Италии, Норвегии, Молдовы и др.

Научно-методические разработки, выполненные членами научно-педагогической школы, являются экономически целесообразными, легко внедряемыми и реализуемыми. Результаты, полученные исследователями, расширили круг теоретических и практических разработок по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии.