Контакты


220114, г. Минск,

ул. Ф. Скорины, 13

Учебно-организационный отдел:

дневная форма получения образования
тел. 267-92-57, каб. 516 (5 этаж)

заочная форма получения образования
тел. 267-97-73, каб. 518 (5 этаж)

тел/факс 369-80-36

E-mail: iio@bspu.by

Веб-сайт: http://iio.bspu.by

Группа ИИО в ВК Наш канал на YouTube

ИНФОРМАЦИЯ

Презентация ИИО

Презентация ИИО


Внебюджетная деятельность ИИО: результаты и перспективы

Внебюджетная деятельность ИИО результаты и перспективы

 


Видеоотчет учебной лаборатории


Электронное расписание института инклюзивного образования




Банер официального сайта Республики БеларусьБаннер Министерства образования Республики Беларусь Баннер на Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь Баннер базы данных научной периодики - ScopusБаннер государственной программы "Доступная среда" РоссииБаннер Национального правового интернет-портала Республики Беларусь Баннер Детского правового сайтаБаннер NORD UniversityБаннер САФУ имени М. В. ЛомоносоваБаннер Fontys University of Applied Sciences
Юнисеф
Центр поддержки детей с аутизмом
Распространим жест
Об Институте инклюзивного образования

Выбрать язык / Change language

Положение об Институте инклюзивного образования

ОБ ИНСТИТУТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 сентября 2016 года в соответствии с приказом ректора БГПУ от 04.07.2016 № 67 на базе факультета специального образования открыт Институт инклюзивного образования.

Актуальность создания Института инклюзивного образования обусловлена, в первую очередь, присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году и ратифицированной в нашей стране в 2016 году. Данная конвенция определяет обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

Инклюзивное образование – мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития) в единый образовательный процесс. Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка.

В Республике Беларусь принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития и разработан план ее реализации на  2016 – 2020 гг. Однако, в международной практике инклюзивное образование рассматривается шире, так как организуется для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающимися с разными образовательными потребностями (одаренными и талантливыми детьми; детьми с нарушениями поведения, девиантным поведением; детьми, представляющими национальные меньшинства и детьми из семей мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детьми, находящимися в социально опасном положении; детьми с особенностями психофизического развития и др.) Такой подход обуславливает необходимость расширения спектра задач, требующих решения.

Институт инклюзивного образования осуществляет подготовку специалистов на I ступени высшего образования дневной и заочной форм получения образования по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», на II ступени высшего образования по специальности «Коррекционная педагогика»; организует и проводит научные исследования в области специального и инклюзивного образования.

Структура института инклюзивного образования включает следующие подразделения:

Приоритетными направлениями деятельности института инклюзивного образования являются:

развитие системы подготовки педагогов, способных к реализации вариативных форм образования лиц с особыми образовательными потребностями на разных уровнях образования (организация образовательного процесса на первой ступени высшего профессионального образования, разработка и реализация магистерских программ, подготовка кадров высшей квалификации);

организация научных исследований в области инклюзивного и специального образования, апробация и внедрение результатов в процессе экспериментальной и инновационной деятельности;

разработка и внедрение научно-методического обеспечения инклюзивного и специального образования, современных образовательных технологий;

создание и поддержка профессионального консультативного сайта для специалистов и родителей по прикладным вопросам модернизации системы образования;

усиление взаимодействия с родителями лиц с особыми образовательными потребностями;

расширение связей с общественными организациями, представляющими интересы лиц с особыми образовательными потребностями;

развитие международного сотрудничества;

организация и проведение национальных и международных научно-практических конференций, конкурсов, выставок по актуальным проблемам инклюзивного и специального образования. 

Таким образом, Институт инклюзивного образования выступает учебно-научно-производственным центром, обеспечивающим разработку концептуальных основ и осуществление образовательной, научной, учебно-методической и практической деятельности в области инклюзивного и специального образования в Республике Беларусь.

Приказом ректора БГПУ назначена администрация института инклюзивного образования:

Хитрюк Вера Валерьевна – директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук, доцент;

Волченков Владимир Степанович – заместитель директора по учебной работе;

Феклистова Светлана Николаевна – заместитель директора по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент;

Мокрецова Валентина Михайловна – заместитель директора по воспитательной работе;

Турский Болеслав Тадеушевич – начальник учебно-организационного отдела.

  • подготовка специалистов на первой ступени получения высшего образования;
  • открытие специальностей практикоориентированной и сетевой магистратуры;
  • подготовка специалистов на второй ступени получения высшего образования;
  • учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • маркетинг и взаимодействие с потребителями;
  • взаимодействие с университетами, зарубежными партнерами и участниками учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования;
  • внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс;
  • развитие технологий дистанционного обучения;
  • материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Цель Института: обеспечить высокое качество подготовки кадров на первой и второй ступенях получения высшего образования по специальностям направления «Специальное образование», разработку научно-методического обеспечения инклюзивного образования.

Задачи Института:

  1. Разработать образовательные стандарты нового поколения и учебные планы по специальностям направления «Инклюзивное и специальное образование».
  2. Разработать новые учебные программы на компетентностной основе по специальным учебным дисциплинам для 1 курса.
  3. Продолжить работу по развитию технологии дистанционного обучения с использованием платформы Moodle.
  4. Разработать контрольно-измерительные материалы для самостоятельной работы студентов и самоконтроля в межсессионный период, продолжить разработку методического обеспечения рейтинговой системы оценки компетенций студентов.
  5. Повысить эффективность методик преподавания учебных дисциплин на основе использования современных образовательных технологий и методических ресурсов филиалов кафедр.
  6. Усилить практикоориентированный характер научно-исследовательской работы, обеспечить участие кафедр в конкурсах на соискание грантов Мингорисполкома и Миноблисполкома.
  7. Усилить воспитательную работу по формированию профессиональной культуры студентов в рамках специальных учебных дисциплин.
  8. Повысить эффективность профориентационной работы с потенциальными абитуриентами, в том числе учащимися педагогических классов.

С основными сведениями о результатах деятельности Института инклюзивного образования за 2016-2017 учебный год можно ознакомиться по ссылке.

1960 открыто отделение дефектологии при физико-математическом факультете МГПИ им. А.М. Горького по специальности "Математик - сурдопедагог". Инициаторами организации отделения дефектологии были Г.З. Кругер (тогда главный врач Республиканского сурдологического диспансера), К.Г. Ермилова (тогда логопед Республиканского сурдологического диспансера), Т.Л. Лещинская (тогда инспектор специальных школ Министерства просвещения БССР), и кандидат медицинских наук А.Г. Третьякова

1961 первый набор студентов на дневное отделение факультета педагогики и методики начального обучения по специальности "Олигофренопедагогика и логопедия"

1964 первый набор студентов на дневное отделение факультета педагогики и методики начального обучения по специальности "Сурдопедагогика" (единственный до 1982 года)

1965 первый выпуск белорусских дефектологов

1968 открыто заочное отделение по специальностям "Олигофренопедагогика и логопедия", "Сурдопедагогика" (три года на базе высшего образования) и "Олигофренопедагогика и логопедия" (5 лет на базе среднего образования)

1968 создана кафедра дефектологии (заведующая – доцент А.Г. Троянова)

24.04.1976 создан дефектологический факультет (декан – доцент Г.Г. Турик) с двумя кафедрами: специальной педагогики (заведующая – доцент Т.Л. Лещинская) и психопатологии и логопедии (заведующие: доцент Н.Ф. Шило (1976-1979 гг.) и доцент Т.А. Григорьева (1979-1984 гг.)

1982 возобновлена подготовка по специальности "Сурдопедагогика" на дневном отделении

1984 первая реорганизация: образованы три кафедры: "Олигофренопедагогики и психопатологии" (заведующий – доцент Г.Г. Турик), "Сурдопедагогики и логопедии" (заведующая – доцент Т.А. Григорьева), "Специальных методик" (заведующий – доцент В.П. Гриханов)

1990-1991 начата подготовка по специальности "Тифлопедагогика" на заочном отделении (три года на базе высшего образования), с 1991 года – на дневном отделении

1993 МГПИ им. М. Горького преобразован в Белорусский государственный педагогический университет (БГПУ), в университете и на факультете началась реализация концепции многоуровневой модели университетского образования 

1994 вторая реорганизация: образовано пять кафедр: основ дефектологии (заведующая – доцент Т.В. Варенова), тифлопедагогики (заведующая – доцент З.Г. Ермолович), сурдопедагогики (заведующая – профессор Т.А. Григорьева), логопедии (заведующая – доцент Л.А. Зайцева), олигофренопедагогики (заведующая – доцент З.А. Апацкая)

1994 первый набор студентов по специальности "Дефектология" с дальнейшей специализацией "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Сурдопедагогика", "Тифлопедагогика"

1996 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Логопедия и практическая психология" (дневное отделение)

1997 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Олигофренопедагогика и логопедия" (заочное отделение)

1998 на факультете открыта переподготовка дефектологических кадров для учреждений специального образования Республики Беларусь. В 2000 году переподготовка перешла в ведение ИПК и ПК БГПК

1998 открыт Ученый Совет по защите диссертаций на присвоение ученой степени кандидата психологических наук по специальности К.19.00.10 "Коррекционная психология"

2000 начата подготовка дефектологов на платной основе по специальности "Логопедия. Специальная психология"


1 сентября 2016 года в соответствии с приказом ректора БГПУ от 04.07.2016 №67 на базе факультета специального образования открыт Институт инклюзивного образования.

Актуальность создания Института инклюзивного образования обусловлена, в первую очередь, присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой в ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

Инклюзивное образование – мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития), в единый образовательный процесс. Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка.

В Республике Беларусь принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, действует план по ее реализации в 2016 – 2020 гг. Однако в международной практике инклюзивное образование рассматривается шире и организуется для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др. Такой подход обусловливает необходимость расширения спектра задач, требующих решения.

Институт инклюзивного образования осуществляет подготовку специалистов в дневной и заочной формах получения образования I ступени высшего образования по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», на II ступени высшего образования по специальности «Коррекционная педагогика»; организует и проводит научные исследования в области специального и инклюзивного образования.

Структура Института инклюзивного образования включает следующие подразделения:

  • кафедра основ специальной педагогики и психологии;
  • кафедра тифлопедагогики;
  • кафедра сурдопедагогики;
  • кафедра логопедии;
  • кафедра олигофренопедагогики;
  • учебно-организационный отдел;
  • учебная лаборатория по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ»;
  • научно-образовательная лаборатория теории и методики специального и инклюзивного образования;

По инициативе и при поддержке ЮНИСЕФ принято решение о создании в структуре Института Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования, а в перспективе – сети его филиалов по всей республике.

Приоритетными направлениями деятельности Института инклюзивного образования являются:

  • развитие системы подготовки педагогов, способных к реализации вариативных форм образования лиц с особыми образовательными потребностями на разных уровнях образования (организация образовательного процесса на первой ступени высшего профессионального образования, разработка и реализация магистерских программ, подготовка кадров высшей квалификации);
  • организация научных исследований в области инклюзивного и специального образования, апробация и внедрение результатов в процессе экспериментальной и инновационной деятельности;
  • разработка и внедрение научно-методического обеспечения инклюзивного и специального образования, современных образовательных технологий;
  • создание и поддержка профессионального консультативного сайта для специалистов и родителей по прикладным вопросам модернизации системы образования;
  • усиление взаимодействия с родителями лиц с особыми образовательными потребностями;
  • расширение связей с общественными организациями, представляющими интересы лиц с особыми образовательными потребностями;
  • развитие международного сотрудничества;
  • организация и проведение национальных и международных научно-практических конференций, конкурсов, выставок по актуальным проблемам инклюзивного и специального образования. 

Таким образом, Институт инклюзивного образования выступит учебно-научно-производственным центром, обеспечивающим разработку концептуальных основ и осуществление образовательной, научной, учебно-методической и практической деятельности в области инклюзивного и специального образования в Республике Беларусь.

Приказом ректора БГПУ была назначена администрация Института инклюзивного образования:

Хитрюк Вера Валерьевна – директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук, доцент;

Жмачинская Наталья Леонидовна – заместитель директора по учебной работе;

Феклистова Светлана Николаевна – заместитель директора по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент. 

Волкова Любовь Михайловна  – заместитель директора по воспитательной работе.

Турский Болеслав Тадеушевич –  начальник учебно-организационного отдела.

У распрацоўцы

On 1 September, 2016 in accordance with the order of the rector of the Belarusian State Pedagogical University dated 4 July, 2016 № 67 the Institute of Inclusive Education was opened on the basis of the faculty of special education.

The actuality of creation of the Institute of Inclusive education is caused, first of all, by accession of the Republic of Belarus to the Convention on the Rights of Persons with Disabilities adopted by the United Nations in 2006. The Convention ratified by our country in 2016 proclaims the duty of the States Parties to ensure an inclusive education system at all levels and lifelong learning.

Inclusive education, the international trend in the development of general education, assumes involving of all children irrespective of the distinctions existing between them (including children with psychophysical peculiarities) into unified educational process.

The idea of inclusive was born within large-scale changes in understanding of human rights, human dignity and human identity.Itprovides for the flexible transformation of the educational system in accordance with individual needs, cognitive opportunities and abilities of every child.

The Concept of the development of inclusive education of people with special needs was adopted in the Republic of Belarus. The plan for realizing the concept in 2016-2020 is functioning. However in international practice inclusive education is being considered more broadly and it is being organized for providing equal opportunities in getting education among children with different educational needs: gifted and talented children, children with deviant behavior, children who represent national minorities and families of migrants, refugees, forced immigrants; children who are in a socially dangerous situation; children with special needs and so on. Such an approach stipulates the necessity of widening a spectrum of problems that need to be solved.

The Institute of Inclusive Education provides the training of specialists in full-time and part-time forms of obtaining higher education in the first stage of higher education in the specialties” “Oligophrenopedagogics”, “Typhlopedagogics”, “Surdopedagogics”, “Speech Therapy”, in the second stage of higher education in the specialty "Correctional Pedagogy"; organizes and carries out scientific research in the field of special and inclusive education.

The structure of the Institute of Inclusive Education includes the following divisions:

  • Department of Correction and Development Technologies;
  • Department of Speech Therapy;
  • Department of Pedagogy and Psychology of Inclusive Education;
  • Department of Special Pedagogy;
  • Educational and organizational department;
  • Educational laboratory for the development of information technologies in special education "Education without borders";
  • Republican resource center of inclusive education, created on the initiative and with the support of UNICEF;
  • Scientific and educational laboratory of theory and methodology of special and inclusive education;

The priority activities of the Institute of inclusive education are:

  • development of the system of training of pedagogues able to implement various forms of education of people with special educational needs at different levels (organization of educational process at the first stage of higher professional education, development and implementation of master's programs, training of highly qualified personnel);
  • organization of scientific research in the field of inclusive and special education, approbation and implementation of results in the process of experimental and innovative activities;
  • development and implementation of scientific and methodological support of inclusive and special education, modern educational technologies;
  • creation and support of a professional consultative website for specialists and parents on applied issues of modernization of the systemof education ;
  • increased interaction with parents of individuals with special educational needs;
  • extension of relations with public organizations representing the interests of people with special educational needs;
  • development of the international cooperation;
  • organization and holding national and international scientific and practical conferences, competitions, exhibitions devoted to the current problems of inclusive and special education.

Thus, the Institute of Inclusive Education will be an academic-research-production center that provides the elaboration of conceptual foundations and undertaking educational, research, academic-methodological and practical activities in the sphere of inclusive and special education in the Republic of Belarus.

The Administration of the Institute of Inclusive Education has been appointed by the Order of the Rector of BSPU:

Vera Valeryevna Khitryuk – Director of the Institute of Inclusive Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

Vladimir Stepanovich Volchenkov – Deputy Director for Academic Affairs;

Svetlana Nikolaevna Feklistova – Deputy Director for Research, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

Valentina Mikhaelovna Mokretsova – Deputy Director for Educational Work;

Boleslav Tadeushevich Turskiy – Head of the Educational and Organizational Department.