Контакты



220114, г. Минск,

ул. Ф. Скорины, 13

Учебно-организационный отдел:

дневная форма получения образования
тел. 267-92-57, каб. 516 (5 этаж)

заочная форма получения образования
тел. 267-97-73, каб. 518 (5 этаж)

тел/факс 369-80-36

E-mail: iio@bspu.by

Веб-сайт: http://iio.bspu.by

Группа ИИО в ВК Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ

ПРЕЙСКУРАНТ СТОИМОСТИ ЛИКВИДАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Презентация Института

Презентация ИИО


Видеоотчет учебной лаборатории


Электронное расписание института инклюзивного образования



Банер официального сайта Республики БеларусьБаннер Министерства образования Республики Беларусь Баннер на Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь Баннер базы данных научной периодики - ScopusБаннер государственной программы "Доступная среда" РоссииБаннер Национального правового интернет-портала Республики Беларусь Баннер Детского правового сайтаБаннер NORD UniversityБаннер САФУ имени М. В. ЛомоносоваБаннер Fontys University of Applied Sciences
Юнисеф
События
Экспериментальная и инновационная деятельность
Хитрюк Вера Валерьевна

Научный консультант: Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка, доктор педагогических наук, доцент, контактный телефон: +375 (29) 3577058

e-mail: hvv64@tut.by

Срок реализации: 2017 – 2020 годы

Цель инновационного проекта ‒ внедрение в деятельность учреждений общего среднего образования модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства.

Задачи инновационного проекта

  • организовать деятельность педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по внедрению модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить работу постоянно действующего научно-методического семинара для педагогов по изучению социально-психологической и педагогической структуры тренинговой технологии работы с родителями с привлечением ресурса педагогов-экспериментаторов;
  • обогатить педагогический опыт педагогов компетенциями работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить активную позицию родителей в формировании инклюзивного образовательного пространства;
  • внедрить научно-методическое и организационное обеспечение взаимодействия учреждения общего среднего образования и семьи в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства;
  • обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов посредством приобретения компетенций разработки и использования тренингов в работе с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства.

Ожидаемые результаты

  1. Обеспечение эффективности инклюзивного образования для всех его участников и удовлетворенности родителей условиями и содержанием образовательного процесса.
  2. Изменение характера взаимодействия семьи и учреждения образования посредством повышения родительской инициативы.
  3. Изменение отношений в детском коллективе.
  4. Развитие инклюзивной культуры родителей посредством изменения отношения к ценностям инклюзивного образования и совместному обучению всех детей.
  5. Обновление системы работы педагогов с родителями, обеспечение технологичности этого процесса посредством разработки его научно-методического обеспечения;
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов учреждений общего среднего образования в части овладения ими тренингами в работе с родителями.
  7. Достаточный уровень психолого-педагогической компетентности родителей, правильное понимание ими целей и задач инклюзивного образования и практической готовности родителей к целенаправленному непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.
  8. Сформированность у педагогов и родителей достаточных знаний и установок на необходимость постоянного сотрудничества для улучшения взаимопонимания, здоровья и психологического комфорта всех учащихся в условиях формирования инклюзивного образования.
  9. Углубление и расширение знаний учащихся, учителей и законных представителей обучающихся об инклюзивном образовании.
  10. Готовность педагогов, законных представителей обучающихся и учащихся к принятию и поддержке различных категорий обучающихся (одарённых, детей группы «риска», детей из неблагополучных семей, в т.ч. с особенностями психофизического развития – далее с ОПФР) по запросу.
  11. Активное использование ИКТ-ресурсов и современных образовательных технологий в работе педагогов с родителям.
  12. Повышение имиджа учреждения общего среднего образования и семьи в обществе; укрепление внутрисемейных связей.

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

  1. ГУО «Средняя школа №13 г. Барановичи»
  2. ГУО «Средняя школа №15 г. Барановичи»
  3. ГУО «Средняя школа №17 г. Барановичи»
  4. ГУО «Средняя школа №20 г. Барановичи»
  5. ГУО «Средняя школа №21 г. Барановичи»
Лемех Елена Анатольевна

Научный руководитель: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат психологических наук, доцент

Цель проекта

Подготовка выпускника к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской, методической) в области организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума с учетом особенностей национальных и международных систем специального образования.

Задачи проекта

  1. Разработать и апробировать структуру и содержание образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума».
  2. Сформировать перечень требований к результатам освоения сетевой формы образовательной программы магистратуры.
  3. Отработать условия и технологии организации образовательного процесса при реализации сетевой формы образовательной программы магистратуры.
  4. Апробировать формы и условия взаимодействия всех участников образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума».

Планируемые результаты

  1. Апробация учебного плана, учебных программ сетевой магистерской практико-ориентированной программы.
  2. Отработка форм взаимодействия университетов-партнеров.
  3. Апробация подготовки и защиты магистерских диссертаций, реализации форм взаимодействия магистрантов в условиях дистанционного обучения.
  4. Подготовка методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности.

Базы экспериментальной / инновационной деятельности

  1. Институт инклюзивного образования Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее – БГПУ).
  2. Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее – МГПУ) 
Феклистова Светлана Николаевна

Научный руководитель: Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора по научной работе Института инклюзивного образования БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент

Сроки реализации экспериментального проекта: 2017 – 2021 гг.

Цель экспериментального проекта – подготовка выпускника к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской, экспертно-методической) в области организации ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития с учетом особенностей национальных и международных систем специального образования.

Задачи:

  1. разработать и апробировать структуру и содержание образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии»;
  2. сформировать перечень требований к результатам освоения образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии»;
  3. определить условия и технологию организации образовательного процесса при реализации сетевой формы образовательной программы магистратуры;
  4. апробировать формы и условия взаимодействия всех участников образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности:

  • Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Институт инклюзивного образования (далее – БГПУ)
  • Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Институт специального образования и комплексной реабилитации (далее – МГПУ)

Ожидаемые результаты:

  1. Разработка учебного плана образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 79 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  2. Разработка учебных программ образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  3. Разработка учебно-методического обеспечения образовательной программы магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
  4. Определение перечня компетенций выпускника магистратуры по специальности 1-08 80 05 Коррекционная педагогика в сетевой форме: профилизация «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии».
Гаманович Виктория Эдуардовна

Научный руководитель: Гаманович Виктория Эдуардовна, доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, кандидат педагогических наук.

Сроки реализации проекта: 2017 – 2018 гг.

Цель проекта: апробировать программно-методическое обеспечение коррекционных занятий по формированию у учащихся с нарушениями зрения компетенций пространственного ориентирования и мобильности с помощью технологии GPS-навигации в специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с нарушениями зрения.

Задачи проекта:

  1. Определить GPS-технологии, эффективные для формирования компетенций пространственного ориентирования и мобильности у учащихся с нарушениями зрения.
  2. Апробировать содержание коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность» для учащихся 7–11 классов по теме «Обучение приемам пространственного ориентирования и мобильности с помощью технологии GPS-навигации».
  3. Апробировать методическое обеспечение коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность» для учащихся 7–11 классов по теме «Обучение приемам пространственного ориентирования и мобильности с помощью технологии GPS-навигации».

Планируемые результаты:

  1. Разработка дополнения к программе коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность» для учащихся с нарушениями зрения по теме «Обучение приемам пространственного ориентирования и передвижения с помощью технологии GPS-навигации».
  2. Разработка методического обеспечения коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность» для учащихся с нарушениями зрения в соответствии с содержанием темы «Обучение приемам пространственного ориентирования и передвижения с помощью технологии GPS-навигации» (технологических карт коррекционных занятий, методических рекомендаций; содержания консультаций для специалистов и родителей).

Базы экспериментальной деятельности:

  • ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
  • УО «Шкловская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
 

Научный руководитель: Шинкаренко Владимир Анатольевич, заведующий кафедрой специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, кандидат педагогических наук, доцент.

Сроки реализации проекта: 2016 – 2018 гг.

Цель проекта – провести опытную проверку педагогической технологии подготовки учащихся первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) к выбору профессии.

Задачи проекта: 

  • апробировать содержание педагогической работы, направленной на подготовку учащихся первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) к выбору профессии;
  • апробировать модель взаимодействия педагогических работников вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с органами по труду, занятости и социальной защите, организациями здравоохранения, учреждениями   профессионально-технического и среднего специального образования, родителями (лицами, их заменяющими), общественными объединениями и организациями в области профессиональной ориентации учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью;
  • апробировать методику проведения педагогическими работниками профориентационных мероприятий в IX–X классах первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната).

Планируемые результаты: методические рекомендации «Профессиональное самоопределение учащихся первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)».

Базы экспериментальной деятельности: 

  • Государственное учреждение образования «Городейская вспомогательная школа-интернат»;
  • Государственное учреждение образования «Копыльская вспомогательная школа-интернат»;
  • Государственное учреждение образования «Руденская вспомогательная школа-интернат».  
Феклистова Светлана Николаевна

Научный руководитель: Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора по научной работе Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, кандидат педагогических наук, доцент.

Контактный телефон: +375 (44) 7463118 (Velcom).

E-mail: feklsv@mail.ru

Сроки реализации проекта: 2017 – 2018 гг.

Цель экспериментальной деятельности: разработать и апробировать аудиовизуальные комплексы как средство формирования и развития речи детей с нарушением слуха и методические рекомендации по их использованию на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования.

Задачи:

  • разработать содержание разноуровневых вариативных аудиовизуальных комплексов для формирования и развития связной диалогической и монологической речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования;
  • охарактеризовать методические пути реализации дифференцированного подхода, межпредметных связей в процессе формирования и развития речи детей с нарушением слуха с использованием аудиовизуальных комплексов;
  • апробировать разноуровневые аудиовизуальные комплексы в образовательном процессе с детьми с нарушением слуха на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования;
  • разработать методические рекомендации по формированию и развитию речи детей с нарушением слуха с использованием аудиовизуальных комплексов на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования.

Социальная значимость экспериментальной деятельности обусловлена тем, что внедрение аудиовизуальных комплексов в образовательный процесс с детьми с нарушением слуха позволит обеспечить условия для повышения качества их социализации.

Ожидаемые результаты:

Разработка учебно-методического обеспечения коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и речи детей с нарушением слуха на уровнях дошкольного и первой ступени общего среднего образования, включающего:

  • разноуровневые вариативные тексты диалогов и тексты монологического характера;
  • наглядные средства к указанным текстам;
  • перечень видов заданий к текстам;
  • методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода в процессе развития речи детей с нарушением слуха на уровне дошкольного образования;
  • методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода в процессе развития речи детей с нарушением слуха на I ступени общего среднего образования.

 

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности

Для реализации программы экспериментальной деятельности целесообразно задействовать два учреждения специального образования для детей с нарушением слуха с целью обеспечения преемственности работы на уровнях дошкольного и I ступени общего среднего образования.

Осуществление экспериментальной деятельности планируется на базе следующих учреждений образования:

  • ГСДУ «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха»;
  • ГУО «Ждановичская специальная общеобразовательная школа-интернат»;
  • ГУО «Ясли сад №541 г. Минска».

В эксперименте будут участвовать дети дошкольного возраста с нарушением слуха, а также учащиеся с нарушением слуха 1–4(5) классов.



30 Мая 2014 г. на заседании экспертного совета Национального института образования Республики Беларусь признана эффективность экспериментальной деятельности. Рекомендовано осуществление инновационной деятельности по реализованным экспериментальным проектам.

  • Проект «Апробация программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами» (2011 – 2014 гг.). Научный руководитель – Феклистова С.Н., заведующий кафедрой сурдопедагогики БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент ПОДРОБНЕЕ
  • Проект «Апробация программно-методического обеспечения процесса  обучения и воспитания слепоглухих детей» (2011 – 2014). Научный руководитель – Феклистова С.Н., заведующий кафедрой сурдопедагогики БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент

31 марта 2015 года на базе ГУО «Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат №2 для детей с нарушениями зрения» состоялась встреча научного консультанта инновационного проекта «Внедрение модели методического обеспечения процесса обучения и воспитания слепоглухих детей на базе ресурсного центра учреждения образования», доцента кафедры сурдопедагогики Феклистовой Светланы Николаевны с участниками проекта. Обсуждены пути распространения опыта организации адаптивной образовательной среды, внедрения разработанного методического обеспечения образовательного процесса слепоглухих детей, организации психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с глубокими нарушениями слуха и зрения.


15-16 апреля 2015 года доцент кафедры сурдопедагогики Феклистова Светлана Николаевна приняла участие в международной конференции «Проблемы слепоглухих: опыт, задачи, перспективы» (г. Москва). На конференции обсуждались современные подходы к определению критериев слепоглухоты, проблемы образования слепоглухих детей, подготовки специалистов для работы со слепоглухими, разработки современных средств реабилитации людей с нарушениями зрения и слуха. В своем докладе Феклистова С.Н. представила опыт обучения и воспитания слепоглухих детей в Республике Беларусь (в 2011 – 2014 гг. Феклистова С.Н. являлась научным руководителем экспериментального проекта «Апробация программно-методического обеспечения процесса обучения и воспитания слепоглухих детей», в 2014 – 2016 гг. выступает научным консультантом инновационного проекта «Внедрение модели  методического обеспечения процесса  обучения и воспитания слепоглухих детей на базе ресурсного центра ГУО «Молодечненская специальная общеобразовательная  школа-интернат №2 для детей с нарушениями зрения»).